Докатились: россияне пересаживаются на подержанные Lada

В отличие от рынка новых автомобилей, спрос на вторичном авторынке продолжает расти. В условиях нестабильной экономической обстановки россияне отдают предпочтение более дешевым подержанным авто, тем более что большинство предложений в этом сегменте – машины с минимальным пробегом. Показательно, что больше всего спрос растет на недавние бестселлеры первичного авторынка – Lada Priora, Renault Logan и Ford Focus. Между тем резкое падение продаж новых автомобилей уже в ближайшее время может привести к дефициту предложений на «вторичке».

Автомобиль «на черный день»

В то время как продажи новых автомобилей в России падают уже второй год подряд, на вторичном авторынке наблюдается рост. По данным «Автостата», за 8 месяцев 2014 года россияне купили 3 млн 972 тыс. подержанных машин – на 9,6% больше, чем годом ранее. Рынок новых автомобилей за тот же период, согласно данным АЕБ, упал на 12,1%, до 1 млн 582 тыс. авто. По словам руководителя подразделения по продаже автомобилей с пробегом ГК «Рольф» Алексея Баринова, это обычная экономическая практика: когда рынок новых автомобилей начинает сокращаться, продажи подержанных растут. «Сейчас возраст большей части продаваемых автомобилей с пробегом не достигает пяти лет. Они еще достаточно свежие, но стоят заметно дешевле новых аналогов», – отмечает он.

«Продажи вторичного рынка зачастую начинают активизироваться именно во времена экономического спада или рецессии, – соглашается руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян. – Потребители ожидают скидки на новые автомобили, к которым привыкли, а их нет. На текущий момент, наоборот, многие дилеры поднимают цены на автомобили из-за движения валютного рынка».

Топ-25 продаваемых подержанных автомобилей в России

Модель январь-август 2014 январь-август 2013 %
1. Lada 2107 149447 146748 1,8
2. Lada 2114 126851 115591 9,7
3. Lada 2110 116699 120944 -3,5
4. Toyota Corolla 92835 89965 3,2
5. Lada 2109 91956 96686 -4,9
6. Ford Focus 90084 75998 18,5
7. Lada 2106 81623 86871 -6
8. Lada 2112 77242 77502 -0,3
9. Lada 2115 77052 75686 1,8
10. Lada 21099 73450 77916 -5,7
11. Lada 4x4 72174 65429 10,3
12. Lada Priora (седан) 62297 51047 22
13. Daewoo Nexia 54810 46936 16,8
14. Renault Logan 48840 41010 19,1
15. Volkswagen Passat 46029 45826 0,4
16. Lada 2105 45725 46039 -0,7
17. Toyota Camry 44802 37803 18,5
18. Chevrolet Niva 42947 37066 15,9
19. Opel Astra 42396 36209 17,1
20. Mitsubishi Lancer 41987 39089 7,4
21. Lada 2104 39732 38501 3,2
22. Lada Priora (хэтчбек) 36852 30439 21,1
23. Daewoo Matiz 35890 31848 12,7
24. Hyundai Accent 35524 34758 2,2
25. GAZ 3110 35520 37780 -6

Источник: «Автостат»

Как говорят участники рынка, в сложной экономической обстановке одним новый автомобиль становится не по карману, а другие не хотят переплачивать за машину с нулевым пробегом. Кроме того, на вторичном рынке в рамках имеющегося бюджета больше выбора – как по моделям, так и по уровню оснащения автомобиля.

«В условиях ужесточения экономической ситуации клиенты хотят экономить на всем, включая покупку автомобиля. Таким образом, они отказываются от покупки новых автомобилей и приобретают автомобили с пробегом. Мы уже видели подобную ситуацию в Чехии и Словакии ранее, – комментирует гендиректор «ААА АВТО» Каролина Тополова. – К тому же новый автомобиль теряет свою ценность очень быстро, около 30-40% в первый год использования. Поэтому люди отдают предпочтение почти новым или автомобилям с небольшим пробегом, где дальнейшее падение стоимости не будет таким резким, а цена будет более выгодной. Такие автомобили, как правило, продаются в лучшей комплектации и у них больше дополнительных опций, чем у новых автомобилей по той же цене».

Растущий спрос на подержанные автомобили в условиях неопределенной экономической ситуации директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко также объясняет неуверенностью россиян в завтрашнем дне. «Большинство сделок на вторичном авторынке проходит за наличный расчет, при котором не нужно бояться за свое социальное положение завтра. Приобретенный таким способом автомобиль превращается в актив», – говорит он.

Докатились до кризиса?

Между тем в июне и августе вторичный авторынок показал небольшой «минус» – на 2% и 1,4% соответственно. Участники рынка объясняют это традиционным летним снижением спроса, связанным с отпусками и дачным сезоном. Однако аналитики «Автостата» прогнозируют дальнейшее падение продаж подержанных авто в ближайшие месяцы, что по итогам года сведет динамику рынка практически к нулю. «Очевидно, что рынок просел, и в осенние и зимние месяцы улучшения не будет. Традиционно ожидается всплеск продаж перед Новым годом», – рассказывает Денис Еременко.

Кроме того, продажи автомобильного секонд-хэнда находятся в тесной связи с первичным авторынком – из-за резкого падения продаж новых автомобилей на «вторичке» образовался дефицит предложений. «В связи с тем, что сильно упали продажи новых автомобилей, в trade-in сегодня сдается намного меньше б/у автомобилей. Все меньше и меньше на вторичном рынке предложений от частных лиц, сейчас большинство продавцов – это салоны, площадки и частные перекупщики. Люди не спешат расставаться со старыми автомобилями, поскольку цены на новые высоки, и купить качественный подержанный авто становится все сложнее и сложнее», – констатирует Денис Еременко. Впрочем, продажи автомобилей с пробегом будут снижаться не так резко, как новых машин, поскольку первичный авторынок более чувствителен к экономической ситуации в стране, отмечает Мария Бильбулян.

Вечная «классика»

Наибольшим спросом на рынке автомобилей с пробегом пользуется «классическая» Lada 2107, продажи которой за январь-август составили 149,5 тыс. машин (+1,8%). Как отмечают участники отрасли, вазовская «семерка» – самый дешевый автомобиль на вторичном рынке, поэтому пользуется популярностью у достаточно широкой аудитории с невысоким доходом. К тому же Lada 2107 выпускалась без малого 30 лет, и теперь эти автомобили находятся в обороте на вторичном рынке.

Стоит также отметить, что лидером роста среди 25 самых продаваемых моделей на вторичном рынке стала Lada Priora. За восемь месяцев реализация седанов флагманского семейства АВТОВАЗа выросла на 22%, до 62,3 тыс. подержанных машин, хэтчбеков Priora – на 21,1%, до 36,8 тыс. авто. По словам экспертов, автомобиль начинает поступать на вторичный рынок примерно через три года после начала продаж и через 5-7 лет смена владельца достигает своего пика. Этим и объясняются высокие продажи бывших в употреблении Priora – модели, которая выпускается с 2007 года.

В целом, продажи подержанных автомобилей Lada в январе-августе увеличились на 3,9% и составили 1 млн 256 тыс. машин. Таким образом, продукция АВТОВАЗа доминирует на вторичном рынке, где каждый третий автомобиль – с ладьей на радиаторной решетке, а в Топ-10 самых продаваемых моделей Lada занимает аж восемь мест! Популярность вазовских машин на вторичном рынке Алексей Баринов объясняет низкой ценой этих автомобилей и запчастей к ним, а также доступностью обслуживания и неприхотливостью к условиям эксплуатации. У ВАЗов большая оборачиваемость, и они очень востребованы в регионах – там, где сложно найти запчасти для иномарок, отмечают участники рынка.

Старые новые бестселлеры

Среди подержанных иномарок традиционно лидирует Toyota, которая более чем в два раза превосходит по продажам другой японский бренд – Nissan. В январе-августе россияне купили 460,2 тыс. Toyota (+7%). При этом рейтинг самых продаваемых иностранных моделей на вторичном рынке возглавляет Corolla (99,5 тыс. шт., +1,4%), а продажи бизнес-седана Camry показывают один из наиболее высоких темпов роста (+18,5%, 44,8 тыс. шт.). «Автомобили Toyota, включая Camry и Corolla, пользуются большим спросом на рынке подержанных автомобилей благодаря качеству, надежности и долговечности, и как следствие, высокой остаточной стоимости», – говорит старший специалист по связям с общественностью Toyota Евгения Тетерина.

Также высокий рост спроса на вторичном рынке наблюдается на Ford Focus (+18,5%, 90,1 тыс. шт.), Daewoo Nexia (16,8%, 54,8 тыс. шт.), Renault Logan (+19,1%, 48,8 тыс. шт.) и Opel Astra (+17,1%, 42,4 тыс. шт.). Как отмечают эксперты, в прошлые годы все эти модели были лидерами продаж на рынке новых автомобилей и сейчас повторяют успех на вторичном рынке. На рынке подержанных авто модель показывает примерно ту же кривую продаж, что и у нового автомобиля, но на 3-6 лет позже, подтверждают участники рынка. По словам гендиректора проекта «Автология» Максима Брегера, стоит также учитывать срок присутствия модели на авторынке. «К примеру, в статистике рынка подержанных автомобилей учитываются продажи Ford Focus всех поколений, которые продавались в России. Соответственно, если модель давно представлена на рынке, то ее совокупный вес на вторичном рынке будет высок», – поясняет эксперт.

«Живучие» иномарки

Что касается перспектив вторичного авторынка России, участники отрасли ожидают его умеренного роста в среднесрочной перспективе. Согласно базовому прогнозу «Автостата», в 2014 году продажи автомобилей с пробегом вырастут на 4,5%, до 6 млн машин. При этом в следующем году возможно небольшое сокращение вторичного авторынка – в пределах 3%, до 5,85 млн автомобилей. По словам аналитиков, возможное введение «экологического» налога на эксплуатацию старых автомобилей или запрет импорта на ввоз иномарок в качестве ответа на санкции Запада могут негативно сказаться на обновлении автомобильного парка и привести к сокращению предложений на вторичном рынке. Но в более отдаленной перспективе 6-миллионный рубеж снова будет преодолен в 2017 году, и рынок автомобилей с пробегом продолжит рост на уровне 2% в год.

При этом доля отечественных машин на вторичном рынке продолжит падать, и в 2018 году на них будет приходиться немногим более четверти продаж. Дело в том, что парк отечественных автомобилей неумолимо сокращается, в то время как у иномарок он стремительно растет. По словам Дениса Еременко, иномарки уже давно доминируют на рынке новых автомобилей, постепенно они замещают продукцию российского автопрома и на «вторичке». «Причем б/у иномарки живут на рынке намного дольше по сравнению с отечественными автомобилями», – отмечает он.

Несмотря на это, лидером продаж на вторичном рынке будет оставаться Lada, хотя ее преимущество над иномарками с каждым годом будет все менее весомым. Переломить эту тенденцию вряд ли сможет даже запуск новых моделей Lada Vesta и XRAY, поскольку российский парк Lada слишком огромен и количество старых «Жигулей», выбывающих на утилизацию по возрасту, будет неизбежно доминировать, считают участники рынка.

Продажи подержанных легковых автомобилей в России

Марка январь-август 2014 январь-август 2013 %
1. Lada 1 255 811 1 208 171 3,9
2. Toyota 460 195 430 185 7
3. Nissan 202 992 175 561 15,6
4. Chevrolet 155 692 128 943 20,7
5. Ford 146 884 130 645 12,4
6. Hyundai 142 509 122 452 16,4
7. Volkswagen 125 765 113 948 10,4
8. Mitsubishi 119 266 106 859 11,6
9. Honda 110 522 100 760 9,7
10. Renault 108 789 95 745 13,6
11. KIA 103 173 82 626 24,9
12. Daewoo 95 275 83 429 14,2
13. Opel 92 375 85 487 8,1
14. Mazda 87 647 77 754 12,7
15. Mercedes-Benz 79 404 65 928 20,4
16. BMW 76 849 66 768 15,1
17. Audi 69 609 66 184 5,2
18. GAZ 57 486 60 690 -5,3
19. Skoda 47 903 37 729 27
20. Peugeot 40 600 36 151 12,3
21. Suzuki 40 322 34 936 15,4
22. Subaru 33 808 29 048 16,4
23. UAZ 33 437 29 639 12,8
24. OKA 28 805 28 780 0,1
25. Lexus 27 871 23 569 18,3
26. Volvo 24 012 21 744 10,4
27. Citroen 20 089 17 827 12,7
28. Land Rover 17 687 14 317 23,5
29. Chery 14 648 12 641 15,9
30. Moskvich 12 068 13 605 -11,3
31. SsangYong 11 959 9701 23,3
32. Infiniti 11 614 8219 41,3
33. ZAZ 10 668 9478 12,6
34. IZH 9228 9002 2,5
35. FIAT 8716 8328 4,7
36. Great Wall 7542 6150 22,6
37. Lifan 6802 4293 58,4
38. Dodge 6517 6694 -2,6
39. Daihatsu 6309 5832 8,2
40. Porsche 5553 4117 34,9
Прочие 55 757 49 090 13,6
Всего 3 972 158 3 623 025 9,6

Источник: «Автостат»

Подпишитесь на «За рулем» в