За машиной — в столицу: какой секонд-хэнд массово уезжает из Москвы

Каждый третий подержанный автомобиль, проданный в Москве, затем получает провинциальную прописку. Купить машину на столичном рынке приезжают из многих регионов России, ведь в Москве и выбор больше, и цены ниже. Впрочем, в большинстве случаев это касается недорогих автомобилей, а вот премиальные иномарки, как оказалось, со сменой хозяина чаще всего остаются в столице.

За машиной – в столицу

На вторичном авторынке России достаточно распространена практика, когда сделки по купле-продаже подержанных автомобилей осуществляются в одних регионах, а постановка машин на регистрационный учет происходит уже в других. Чаще всего это относится к случаям, когда жители регионов едут за автомобилем с пробегом в Москву – на приезжих покупателей приходится примерно треть всех сделок на вторичном авторынке столицы. По словам экспертов, большое число покупателей из регионов объясняется насыщенностью московского рынка, ведь «за МКАДом» зачастую существует дефицит предложения подержанных автомобилей, например в случае, если модель не продается в России официальными дилерами. Кроме того, нередко в Москве подержанный автомобиль можно купить дешевле, чем в родном регионе.

«В Москве свой собственный сформированный рынок б/у автомобилей, и их стоимость намного ниже, чем в регионах. Существует даже такой, скажем, «бизнес», когда перекупщики приобретают авто в Москве и везут в регионы, реализовывая при этом на 10-20% дороже», – говорит директор сервисного центра компании «Аркан» Аркадий Шматов.

Аналитики «Автостата» изучили, как и куда мигрируют подержанные автомобили в возрасте до 7 лет за первое полугодие 2014 года. По их данным, лидером по этому показателю стала Renault – более половины машин французской марки приобретается в Москве жителями других субъектов России. Еще порядка 15% автомобилей Renault после покупки в столице в дальнейшем ставится на учет в соседней Московской области. Таким образом, в пределах самой Москвы перепродается лишь треть легковушек Renault, сошедших с конвейера не более 7 лет назад. Также свыше половины машин уезжают из столицы в другие регионы у китайской марки Great Wall и отечественной Lada. Как и у Renault, более 30% этих автомобилей остается в Москве, а оставшаяся часть отправляется в Подмосковье.

Как отмечает директор направления по продажам автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бабарыкин, в Московском регионе более высокий уровень зарплат относительно других регионов, поэтому здесь пользуются спросом автомобили в более высоком ценовом сегменте.

«Еще семь лет назад автомобилей Lada в Москве было значительно больше, сейчас же даже пенсионеры столицы стараются по возможности пересесть на иномарки – пусть подержанные или совсем без дополнительного оборудования, но иномарки, – добавляет руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян. – Спрос на бренд Lada в Москве резко упал, что обусловлено высокой конкуренцией и большим выбором в сегменте малых автомобилей. В регионах же спрос на эти автомобили по-прежнему высок, поэтому городские машины уезжают на периферию».

Volvo и Porsche – «коренные москвичи»

А вот реже всего покидают столицу автомобили Volvo – из общего числа подержанных машин шведской марки лишь менее 20% приобретается жителями других регионов. При этом пятая часть их «оседает» в Московской области, а более 60% находит своих новых владельцев среди москвичей. Почти столько же автомобилей Porsche остается в столице, однако доля машин, которые перепродаются в другие регионы, составляет около 30%, а в Подмосковье «переезжает» только десятая часть. У других представителей премиум-сегмента – Mercedes-Benz и Land Rover – московскую «прописку» сохраняют около 60% машин в возрасте до 7 лет. В российскую глубинку «переезжает» каждый четвертый такой автомобиль, а остальные вновь ставятся на учет в Московской области.

По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, автомобили премиум-марок менее востребованы в регионах из-за высокой стоимости обслуживания и отсутствия профильных сервисов. «Не секрет, что в небольших городах уровень дохода населения невысокий, поэтому меньшей популярностью пользуются марки, которые традиционно считаются дорогими в обслуживании, – соглашается Мария Бильбулян. – Вместе с тем в регионах развивается дилерская сеть вместе с трейд-ин, поэтому сейчас не всегда есть надобность приезжать за автомобилем в Москву – дорогой автомобиль можно выгодно купить и в регионе, выбор есть».

Как отмечает Аркадий Шматов, среди автомобилей премиум-сегмента популярностью у жителей регионов пользуются японские внедорожники, в первую очередь из-за своей проходимости, надежности и простоты обслуживания. «К тому же достать запчасти под эти автомобили бывает куда проще», – добавляет он.

Кстати, наиболее популярными регионами «миграции» легковых автомобилей по итогам первого полугодия 2014 года стали южные регионы – Ростовская область и Краснодарский край. Доля каждого из этих регионов превысила 2% от общего объема вторичного авторынка столицы. Также достаточно часто подержанные автомобили переезжают из Москвы в Нижегородскую, Тульскую, Владимирскую и Тверскую области, доля которых варьируется от 1,2 до 1,4%. Кроме того, немало столичных автомобилей со сменой владельца мигрируют в Воронежскую область, Санкт-Петербург, Калужскую область и Ставропольский край (более 1% перепродаж). При этом здесь не учитывается Московская область, которая забирает из столицы шестую часть продаваемых в регионах подержанных машин.

«Миграция в Тверскую, Тульскую, Владимирскую и некоторые другие области обусловлена близостью к столице, хотя и нередки случаи покупки автомобилей для эксплуатации в Сибирском регионе и даже дальше», – отмечает Аркадий Шматов.

Понаехали

Между тем подержанные автомобили не только покидают Москву, но и приезжают сюда. По данным «Автостата», особенно это касается Lada – более 20%. Еще больше таких машин переезжает из Подмосковья в Москву – около четверти. Не менее 15% перепродаж автомобилей Subaru и Toyota на столичном рынке осуществляется за счет регионов. Доля машин этих японских марок, которые мигрировали из Московской области, оказывается немногим выше – порядка 17-18%. Реже всего (менее 7%) в столицу заезжают «провинциалы» Volvo, MINI, Suzuki и Citroen.

«Есть определенный тренд миграции автомобилей с пробегом из регионов в Москву и Подмосковье. В Московском регионе цены на б/у автомобили стоимостью до 1 млн руб. ниже, чем в других регионах, и обратная ситуация с автомобилями стоимость дороже миллиона рублей. Это и обуславливает структуру миграции, – комментирует Дмитрий Бабарыкин. – Что касается автомобилей Lada, тут стоит отметить существенный перевес количества дилеров в регионах относительно Москвы и области. Для примера, доля московского рынка продаж автомобилей Lada составляет порядка 7%».

Если не учитывать Подмосковье, больше всего пополняют столичный автопарк машины из Санкт-Петербурга – доля продаж автомобилей из северной столицы на московском вторичном рынке превышает 1%. Кроме того, в Москве чаще других находят своих покупателей и машины из Калужской, Тульской и Тверской областей, а также Краснодарского края, доля которых составляет не менее 0,5%. Также можно отметить Владимирскую, Рязанскую, Нижегородскую, Ростовскую и Воронежскую области (от 0,3 до 0,4% на каждый регион), говорится в исследовании «Автостата».

«Жителям регионов, которые находятся в непосредственной близости от столицы, было бы странно не воспользоваться таким глобальным рынком сбыта, ведь это возможность выгодно и быстро продать машину. К тому же из близлежащих регионов все затраты на провоз автомобиля и его содержание окупаются», – поясняет Мария Бильбулян.

Подпишитесь на «За рулем» в