Честность вне закона

ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА

]

АКТУАЛЬНО

Беззаконие

ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА

Председателю правительства М. Касьянову.

Министру МВД В. Рушайло.

Председателю ГТК В. Ванину.

«Уважаемые Михаил Михайлович, Владимир Борисович и Валентин Михайлович ! От имени тысячи безвинно пострадавших автомобилистов журнал „За рулем“ просит дать разъяснение работникам таможни и ГИБДД, что в соответствии с Конституцией РФ указания, постановления правительства и таможни не могут иметь обратной силы. Люди, которые сегодня оказались заложниками распоряжения правительства № 942 от 15.06.99 г., вздохнут свободно и будут безмерно вам благодарны».

Сколько нерастаможенных и похищенных, по данным Интерпола, автомобилей обитает в России? Жалко, никто не считает — их легион. Знаем об этом не понаслышке: читатели, которые оказались владельцами таких машин, завалили ЗР письмами и факсами. Они просят помощи: ГИБДД на учет не ставит, таможня подводит под конфискацию... А автомобили-то куплены честно: в автосалоне, на рынке, по объявлению.

Чтобы хоть как-то разобраться в том, почему автолюбителей, не совершивших никаких преступлений, лишают автомобилей и денег, «За рулем» провел конференцию «Презумпция добросовестности». В ней приняли участие О. Доронина, представитель Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — уполномоченный — ред.), М. Толстенко из Генеральной прокуратуры (прокуратура), В. Федоров и В. Самосев

из ГУ ГИБДД МВД РФ, А. Осинов и М. Цыгулев из Московской западной таможни (таможня), а также представители правозащитных организаций: Е. Недзвецкий (Общество потребителей автомототехники России — ОПАР) и В. Кузнецов (Оренбургская коллегия правовой защиты автомобилистов — ОКПЗА), юрист ЗР С. Волгин. Вопросы участникам читатели присылали по Интернету в реальном времени на сайт ЗР.

«Белорусский синдром» — проблема давняя, но и по сей день актуальная для тысяч автомобилистов. Есть ли у нас с Белоруссией единое таможенное пространство? Если да, то почему за привезенные оттуда автомобили заставляют платить пошлины? Причем даже за те, что уже стояли на постоянном учете!

Уполномоченный: В 1995 году РФ и РБ заключили и ратифицировали соглашение «О таможенном союзе». В 1999 году был ратифицирован договор о создании союзного государства и в нем также есть пункт: таможенные пространства РФ и РБ едины. Вывод — претензий к машинам из Белоруссии быть не может.

Таможня: Но есть же постановление правительства № 254, которое свидетельствует об обратном?

Уполномоченный: Соглашение «О таможенном союзе» действует и имеет б'ольшую силу, чем любые указания ГТК и постановления правительства (статья 15 Конституции)! Хотим мы того или не хотим. Иначе давайте ликвидируем наш союз или изменим Конституцию!

Другой «горячий» вопрос: почему таможня не ищет реальных преступников — тех, кто замышлял подлог, подделывал документы и т. д., а берет деньги с «крайнего», то есть с последнего владельца, который таможенных правил не нарушал?

Таможня: Максимум, на что имеем право — отправить нарушителю повестку. В лучшем случае можем постоять у него под дверью, постучаться. Жулики из автосалонов, нажившиеся на незаконных продажах, грубо говоря, и не скрываются. А они переправляли контрабандой по 30-50-60 машин! Что с них теперь взять?

ОПАР: Получается, что таможня ждет, пока добросовестный приобретатель купит автомобиль, чтобы затем буквально в течение двух дней объявиться и покупку отобрать. И никто не ищет жулика. Преступник это прекрасно знает и потому чувствует себя безнаказанно.

Юрист ЗР: Пару слов по поводу беспомощности таможни: есть же глава 44 в Таможенном кодексе, где предусмотрена доставка лица, привлекаемого к ответственности, административное задержание... Я понимаю, это трудно, но законом полномочия таможне даны.

Таможня забирает у безвинных людей машины — какие есть для этого законные основания? Говорят, задержание нерастаможенных автомобилей концептуально служит «защите экономических интересов государства». Но простому человеку не до концепций — ему нужно конкретно знать: за что?

Юрист ЗР: Хотелось бы услышать: таможня забирает транспортное средство у второго-третьего-четвертого владельца как вещественное доказательство или чтобы обеспечить производство по делу? Если как вещественное доказательство — тогда почему машину возвращают после уплаты последним хозяином пошлин? Вещдок должен храниться до окончания дела, пока не найден преступник... Выходит, все-таки для того, чтобы обеспечить производство. Но как это можно допускать в отношении того, на кого нельзя завести дело! Последний владелец не совершал правонарушения. Нет вины, нет правонарушения — значит не может быть и наказания!

Таможня: А мы и не рассматриваем вопрос в отношении невиновного лица, мы говорим о неустановленном лице (как раз о том, кто действительно нарушил).

Уполномоченный: Однако не это «неустановленное лицо» привлекается вами за нарушение таможенных правил. Автомобиль-то изымается, а фактически конфискуется у добросовестного приобретателя!

Добросовестный приобретатель может обратиться в суд с жалобой на действия должностного лица (сотрудника ГИБДД), который не желает ставить автомобиль на учет. Допустим, суд удовлетворит его жалобу. Что дальше? Вопросов больше не возникает?

ГИБДД: Бывает, что суд признает гражданина добросовестным приобретателем... Но это не дает ему совершенно никаких прав на регистрацию транспорта в ГИБДД — у него нет документов, необходимых для регистрации, у него на руках фальшивки. Грубо это или не грубо, а мы считаем: здесь круг замкнулся. Мы действуем исключительно на основании законов, решений Конституционного суда и тех нормативных документов, которыми регламентирована вся наша деятельность. Так что претензии к органам ГИБДД быть просто не должно.

Юрист ЗР: Позвольте, есть 624-й приказ МВД РФ «О порядке регистрации...». В нем сказано, что если человек получает отказ в возбуждении уголовного дела, то это снимает все вопросы. Автомобиль должен быть зарегистрирован...

ГИБДД: Допустим, что в возбуждении уголовного дела на этого человека действительно отказано — он и впрямь ничего не подделывал. Но... факт остается фактом: документы поддельные. Значит кто-то совершил это преступление — изготовил фальшивки, и его надо найти. Но это должен делать уголовный розыск. Это не прерогатива ГИБДД...

Один орган должен искать, другой — регистрировать, третий — надзирать за ними... Автолюбителю трудно разобраться в этом. Да и не нужно. Он уже заплатил налоги и, значит, оплатил свою безопасность. Что еще от него требуется?

Прокуратура: Не брать подозрительно дешевых «дорогих» машин".

Таможня: Перед покупкой написать заявление с просьбой подтвердить прохождение таможенного оформления данным автомобилем и подать в юридическую службу таможни (в Москве и области по адресу: ул. Профсоюзная, 125, тел. 424-97-45 — ред.). Но самый лучший вариант: сам поехал в Германию, сам купил, сам оформил в полиции, сам доставил, сам на таможне произвел таможенное оформление...

ГИБДД: Если человек желает приобрести машину и обезопасить себя, пусть обратится в ГИБДД, где она ранее регистрировалась, и проверит документы — ему не откажут.

Но это уже намного больше, чем просто заплатить налоги! В конце концов, у каждого свои обязанности: «органы» проверяют, а гражданин... он всего лишь вправе совершить покупку! Так что же должно сделать государство, чтобы автомобилист осуществил свое право и не страдал?

Прокуратура: Есть глобальное решение проблемы — привести Таможенный кодекс в соответствие с Конституцией РФ.

Уполномоченный: Два раза соответствующим Конституции суд признавал такой порядок: таможня конфискует, а недовольный гражданин жалуется в суд. И два же раза пленум Конституционного суда подтверждал совсем другую позицию: только суд может дать санкцию на конфискацию — никто и никаким другим образом не вправе лишить гражданина имущества! Как же действовать? Почти каждая статья Уголовно-процессуального кодекса уже прошла через Конституционный суд. С Таможенным кодексом сейчас происходит то же самое. Это ненормально. В кодексе должно быть прямо указано, что конфискация возможна только в судебном порядке. Суды, конечно же, будут завалены делами, но выполнить норму статьи 35 Конституции по-иному не представляется возможным.

Прокуратура: Кодексы нужно привести в соответствие именно с Конституцией РФ, а не с постановлениями Конституционного суда! Вот это будет решение проблемы. А то и в Уголовном кодексе, и в Административном указано, что конфискация только через суд, а в Таможенном вроде как нет. Абсурд.

ОКПЗА: Закон, ухудшающий положение граждан, не имеет обратной силы — это же из нашей Конституции! Вот, например, 942-е распоряжение правительства (автомобили из Белоруссии получают ПТС в таможне) — его применяют ко всем без разбора. Почему? Потому что ГТК и МВД издали совместное письмо и разъяснили своим подчиненным: отправлять в таможню ВСЕ машины независимо от даты ввоза! Страдают автолюбители в Оренбурге, Ижевске, Орске, Бузулуке — они купили машины два-три года назад, а с них сейчас требуют пошлины... Мы можем судиться долго и упорно, хотя достаточно одной подписи председателя правительства и это безобразие прекратится...

Таможня утверждает, что действует на основании постановлений правительства, Таможенного кодекса и множества «указаний». У ГИБДД тоже немало своих «законодательных актов». Правозащитники оперируют Конституцией и международными соглашениями. Прокуратура вынуждена выбирать: за соблюдением какого закона ей надзирать, когда действует одновременно несколько противоречащих друг другу. А что же автолюбитель?.. Ему остается лишь обращаться в суд, но и это не панацея — решение может быть отменено или пересмотрено. Не будет же каждый гражданин доходить до Верховного суда!

Выслушав разнобой мнений на нашей конференции, мы решили, что не остается ничего другого, как обратиться в правительство, а также в Конституционный и Верховный суды, которые обладают законодательной инициативой и вправе представить поправки к кодексам в Государственную Думу. Наши предложения будут в ближайшее же время высланы адресатам письменно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии