И "мерседес" "умнику" нипочем

И «МЕРСЕДЕС» «УМНИКУ» НИПОЧЕМ

]

ТЕХНИКА

Малые формы

И «МЕРСЕДЕС» «УМНИКУ» НИПОЧЕМ

Альянс «Даймлер-Крайслера» с «Мицубиси» оказался чрезвычайно полезным для... «Смарта» — швейцарского приобретения концерна.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Идея сверхминиатюрного городского автомобильчика витала в воздухе уже давно и не только на Западе. Были и у нас попытки создать нечто подобное (вспомним «Белку» из НАМИ). Но такова уж печальная участь бегущих впереди времени изобретателей: пока не созрели надлежащие условия, их детище обречено одиноко стоять в экспериментальном гараже или пылиться в чертежах. Тогда, в пятидесятые, было трудно даже представить себе сегодняшние московские пробки.

Посмотрите вокруг, пока стоите у очередного светофора: на работу едут по одному-двое в пятиместных авто! Европа по понятным причинам столкнулась с этой проблемой гораздо раньше и удобство двухместного микроавтомобиля как второго в семье оценили быстро.

«Смарт» («Умник») из цехов швейцарской часовой фирмы пришелся как нельзя кстати и был вскоре прибран к рукам гигантским «Даймлер-Крайслером», принеся тому поначалу... головную боль. То ли из-за отсутствия опыта в конструировании «малых форм», то ли по причине непригодности заднемоторной компоновки для такого карлика в принципе, но «смарты» в первую же «продажную» зиму стали крутиться волчком на заснеженных дорогах и даже — небывалый случай — вставали «на дыбы». Спецы-электронщики (менять механику в серийной конструкции слишком накладно) срочно разработали систему стабилизации, и недостаток был в значительной степени устранен. Снова вокруг стеклянных «смарт-башен», расставленных по всей Европе для продажи этих удивительных машинок, затолпились покупатели. Возникли клубы фанатов «Смарта», сумевшие в августе прошлого года занести своего любимца в Книгу рекордов Гиннесса: на слете в Швейцарии была составлена самая длинная в мире колонна из 681 автомобиля! К концу 1999 года руководство концерна смогло, наконец, вздохнуть с облегчением: кризис миновал. «Смарт» перестал быть убыточным и резко пошел в гору. Тревожные красные цифры в отчетах сменились спокойными черными.

О количестве проданных «смартов» руководство МСС (дочерняя фирма «Даймлер-Крайслера») распространяться не любит. По «агентурным данным», продажи резко выросли (первый квартал 2000-го — около 34 000 шт., а год назад за тот же период — лишь 6500). В 2000 году фирма замахнулась на выпуск 120 000 «смартов», а с учетом новых купе и кабриолета — на все 140 000.

Но... Кто стоит на месте, тот отстает. И потому у МСС «планов громадье»: надо же загрузить предприятие в Хамбахе, рассчитанное на выпуск 200 000 автомобилей в год!

Что ожидает поклонников «Смарта» в ближайшем будущем? Во-первых, уже давно обсуждается проект переднеприводного родстера «Смартстер» — конкурента «ФИАТ-Баркетта», «Опеля-Спидстер» и «Мазды-МХ5». Это — еще 20 000 штук с 2003 года. Есть идея удлинить малютку на полметра и выпустить опять же переднеприводную версию 2+2 «Фэмили-купе»: по крайней мере, можно будет взять с собой в дорогу детей или, на худой конец, несколько сумок с покупками. Базой для нее послужат переработанные моторы от «Мерседеса» А-класса и новый, особо экономичный 1,2-литровый агрегат. Оттуда же придут и системы безопасности. Такой вариант должен прибавить еще 80 000 машин уже с 2002 года.

Вот и начнет конвейер в Хамбахе трудиться без устали, выплескивая на дороги Европы все больше малышек. Ну а в России «Ока» еще долго будет вне конкуренции: цена «Смарта» раз в десять выше! Так что будь он хоть втрое резвей, с кондиционером и прочими «прибамбасами», все равно не станет у нас распространенным.

Загрузить один завод — это только программа-минимум. На 2004 год запланирован... «Смарт-вэн» аж с пятью местами. Как у всех «взрослых» вэнов, салон будет легко трансформироваться — например, в двухспальную постель, грузовой отсек или... детскую комнату на колесах!

Но и это еще не все. Платформу будущих «смартов» решено позаимствовать у вновь приобретенного партнера «Мицубиси». Его «Пистакио» вполне тянет на эту роль. Да и с экономичными моторами с непосредственным впрыском у японцев все давно схвачено! Причем решено не ограничиваться существующим GDI объемом 1,1 литра, а расширить гамму вниз, вплоть до 657 смз с 50 или 67 «лошадками» в варианте с турбонаддувом. И вот эту-то модель предлагается раскрутить к 2004 году до 250 000 штук на выкупленном у «Вольво» голландском заводе «НедКар»! На более дальнюю перспективу можно будет переделать в «Смарт» концепт-кар SUW (Smart Utility Wagon) — не путать с SUV (Sport Utility Vehicle)! — от «Мицубиси», показанный на последнем салоне во Франкфурте.

Ну хорошо, а что же делать настоящим владельцам «Смарта», недовольным ограниченным до предела жизненным пространством? Неужели ждать и копить деньги на новую модель, хотя на пластмассовом кузове еще нет и «пятнышка ржавчины»? Для них в Швейцарии разработан стилизованный... прицеп «Смарт-Трейлер», увеличивающий длину автопоезда до 4,7 метра. Под его изящной пластиковой оболочкой внушительный кубометр полезного объема!

Отдельная тема — незащищенность водителя и пассажира в маленьком автомобиле. Действительно, в «Смарте», например, длина деформируемой зоны составляет спереди всего 30 сантиметров. Дальше — жесткая ячейка, щедро устланная надувными подушками. Тем не менее, в стандартном крэш-тесте малютка показала вполне достойный результат — и это при ударе о несминаемый бетонный блок. А что будет, если врезаться, скажем, в «Мерседес» S-класса? (Предполагается, что в нем нет крутых парней с бритыми затылками.) В этом случае роль «тормозного пути» берет на себя капот «шестисотого» и справляется с ней очень даже успешно. Ну а при наезде сзади спины пассажиров будущего «Смарт-вэна» спасет специальная надувная подушка, укрепленная на задней двери. Между прочим, это — ноу-хау концерна. Так что — берегись пуще всего столбов и деревьев!

А закончим мы словами Юргена Шремппа, ставшего недавно «единоличным» шефом всего концерна «Даймлер-Крайслер»: «Смарт» станет отныне одной из успешнейших наших марок". Вот так. Не больше и не меньше.

Магазин по продаже «смартов» работает без прилавков, но зато с лифтом.

«Смартстер» — то же, что родстер.

«Смарт„-кабриолет — уже в продаже.

Четырехместная версия если и выйдет, то на платформе «Пистакио».

«Фэмили-купе» — салонная формула 2+2.

«Смарт-вэн» со встроенной спальней.

Автопоезд категории «В».

От наезда «крутой тачки» сзади спасет надувная подушка в багажнике.

«Мерседес»: принимаю удар на себя!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии