"спираль"... под капот

«СПИРАЛЬ»... ПОД КАПОТ

]

ТЕХНИКА

Новинки

Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Михаил ГЗОВСКИЙ

«СПИРАЛЬ»... ПОД КАПОТ

Надрывно жужжащий стартер уступает место системам практически мгновенного пуска, способным за десятую долю секунды раскрутить вал двигателя до 800 об/мин. Но где взять силы для такого рывка?

Появление комбинированных стартер-генераторных систем («Династарт», ИСАД и других) подвинуло разработчиков на то, чтобы пересмотреть шкалу ценностей аккумуляторных батарей. Теперь на первое место выходит не емкость (мотор должен пуститься в первую же секунду), а максимальный разрядный ток. Следовательно, внутреннее сопротивление должно быстро устремиться к нулю, что возможно лишь с увеличением активной площади электродов и уменьшением расстояния между ними. Мы уже знакомили читателей с батареями фирмы «Оптима» (ЗР, 1998, № 10), сумевшей свернуть пластины в трубочку. Следующий шаг сделала американская «Джонсон Контролз», ухитрившаяся превратить их в тончайшую металлическую пленку. В результате суммарная площадь свернутого в спираль электрода увеличилась в 20 раз, а путь тока от плюса к минусу сократился в 20–100 раз! Небольшая свинцово-кислотная батарея емкостью 6,5 А.ч может отдать «стартеру» в первые 0,1 с ток до... 4900 А. При этом коробочку размером 117х196х105 мм весом 4,1 кг можно расположить в любом удобном месте автомобиля хоть вверх ногами. Примечательно, что окружающая температура может быть в интервале от —60 до +100°С при разряде и от —20 до +75°С при заряде.

Батареи «Инспира» имеют номинальное напряжение 12 В, но ничто не мешает соединить три таких блока последовательно для прогрессивной 36-вольтовой (чаще ее называют 42-вольтовой по величине зарядного напряжения) бортсети. Причем вовсе не обязательно располагать их рядом друг с другом. Возможна и совместная параллельная работа «спирального аккумулятора» с традиционным, ведь электрохимическая система, а значит и ЭДС остались прежними. Тогда крошечный полуторакилограммовый блочок обеспечит уверенный пуск обычным стартером (1800 А, полагаю, хватит!), а большой и тяжелый «брат» возьмет на себя буферные функции и электроснабжение остальных потребителей.

Не спешите, однако, звонить в редакцию с вопросом, где приобрести новинку. «Джонсон Контролз» со своими 23 патентами планирует серийное оснащение двойными системами электроснабжения автомобилей 2003 модельного года, а спустя год рассчитывает внедриться и в «высоковольтные» бортовые сети.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии