Между диктатурой и анархией

МЕЖДУ ДИКТАТУРОЙ И АНАРХИЕЙ

]

АКТУАЛЬНО

Закон

МЕЖДУ ДИКТАТУРОЙ И АНАРХИЕЙ

Пока еще есть время, в документ, который будет регламентировать нашу жизнь, нужно внести изменения.

Елена ВАРШАВСКАЯ

Принятый во втором чтении Кодекс об административных правонарушениях все еще далек от совершенства.

Для чего нужен Закон? Странный вопрос! Чтобы был порядок. Впрочем, все не так примитивно. Порядок порядку рознь. Режим чрезвычайного положения или военная диктатура — тоже порядок, только стоит ли к нему стремиться?

Наша жизнь меняется. И, как говорят, движется в сторону демократии. Значит, и регулировать ее должны демократические законы, а не те, что создавались в годы «тоталитарного государства».

Именно для этого и нужно было принять Кодекс об административных правонарушениях взамен того, что появился еще во времена РСФСР. И Государственная Дума приняла его во втором чтении. О «победе» депутатов над «гибэдэдэшниками» не трубил только ленивый. Видимо, пришло время разобраться, кто и у кого выиграл.

ПОПРАВКИ — ПОЛДЕЛА

Как же мы за него боролись! Писали много раз, даже организовали голосование: помните, может быть даже вы в нем участвовали. Тогда, три с лишним года назад, мы принесли в Думу громадную коробку с читательскими анкетами — их было больше 20 тысяч! И почти все — за то, чтобы в действующий Кодекс внесли поправки. Отменить балльную систему учета нарушений во «Временных разрешениях»; запретить брать в залог «права» до уплаты штрафа; сделать так, чтобы инспекторы только фиксировали нарушение (доказательно!), а решение о наказании принимал независимый орган.

Уже в то время стало ясно: вместе мы — сила. Хотя законодатели и не пришли в восторг от инициативы журнала, все-таки пренебречь мнением такого количества автомобилистов не посмели. И внесли поправки в старый Кодекс: отменили баллы, снизили суммы штрафов, которые до того повысили.

Как временная мера это было неплохо. Но ждали большего: чтобы, кроме нескольких реверансов в сторону автомобилистов, в новый документ была заложена целая система правовых взаимоотношений власти и граждан. Уважение к собственности, презумпция невиновности, доказательства вины, четкая и обоснованная взаимосвязь нарушений и наказаний.

Работа над Кодексом шла долго. Даже непозволительно долго: все уже устали жить по старому закону. В то же время росла уверенность, что после стольких трудов, обсуждений, споров документ станет таким, как надо. Всем законам Закон!

Наконец-то лед тронулся. Грядет третье чтение, Совет Федерации, подпись президента — и с 2001 года автомобильная жизнь потечет по новому законодательному руслу. Куда?

ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД

То ли «ура» кричать, то ли «караул». В новом Кодексе, как и в старом, нет баллов. Ну, еще нельзя изымать водительское удостоверение, чтобы заставить водителей штраф платить (хотя, собственно, запрета как такового нет, просто в главе «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» не сказано, что удостоверение можно изымать). Специально оговаривается запрет на эвакуацию транспортных средств, нарушивших правила парковки. Пожалуй, и все прогрессивные нововведения. Впрочем, если постараться, найдется еще что-нибудь, только вовсе незначительное.

Да! Еще «борцы с ГИБДД» из числа думских избранников могут похвастать уменьшением штрафов даже по сравнению с действующими.

Осталось снятие «номеров» (если не пройден техосмотр или заведомо неисправны тормозная система и рулевое управление). Добавились статьи, по которым лишают «прав». Глава об обеспечении мер производства позволяет личный досмотр и досмотр вещей «в случаях необходимости» (что это значит?!) и даже без понятых!

Но и это не самое неприятное. В пылу борьбы «за» и «против» ужесточения, в противостоянии «борцов за благо народное» и ГИБДД потерялось (или не родилось) основное: не удалось создать свод Правил. Именно свод — логичный, стройный, исполнимый. Согласующийся с Конституцией и другими законами. Создающий правовое поле для нормального существования водителей и автовладельцев.

ПОД РУИНАМИ БАРРИКАД

Проверить техническое состояние автомобиля на дороге нельзя. Ездить без тормозов тоже нельзя, по Кодексу с такой машины нужно снять «номера», а саму ее задержать до установления неисправности. Интересно, как это совместить? Раз в году на техосмотре «отлавливать» неисправные автомобили, а в остальное время ждать, что сознательный водитель, у которого в пути вытекла тормозуха, открутит номерные знаки и принесет их инспектору «до устранения»?

А как сочетаются, например, такие нетленные строки: «...непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении... влечет наложение штрафа на должностных лиц... в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда» (12.34) и «за нарушение правил стоянки или остановки...запрещается эвакуация транспортных средств» (ст. 12.19). Так и видится картинка: пробка из-за оставленного посреди дороги автомобиля (есть желающие бросить машину на полосе движения — мест для парковки не хватает) и грустный инспектор, «не принявший меры» и выписывающий самому себе штраф в 30 «минималок».

Это еще что! Если внимательно почитать Кодекс, и не такое обнаружить можно.

Радетели за благо народное безмерно гордятся уменьшением штрафов. За превышение скорости от 40 до 60 км/ч наказание — до 0,5 МРОТ, мелочь. Зато больше, чем на 60 километров превысить — ни-ни! За это уже поплатитесь не только деньгами (2 МРОТ), но и без «прав» можете остаться на 2–4 месяца. Вот какое значение приобретают буквально доли километра. «Я ехал, превышая скорость на 59 километров в час!» — будет убеждать водитель. «А вот радар показывает — на 60,1 км/ч»... Как сторгуются?

Не прошла в новый Кодекс и норма содержания алкоголя в крови водителя. То ли депутаты не разобрались, зачем она нужна («хотят протащить в закон пьянку за рулем»), то ли считают теперешнее положение вещей нормальным. А кто сейчас скажет, какое содержание алкоголя — уже опьянение? Ведь «абсолютного нуля» не существует, а методички Минздрава, где рекомендуется, до какого количества промилле считать человека трезвым, — не закон.

НАША ОБЩАЯ ЦЕЛЬ — БЕЗОПАСНОСТЬ

Ошибка думать, что автомобилистам нужна вседозволенность, безвластие: ведь это — основа беспорядка. А дорога, автомобиль (пусть избито — «источник повышенной опасности») беспорядка не прощают. Цена может быть слишком высока и для каждого, и для всех вместе.

Другая крайность — отдать автомобильную жизнь в полную власть и на усмотрение сотрудникам автоинспекции, воздействовать на водителей одним устрашением. Дать ту самую «вседозволенность» в руки ГИБДД. Возможно, тогда и будет порядок, но какой-то очень диктаторский.

Впрочем, кажется, новый Кодекс и рождался в борьбе за право на какую-то «отдельную» свободу. С одной стороны, для ГИБДД, с другой — для автомобилистов. «Знаем мы этих гаишников! Будут взятки брать,» — обосновывали требования смягчить наказание нарушители. «Знаем мы этих водил: аварийность растет, дисциплина падает — им только волю дай», — мотивировали поборники закручивания гаек.

В результате закон получился — какой-то причудливый сплав анархии с диктатом. И «вашим», и «нашим», а по сути — никому. Ведь и исполнить-то его будет невозможно.

А по большому счету, цель у нас, автомобилистов, и у ГИБДД одна — чтобы движение на дорогах было безопасным. И уж коль строим мы демократическое общество, то и документ, по которому будут наказывать тех, кто угрожает этой безопасности, должен быть соответствующим.

Бессмысленно писать закон под существующую, мягко говоря, неидеальную ситуацию, «приспосабливать» его к возможностям ГИБДД и к пожеланиям водителей. Вот, мол, необоснованно ограничивают скорость — все и нарушают. Значит, штрафы за превышение нужно снизить. Это вместо того, чтобы ответственность повысить за немотивированную установку знаков! Ведь иначе логичен следующий шаг: везде ограничить скорость 20 км/ч, чтобы... все ездили под 60. Абсурд какой-то!

Все наоборот: нужно создать четкий, продуманный документ, предусмотреть эффективные (но демократические!) механизмы его исполнения. И жизнь строить по такому закону, только тогда она изменится к лучшему. К законности, к правопорядку.

Хочется верить, что не все еще потеряно — до вступления Кодекса в силу пока есть время. Мы надеемся, что необходимость изменения этого закона будет понята.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии