Полку водородных прибыло

ПОЛКУ ВОДОРОДНЫХ ПРИБЫЛО

]

ТЕХНИКА

Новинки

Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Михаил ГЗОВСКИЙ

ПОЛКУ ВОДОРОДНЫХ ПРИБЫЛО

Водородной АЗС в аэропорту Мюнхена, похоже, не грозит остаться без клиентов. БМВ, «Мерседес», а теперь «Опель» подгоняют свои новинки к заветному «пистолету».

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Итак, вслед за «Зафирой», работающей на метаноле, появилась и модель с жидким водородом в баке. В отличие от БМВ, «Опель» пошел по пути преобразования водорода в электроэнергию с помощью топливных элементов. Этот принцип уже заявил о себе, но нужно определиться с главным: получать Н2 прямо на борту или заправлять его в жидком виде подобно бензину. Первый вариант хорош тем, что выигрывает в пожаробезопасности — метанол можно заливать в обычный бак на обычной АЗС. Но на борту приходится отдавать немалое место реформеру — прощай, багажный отсек! Второй способ требует освоения криогенных технологий, но гораздо более выгоден благодаря компактности всей установки.

Посмотрим, что получилось на подопытной «Зафире»? Начнем с бака, точнее, «термоса». При длине около метра и диаметре 400 мм он вмещает в себя 75 л охлажденного до —253° С водорода. Хватает этого запаса на 400 км пробега и, если разделить 75 на 4, то создается впечатление чрезвычайной прожорливости автомобиля. Это не совсем так. Весит весь этот водород всего 5 кг и удельный расход, измеренный в единицах массы, составит лишь 1,25 кг/100 км! Сохранить запас топлива помогает суперсовременная теплоизоляция, эквивалентная девятиметровой толще пенопласта, причем баллон из нержавейки способен выдержать перегрузки до 30 g и размещен в самом безопасном месте — под вторым рядом сидений.

Топливные элементы (их 195) объединены в единый блок размером 590х270х500 мм и расположены под капотом рядом с тяговым электродвигателем. Их отличительная особенность — низкая рабочая температура (80° С), способность пускаться аж при —40° С (впервые в мире!) и общая мощность 80 кВт.

Не менее интересен и силовой агрегат. При массе всего 68 кг он выдает пиковую мощность 60 кВт/82 л.с. и крутящий момент 305 Н.м при... 0 об/мин! Так что коробка передач водородной «Зафире» попросту не нужна. И без нее автомобиль массой 1575 кг (на 100 кг больше серийного образца) легко разгоняется до сотни за 16 с и развивает максимальную скорость 140 км/ч.

Теперь две «зафиры» — «метанольная» и «водородная» в честном бою должны проявить свои достоинства и недостатки, чтобы специалисты исследовательского центра GAPC смогли определить наиболее перспективное направление дальнейшей работы.

А работы эти по альтернативным топливам и приводам ведут сегодня во всем мире таким широким фронтом, что почти со стопроцентной вероятностью можно прогнозировать: лет через 20 автомобили останутся, а вот бензина в их баках уже не будет!

Внешне ничто, кроме надписей, не выдает содержимое баков новой «Зафиры».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии