По городскому счету

ПО ГОРОДСКОМУ СЧЕТУ

]

ИСПЫТАНИЯ

Сколько стоит тонна?

ПО ГОРОДСКОМУ СЧЕТУ

Стоимость перевозок определяют не только грузоподъемность, но и начальная цена, удобство работы за рулем и в грузовом отсеке, надежность коммерческого автомобиля.

Антон ЧУЙКИН

Когда-то, нанимая батрака, хозяин судил о его трудоспособности

по аппетиту. Много ест — справится с любым делом. К работнику-автомобилю подход совсем иной: хороший аппетит не обрадует, а огорчит владельца.

Серьезный выбор грузовика подразумевает учет многих факторов — от цены и налогов до ремонтопригодности, удобства управления и погрузки. Каждый из них, оцененный объективно, влияет на эффективность перевозок. Вот мы и попробуем определить: какой из грузовиков, в зависимости от характера выполняемой работы, выгоднее в городе?

Казалось бы, первый ответ: тот, что больше везет. Однако фургон редко нагружают до полной массы — иногда груз определен объемом поклажи, а порой просто заказчиком. При работе в мегаполисе, с частыми остановками, разворотами на «пятачках», погрузками на первый план выходят другие аргументы: экономичность, маневренность, удобство работы в грузовом отсеке. Может, дешевле сделать пару ходок на легком пикапе, чем гонять здоровенный, но недогруженный фургон...

Мы приняли «погрузочной единицей» 1 тонну. От этой «печки» можно плясать, прикидывая рентабельность машины. Наши «подопытные» — малотоннажники, способные перевозить от 600 до 2500 килограммов: ВИС-2345 — фургон из Тольятти на базе «пятерки», нижегородцы «Соболь» и «Газель», наконец, зиловский «Бычок» (табл. 1). Каждого из «копытных» навьючили тонной груза, а «Соболь» и маленький ВИС получили по полтонны (в соответствии с грузоподъемностью). Такой выбор — 1000 и 500 килограммов — мы рассматривали как некий универсальный груз: «ни вашим, ни нашим» — грузоподъемность никто полностью не использовал, то есть явной форы не имел.

Тест включал два маршрута по дорогам Дмитровского автополигона, где все автомобили имели равные условия. Первый заезд примерно на 35 километров — имитация размеренного городского движения (в Москве так ездят по окраинам, где нет затяжных пробок); второй, протяженностью без малого 60 км — «пригородный», вроде плеча от крупного города до ближайшего райцентра. Эти «ходки» послужили основой наших расчетов. Для полноты впечатлений мы вдоволь покрутились и по центру столицы.

ПОЕЗДИМ И ПОВОЗИМ

ВИС-2345. Казалось бы, что еще можно сделать из знакомой до боли «пятерки»? Оказывается — небольшой, ладный грузовичок. Алюминиевые борта и пластиковый колпак не боятся коррозии. Правда, грузить низкую машину не очень-то удобно — приходится проталкивать поклажу по полу или ползать в фургоне на коленях, но даже с «полезными» 500 кг автомобиль проявляет завидные резвость и экономичность. Управляется, как обычные «Жигули», конечно, с поправкой на загрузку. А вот унаследованное от «классики» рулевое управление в сочетании с длинной (больше, чем у «Соболя») базой заставляет развивать мускулатуру рук и глазомер при маневрировании в узком переулке. Здесь вся надежда на зеркала — пусть немного грубоватые, но в меру большие и с плоскими стеклами, что удобно при маневрах. Кстати, от свиста, который они издают после 60 км/ч, можно избавиться, заклеив скотчем щели в сочленениях кронштейна.

Выпускная система грузовичка показалась неудачной. На груженой машине неровности типа «лежачего полицейского» грозили вывести из строя свисающий промежуточный глушитель. Но в общем-то ВИС — хороший вариант для частника, обслуживающего две-три торговые палатки. Автомобиль может ночевать в обычном гараже, запчасти и ремонт недороги и доступны даже вдали от крупных городов.

GAZ 2752 «Соболь». Представьте, что груз легкий, но объемный (хлеб или сигареты). В самый раз — «пушной» нижегородец. Фургон достаточно высокий, чтобы в нем перемещаться, слегка склонив голову, даже с коробками-мешками. Из удобств — боковая дверь грузового отсека.

Маневренность — лучше, чем у ВИСа. На радость городским перевозчикам — усилитель руля (если бы не подтекал!). Высокая грузовая посадка помогает рассчитывать дорожную ситуацию на несколько ходов вперед — а значит, реже останавливаться, экономя топливо.

Конечно, шестнадцатиклапанник ЗМЗ-4063 делает машину достаточно резвой и экономичной. Однако за преимущества «Соболя» надо платить. Причем не только при покупке, но и в процессе эксплуатации, если придется приобретать более дорогие запчасти.

ГАЗ-2705 «Газель». Недостатки ее, особенно заметные на фоне младшенького — «Соболя», компенсируют большая полезная нагрузка и большой объем. Даже без усилителя руля крутиться в переулках на длинном автомобиле несложно. Устаревший 402-й мотор, конечно, менее мощный и более прожорливый, чем 406-й, но в активе — завидная тяговитость, низкая цена, развитый сервис. А главное, если обычная загрузка вашего фургона — около тонны, непритязательная «Газель» вне конкуренции.

ЗИЛ-5301 ПО «Бычок». Двигатель, унаследованный от трактора, неплохо тянет громоздкий автомобиль. Однако управление требует сильных рук и терпения. Московские пробки способны вымотать водителя. Передачи, особенно первая (ее нужно включать мужественным ударом), слишком «короткие». В городе рычагом коробки приходится работать чаще, чем на других тестируемых нами машинах. Из центра столицы «Бычок» так и просится за город, на выпас по магистрали. А там досаждает шумом и неудобным, с короткой спинкой, сиденьем.

Вылезать из кабины неудобно — слишком сдвинута внутрь ступенька. Высокий фургон требует либо эстакады, либо погрузчика. В отсутствие их водитель вынужден прыгать с товаром вверх-вниз, вверх-вниз. Завод, похоже, совсем не думал, как облегчить этот процесс — даже подножек на «Бычке» нет. Не помешала бы фургону еще одна грузовая дверь — сбоку.

Маневрирует ЗИЛ неплохо, однако руль с усилителем едва ли не тяжелее, чем у «Газели» без оного. Громоздкой машине были бы очень кстати габаритные «усы», обозначающие невидимые капот и бампер. В то же время большая грузоподъемность, солидный объем в сочетании с ровным, без колесных ниш, полом и дизельный, хотя и плохо подружившийся с трансмиссией двигатель — несомненные достоинства ЗИЛа.

Если вы твердо уверены, что всегда будете загружать более 1,5 т, решайтесь на «Бычок» — этакую магистральную трехтонку. Но не забудьте о цене автомобиля и запчастей, прикиньте, где будет ночевать ваш грузовик.

ПОСЧИТАЕМ И ПОДУМАЕМ

В табл. 3 сведены результаты поездок. Вверху — по порядку, но не по значимости — средняя скорость на маршруте. Даже в городском режиме (разгон до 60 км/ч — остановка — вновь разгон и так далее) она у всех участников теста на полигоне получилась довольно высокой. Во всяком случае, в центре Москвы такой результат достижим разве что по выходным. Самым быстрым, естественно, оказался ВИС, а вот на второе место неожиданно вышел полупустой ЗИЛ — правда, ценой больших усилий водителя. Впрочем, средняя скорость — далеко не самый важный показатель: в плотном городском потоке все поедут одинаково. Примерно 10-процентная разница между лидером пикапом и аутсайдером «Газелью» скажется лишь на свободной дороге. Кстати, выигрыш «Бычка» может быть съеден временем погрузки-разгрузки — те же 40 чугунных чушек в «Газель» укладываются вдвое быстрее!

За городом отставание ГАЗов будет заметно при рваном режиме: с остановками на перекрестках, частыми обгонами. Ровное, около 70–80 км/ч движение одинаково хорошо удается всем испытуемым.

К расходу топлива комментарий краток: дизель нужен всем! Правда, его еще надо грамотно приспособить к автомобилю (или наоборот), что не удалось сделать зиловцам. Цена резвости «Бычка» — чрезмерный, на наш взгляд, расход дизтоплива в городе.

А теперь вычисляем затраты — для начала на километр пробега. Вперед выходит опять-таки ВИС, но, напомним, везущий лишь 500 килограммов. Машины расположились по росту — следом пара грузовичков ГАЗа, замыкающий — ЗИЛ. На магистрали он меняется с «Газелью».

Самое главное — цена, которую мы заплатили, чтобы перевезти 1 тонну на 1 километр (нижняя строчка таблицы). Дешевле стал перевоз на машинах большей грузоподъемности. Но не стоит делать скоропалительных выводов — в свое время уже наломали дров с большими, но ненужными 5-10-тонниками. Сравните ВИС и «Бычок» в городе — при четырехкратной разнице в грузоподъемности затраты отличаются всего на одну десятую! Для примера: учитывая человеческий фактор, мы выбрали бы пикап — уж больно устаешь в городе от ЗИЛа (здоровье дороже!). При массе груза около тонны выгоднее всех полуторка «Газель» — с ее-то, казалось бы, прожорливостью! Общий вывод таков — выбирать грузовик надо, в первую очередь, под наиболее часто перевозимый груз. Идеал — совпадение или кратность грузоподъемности и массы товара.

Между прочим, у того же «Бычка», да и других представителей автофауны аппетиты с увеличением массы груза меняются не слишком сильно. Вернувшись к предпоследней строчке, вы сможете прикинуть, сколько придется платить за перевоз 2 тонн, 700 или 300 килограммов... Попробуйте возить полтонны на «Газели» или «Бычке» — вылетите в трубу. Выхлопную.

Безусловно, при расчете эффективности грузоперевозок надо учитывать куда больше факторов, чем мы могли себе позволить во время краткого теста. И все же отправную точку — примерную цену тонно-километра — мы определили. Некоторые другие параметры вы найдете в таблицах. Прикинув свои, конкретные условия перевозок, сможете ответить на вопрос, поставленный вначале: сколько будет стоить... тонна?

Замки бортов ВИС-2345 неудобны — мал зазор между рукояткой и стенкой. Чтобы запереть грузовой отсек, приходится отдельно — кулаком — уговаривать пластиковую крышку.

Погрузка «Газели» — в две двери сорок чушек уложены за 5 минут.

Размеры грузовых отсеков ВИС-2345 (вверху), «Газели» (в скобках — значения для «Соболя»), «Бычка».

Вот в таком Т-образном коридоре мы оценивали маневренность грузовичков. С первого раза туда попали только «Соболь» и «Газель», остальным требуется два приема. Измеренные радиусы разворотов: 6,9 м (ВИС), 5,15 м («Соболь»), 6,5 м («Газель»), 6,7 м (ЗИЛ).

Фото Владимира КНЯЗЕВА

Редакция благодарит фирмы

«Алан-Автомир» и «Вэрта-Моторс» за предоставленные автомобили.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии