Тест на эффективность 17 автомобилей: я дам вам один литр!

Юбилей журнала можно отмечать по-разному. Мы предпочли выезд на свежий воздух с конкретной целью — выяснить в форме необычных испытаний, насколько эффективны автомобили разных конструкций и моделей. Кто выйдет лучшим по формуле «массу умножить на пройденный путь и поделить на съеденное топливо»? Истяза… состязания 17 автомобилей на «Смоленском кольце» дали неожиданные результаты.

1litr best_zr 10–14

1litr best_zr 10-14

Душераздирающее зрелище: 400‑сильный «Кадиллак-Эскелейд» с четырьмя крупными мужчинами на борту гигантской черепахой-альбиносом ползет по гоночному асфальту автодрома «Смоленское кольцо». Иногда его обгоняет юркий «Сузуки-Свифт», тоже с четырьмя ездоками на борту. Ему не очень выгодно ехать быстро, но он все равно обгоняет. «Вольво‑S80» вообще не отозвался на призывное чихание стартера — вот до чего мы довели «шведское совершенство». А «Фольксваген-Амарок» завелся, но вскоре беспомощно встал на обочине. Тихо, идет состязание! На счету каждый метр дистанции!

Как мы дошли до жизни такой?

02

02Топливо аккуратно заливали в бак, не теряя ни капли.
Топливо аккуратно заливали в бак, не теряя ни капли.

РОВНО 1000

Юбилей журнала приятно отметить какой-нибудь масштабной акцией. Некоторые в таких случаях арендуют пароход или ресторан и нанимают каскадеров‑аниматоров. Мы же решили все сделать сами, а мероприятие привязать к красивому числу 1000. При этом нужно непременно куда-то поехать и добыть какие-нибудь необычные результаты.

Спорили долго: чего именно 1000 должно быть — машин, километров, кругов, часов? Миллилитры вполне устроили всех. И редакция дружно, без принуждения и уговоров, отправилась на автодром заливать эти самые миллилитры. В топливные баки, конечно.

http://youtu.be/C7V0y4kq8zY

03

03Ключи от всех машин провели увлекательную ночь в чемоданчике.
Ключи от всех машин провели увлекательную ночь в чемоданчике.

ЧТО ИЗМЕРЯЛИ?

Какова истинная экономичность автомобилей, мы выясняли в прошлом году, на дорогах общего пользования (ЗР, 2013, № 7). Но такой тест во многом предсказуем. Для него, как вы понимаете, каждый постарается добыть что-нибудь не очень габаритное и не особо прожорливое — лучше всего с маломощным дизелем. Но ведь от автомобиля мы ждем не просто умеренного аппетита, а полной отдачи. Как полопаешь, так и потопаешь, бери больше, вези дальше и т. д. Как уравнять шансы, как правильно оценить работу больших и маленьких, тяжелых и легких, мощных и слабых автомобилей?

Эврика! Будем оценивать не экономичность в чистом виде, а эффективность. По формуле: массу умножить на пройденный путь, поделить на съеденное топливо. Под массой подразумевается вес машины с экипажем из водителя и трех пассажиров, набранных командором по собственному усмотрению. Одним требовалась команда полегче, другим потяжелее — в зависимости от выбранной стратегии. А поскольку мы заливаем в бак всего лишь литр топлива, то и подсчет существенно упрощается, ведь от деления на единицу произведение масса × путь не меняется. Взвесил машину, замерил пройденный путь — и получил тоннокилометры.

04

04Машины мы вручную закатывали на весы…
Машины мы вручную закатывали на весы…

В итоге из забавной затеи получился тест на самый эффективный автомобиль российского рынка. Претендентов из числа современных моделей мы предложили на свой вкус и расчет выбрать сотрудникам редакции. Набралось аж 17 участников — достойный чемпионат!

Машины разбили на четыре группы, которые образованы сочетанием двух типов ДВС, а также полного или монопривода. Разумеется, самое почетное — высокое место в абсолютном зачете.

Формула могла быть и иной — например, можно учитывать только полезную нагрузку. Из любопытства мы подсчитали и такие показатели, но формально это второстепенный результат, равно как и экономичность в чистом виде.

06

06«Ситроен» раскачивали, чтобы насос зацепил топливо.
«Ситроен» раскачивали, чтобы насос зацепил топливо.

«Эврика! Будем оценивать не экономичность в чистом виде, а эффективность»

КАК ГОТОВИЛИСЬ?

Подготовка машин свелась, главным образом, к опустошению топливных баков до последней капли. Сначала — насосом через найденное подходящее отверстие, а остатки дожигали естественным образом, на ровной площадке с помощью двигателя. Кроме того, техническая бригада, вооружившись высокоточным манометром, отрегулировала давление в колесах — все без исключения пилоты затребовали максимально допускаемую производителем величину, дабы снизить сопротивление качению. И затем наполнили пустые баки 1000 миллилитрами топлива. Каждому свое, опять-таки в соответствии с указаниями заводов. Интересно, что 92‑й бензин не был востребован вообще. Оно и понятно: если можно 95‑й, лучше заливать его. А коли завод разрешает 98‑й, то вообще идеально: высокое октановое число, по идее, положительно влияет на экономичность.

07

07

ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ?

Придумать жизненную ситуацию, в которой потребовалось бы на одном литре топлива куда-то доехать, непросто. Обычно никто не загоняет свои машины в угол. Загорелась лампочка — срочно на АЗС! Поэтому эксперимент наш сродни Олимпиаде: мы пытались выяснить, что можно выжать из самых разных спортсменов (конструкций) в рафинированных условиях стадиона (автодрома). В самом деле, какая концепция более эффективна: тяжелый обжора или легкий малоежка? Мнения внутри редакции разделились примерно поровну, о чем свидетельствуют выбранные сотрудниками на тест автомобили.

08

08Накануне слили топливо и осушили баки.
Накануне слили топливо и осушили баки.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Наибольшие сомнения в разумности и целесообразности нашего подхода рождали дизели. С одной стороны, они наилучшим образом подходят для достижения поставленной цели: топливо расходуют умеренно, а тянут на низах хорошо. Но с другой — топливная система дизелей порой негативно относится к осушению тракта и прочим лишениям. Иногда даже требует немедленной погрузки машины на эвакуатор.

Наши опасения оправдались в полной мере: без затруднений завелись на одном литре лишь пара-тройка дизельных машин.

Разумеется, никто не ждал, что коллеги привезут на автодром великое множество гибридов. Навязанная мода на гибриды обусловлена как раз тем, что они экономичны и какую-то дистанцию могут проехать вообще без жидкого топлива, — но, по прикидкам, они все равно не попадали в число явных фаворитов, несмотря на скромные показатели расхода. Ведь мы намеревались перед стартом полностью «осушить» и бак, и рабочие батареи, иначе гибрид получит нечестное преимущество перед негибридами. И часть энергии ДВС непременно ушла бы на зарядку этих батарей.

09

09За полчаса до старта провели жеребьевку с помощью лото.
За полчаса до старта провели жеребьевку с помощью лото.

Тут остался повод для спора. Ведь гибрид не виноват в том, что у него есть батарея, — это конструктивная особенность! Такая же, как подключаемый полный привод, который для наших целей выгодно не подключать.

Как бы там ни было, гибрид приехал только один, зато самый массовый в нашей стране. И на его примере мы убедились, что учли не все подводные камни. Учтем в будущем! Надо еще подумать, как быть с электромобилями, от рождения лишенными такого счастья, как бензобак.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Собрались и отправились всем скопом на «Смоленское кольцо». Доказывая по дороге самим себе, что автомобиль — средство не столько экономии горючего, сколько перемещения себя и груза в пространстве.

10

10Кое-кому выпал номер 13, и это потом аукнулось!
Кое-кому выпал номер 13, и это потом аукнулось!

Нам очень понравилось то, что у нас получилось. Это было интересно, и так еще никто не делал! Тест, эксперимент, пытка (для машин, конечно, не для людей) и соревнование в одном флаконе.

Теперь думаем, как собрать на одной трассе одновременно все самые актуальные для российского рынка модели. И уже придумали, что именно будем измерять в следующий раз, — но это пока секрет.

Кто из 17 нынешних персонажей удивил нас больше всех? Любопытные свойства характера проявил почти каждый. А чемпионом оказался самый тяжелый! Подробности — далее, в последовательности, определенной жребием, то есть в порядке стартов.

Поехали!

«Сузуки-Свифт» — 40,13 т.км/л

13

13Остановиться надо на обочине, чтобы не мешать тем, кто еще едет.
Остановиться надо на обочине, чтобы не мешать тем, кто еще едет.

Бензин, 1,2 л, 94 л.с., полный привод, М5 

2-е место в зачете «Бензин, 4×4»

5-е место в абсолютном зачете

1-е место по расходу топлива

Игорь Моржаретто

11

11

УЕХАЛ ДАЛЬШЕ ВСЕХ

Двадцать лет назад меня попросили перегнать из Германии в Москву автомобильчик совершенно неизвестной тогда у нас автомобильной марки. «Сузуки» — это же мотоцикл! Трехдверный «Свифт» первого поколения (1990 года выпуска) поначалу не вдохновил. Какой-то маленький, не внушающий доверия. Но по дороге он меня покорил. А когда я подсчитал расход топлива, то был потрясен: 4 л/100 км! Для того времени совершенно фантастический результат.

Когда мне предложили поучаствовать в тесте на эффективность, сразу вспомнился тот «Свифт». А каков он сейчас? Машины нынешнего поколения оснащаются лишь одним двигателем — объемом 1,2 л. Зато они короткие и легкие. И главное, есть полноприводный вариант! Для зачета «4×4» не найти более экономичной машины! Итак, 4WD, 5-ступенчатая механическая коробка. Поехали!

14

14

И автомобиль показал себя во всей красе. Достаточно комфортный для четырех человек (правда, за счет миниатюрного багажника), он резво наматывал круг за кругом по «Смоленскому кольцу». Бодрое шасси позволяло вписываться в повороты не сбрасываясь. В среднем скорость составляла 50–55 км/ч. Практически все время ехал на пятой передаче!

В итоге — лучшие результаты по пройденному расстоянию и по расходу топлива. Но, будучи помноженным на маленький вес машинки, набранный километраж не позволил подняться на верхнюю ступеньку пьедестала. Да и ладно, все равно машина классная! Правда, только для асфальта: редуктор заднего моста висит низко — не суйтесь даже на легкое бездорожье.

«Кадиллак-Эскелейд» — 61,97 т.км/л

17

17

Бензин, 6,2 л, 403 л.с., полный привод, А6 

Победитель в классе «Бензин, 4×4»

Победитель в абсолютном зачете

Денис Панов

15

15

ЗАДАВИМ МАССОЙ

Мне поручили доставить на автодром дюжину канистр и прочее техническое оснащение. Малыши и даже кроссоверы не подходили, и я стал подыскивать как можно более вместительный автомобиль. А в списке тяжеловесов нашелся очень интересный как раз для нашего эксперимента. Дело, конечно, не в десяти динамиках аудиосистемы «Боуз». Просто из восьми цилиндров «Кадиллака» половина при малых нагрузках автоматически отключается! А вес… Так на него же умножают!

Какую экономию можно выжать из монстра весом более 2,5 тонны? Потренировался на пустой дорожке: оказалось, что машина едет, даже если не касаться педали газа. Лишь в горку ей надо немного помочь. А так — ползет и ползет. Какая мощь! Какая инерция!

18

18Замер пройденного пути производили прибором GPS, установленным на судейском микроавтобусе.
Замер пройденного пути производили прибором GPS, установленным на судейском микроавтобусе.

Если судить по показаниям бортового компьютера, мгновенный расход в таких режимах вполне умеренный — сопоставимый с расходом малолитражки. Конечно, при езде по загруженной автостраде «Эскелейд» выдал аж 17 л на сотню (по паспорту — 18 л/100 км в смешанном цикле). Чего, собственно, и следовало ожидать от 6,2‑литрового мотора.

Эти данные я охотно сообщил коллегам — будущим соперникам. Остальное утаил до поры до времени, да они и не спрашивали. Поэтому мой результат оказался для них шокирующим. Возникло даже недоверие: а все ли топливо откачали из бака «Кадиллака»? Но посудите сами: разве расход 4,7 л на сотню недостижим для четырехцилиндровой машины? Кто не верит, пусть проверит. Только, пожалуйста, не на дороге общего пользования — там вас с таким темпом движения проклянут. Но выиграл я все же не расходом, а массой.

«Ауди-А3 седан» — 26,22 т.км/л

21

21Выезд из бокса на старт — без пуска двигателя.
Выезд из бокса на старт — без пуска двигателя.

Бензин, 1,8 л, 180 л.с., передний привод, А7 (робот)

3-е место в зачете «Бензин, 4×2»

11-е место в абсолютном зачете

Кирилл Милешкин

19

19

ИНТЕЛЛЕКТ НЕ ОБМАНЕШЬ

Выбор на этот компактный седан пал неспроста. Экономичный турбомотор TFSI в паре с умным роботом «S троник» должен обеспечить завидный пробег на одном литре.

Правда, чуть огорчил 180‑сильный двигатель: в идеале я рассчитывал на 1,4‑литровый, заведомо менее жадный до топлива, но такой машины не нашлось.

По дороге в Дорогобуж показания маршрутного компьютера внушали оптимизм. С круиз-контролем, выставленным на ненаказуемые 109 км/ч, получилось всего 5,5 л/100 км. В состязании я ехал, конечно, совсем в другом, предельно экономичном режиме.

22

22

Разочарование наступило очень быстро. На 16‑м километре зачетного заезда «Ауди» начал чихать, моргать лампой неисправности двигателя и заглох на подъеме. Продвинутые мотор и коробка вчистую проиграли куда более архаичным агрегатам «Кадиллака»! 

Поражение скорее техническое и обусловлено не прожорливостью мотора, а индивидуальными особенностями конструкции. «Ауди» попросту не выхлебал весь залитый литр полностью. «Трешка» с легкостью пускалась, но через пару секунд устойчивой работы глохла. Похоже, электроника принудительно глушит машину, не дожидаясь, пока «глупый» водитель добьется полной выработки бензина и осушит жизненно важные топливные тракты. Респект интеллекту «Ауди», но правил нашей гонки он, кажется, не понял.

«Вольво‑S80» — не стартовал

25

25Слить топливо из «Вольво» не удалось. Пришлось вырабатывать.
Слить топливо из «Вольво» не удалось. Пришлось вырабатывать.

Дизель, 2,4 л, 215 л.с., полный привод, А8 

Михаил Кулешов

23

23

ЖИВУ НЕ В СОЧИ

Изначально я остановил свой выбор на «Вольво‑V40 Кросс Кантри» со 114‑сильным дизелем D2, потребляющим, по заявлению производителя, меньше 4 л на сотню. Но за сутки до получения автомобиля раздался телефонный звонок: «С предыдущего тест-драйва машину вернули с пробитым колесом, а запаски нет».

Интересные автомобили других брендов к тому моменту уже разобрали коллеги. Я решил не суетиться и просто ехать на другом «Вольво».

На первый взгляд, бизнес-седан мощностью 215 л.с. — странный выбор для теста на эффективность. Но у S80 современный турбодизель с заявленным расходом 4,8 л/100 км и отличный 8-ступенчатый «автомат» с ручным режимом. А еще полный привод, дающий надежду на успех в своем зачете. И внушительная снаряженная масса, влияющая на итоговый результат.

26

26

Прискорбно, что теория разошлась с практикой. Литра топлива «шведу» не хватило на пуск двигателя — оно попросту не поступало в камеры сгорания. Не помогли никакие ухищрения в виде раскачивания кузова или установки машины на уклон. Было вдвойне обидно из-за того, что в повседневной эксплуатации S80 действительно очень экономичный. По пути на «Смоленское кольцо» уложился в 5,5 л/100 км, а в городской толчее тратил не больше 8 л на сотню. Уверен, не будь зачетный литр последним в баке, мы с «Вольво» показали бы класс!

Впрочем, знал бы прикуп — жил бы в Сочи. Как выяснилось позже, для пуска дизельного S80 требуется минимум 7 л солярки! Возможно, и с «V40 Кросс Кантри» приключилась бы похожая история.

«Ситроен-С4 Пикассо» — 31,24 т.км/л

28

28Взывание к небесам в комплексе с ручной подкачкой сработало — мотор завелся.
Взывание к небесам в комплексе с ручной подкачкой сработало — мотор завелся.

Дизель, 1,6 л, 115 л.с., передний привод, А6 (робот)

2-е место в зачете «Дизель, 4×2»

8-е место в абсолютном зачете

Михаил Гзовский

30

30

БЛИЗНЕЦЫ?

Как и мой напарник по прошлогоднему тесту на экономичность Юрий Тимкин, я был под впечатлением от наших результатов на дизельном «Пежо‑301». Поэтому для нового испытания искал машину того же толка. В результате мы с Юрой, не сговариваясь, выбрали братьев‑близнецов по концерну PSA. Мой «Ситроен-С4 Пикассо» оснащен точно таким же дизелем и роботизированной коробкой передач, как у взятого им «Пежо‑3008». Различия в снаряженной массе минимальны.

Еще по дороге на автодром в душу закрались сомнения в правильности выбора — несмотря на заявленные 3,7 л расхода на сотню в загородном цикле. И виноват в них робот: расстроили запоздалые переключения и рывки. Уже на подступах к трассе решил, что в зачете поеду в мало-мальски логичном ручном режиме коробки. Но, как вскоре выяснилось, еще нужно было умудриться стартовать!

29

29

Зная о трудностях пуска «осушенного» дизеля, я заблаговременно подкачал топливо вручную подкапотной помпой, но «Ситроен» не желал работать: выжигал поданное топливо и спустя секунды глох. После десятка попыток мне все же удалось заставить С4 тронуться, но драгоценные капли солярки уже сожжены… Первый же круг подтвердил опасения: робот абсолютно не годится для экологических рекордов. В подъем мотор везет неохотно, требуя переходить на ступень, а то и на две вниз. Еще хуже то, что на передаче «Ситроен» не желает катиться под гору: слишком рьяно тормозит двигателем. Так что фиаско С4 не стало для меня откровением. Зато теперь я точно знаю: даже соплатформенные модели конструктивно не копируют друг друга. Ведь «Пежо‑3008» коллеги пустился с первой попытки.

«Фольксваген-Амарок» — 30,37 т.км/л

33

33Физические упражнения с пикапами — полезно для здоровья.
Физические упражнения с пикапами — полезно для здоровья.

Дизель, 2,0 л, 180 л.с., полный привод, А8 

4-е место в зачете «Дизель, 4×4»

9-е место в абсолютном зачете

Павел Леонов

31

31

РЕАЛЬНЫЙ, ДА НЕ ТОТ

После ознакомления с регламентом и нехитрых математических вычислений я решил основную ставку сделать на массу. Выходило, что наилучшие шансы на победу — у тяжелых автомобилей с дизельными двигателями небольшого объема. Перебрав десяток вариантов, вспомнил про фольксвагеновский пикап — «Амарок». А что? Снаряженная масса под две тонны, под капотом относительно экономичные 2‑литровые дизели мощностью 140 и 180 л.с. Есть версии с механической коробкой передач и задним приводом. То, что доктор прописал!

Фольксвагеновцы огорчили: моноприводные версии завозят к нам в единичных экземплярах, найти такую машину почти нереально. Ладно, сойдет и полноприводная. Однако модификации с подключаемым полным приводом тоже не нашлось. А добили меня известием о том, что «Амарока» с МКП мне не видать. Так я получил самый мощный (читай: самый прожорливый) пикап с постоянным полным приводом и 8-ступенчатым «автоматом». Но отступать некуда. Дадим бой и на этом.

34

34

Как выяснилось уже на трассе, боя не получилось. По пути на «Смоленское кольцо» «Амарок» легко укладывался в 6,0–6,5 л на сотню, а вот на треке уходило куда больше. Видимо, сказались ощутимые перепады высот и непрогретый мотор. Уверен, что и в лабиринтах топливной магистрали затерялись драгоценные десятки, а то и сотни миллилитров дизтоплива. Итог — девятое место в абсолюте. Не последнее, конечно, но рассчитывал-то я на большее. Эх, мне бы задний привод с «механикой» и 140‑сильным дизельком…

«СанЙонг-Актион D20» — 53,95 т.км/л

36

36«Актион» оказался одной из самых покладистых и беспроблемных машин.
«Актион» оказался одной из самых покладистых и беспроблемных машин.

Дизель, 2,0 л, 149 л.с., полный привод, А6 

Победитель в зачете «Дизель, 4×4»

2-е место в абсолютном зачете

3-е место по расходу топлива

Сергей Смирнов

38

38

ИГРА ПО-КРУПНОМУ

Что нужно для победы? Вариант легкой и маломощной машины я отверг. Она наверняка уедет дальше, чем что-то большое и тяжелое, но явно не в два и не в три раза дальше! Поэтому для наших условий игры автомобиль требуется массивный. А двигатель — экономичный и тяговитый, современный и надежный, но без разных электронных штучек. Электроника, как мне кажется, склонна мешать работе в некоторых нештатных режимах. Вот почему выбор пал на переднеприводный «Актион» с дизельным двигателем и механической коробкой.

Толку в том, что он пал, было немного: в пресс-парке нашлась только версия с полным приводом и автоматической коробкой. Однако многие соперники столкнулись с тем же — получили не то, что хотели. Поэтому надежда на неплохое выступление осталась.

37

37

На старте 149‑сильный «Актион» завелся с первой попытки (к тому моменту я уже успел посмотреть, как соратники маются с пуском дизелей). По трассе особо не гнал, но и не плелся. В поворотах пару раз свистнули покрышки — не хотел я терять нужный темп. После седьмого круга начал подумывать о рекорде трассы, потому что для такой тяжелой машины даже шесть кругов — грандиозный успех. И тут на затяжном подъеме двигатель благополучно заглох… Впрочем, пройденных километров вполне хватило, чтобы занять второе место в абсолютном зачете.

Отличная машина для решения подобных задач. Страшно представить, сколько удалось бы еще намотать по солнцепеку, если бы «Актион» был с передним приводом и «механикой»! 

Окончание следует

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (10)

Самые новые

Мдаа, а сколько у каждой машины насос не докачал топлива? Если они не хотели для запуска двигателя всасывать литр, сколько в баке осталось?? А на самом деле ситуации такие бывают, однажды закатывался на заправку с заглохшим двигателем уже (предыдущая заправка не работала), особенно в дали от столицы нашей родины такое бывает, едешь — лампочка начинает моргать, знак: 50 км до заправки, подъезжаешь к той заправке, а там сугробы по колено на ней — уже минимум полгода как не работает... Благо двадцатка бензина про запас лежала на дальний незнакомый путь, а так кукуй в лесах архангельской области в сорокаградусный мороз.. Но литр там, если спирта, поможет только..))

Ответить#
0

Если бы взяли полноприводный Актион с бензиновым двигателем и механической коробкой, то расход был бы еще меньше.

Ответить#
0

это были самые распространенные авто россии ??!!! вы за пределы мкад иногда выезжаете ???

Ответить#
0

Очень полезный тест, мда.

Ответить#
0

Для чистоты эксперимента следовало бы залить полные баки на горизонтально ровной площадке по край горловины. Проехать определенное количество кругов, например 10, для каждого. А затем долить мерным стаканом.

Ответить#
0

Да это была бы более правильная методика,но менее пиаристая

Ответить#
0

Потом эти машины с загубленными насосами толкнём на аукционе(:wonder:)

Ответить#
0

Обычно всех окружающих считает обманщиком тот, кто сам горазд обманывать.

Ответить#
0

У Вас богатый жизненный опыт

Ответить#
0

А мне тест понравился, спасибо!

Ответить#
0