"мишки" вырастают в медведей

«МИШКИ» ВЫРАСТАЮТ В МЕДВЕДЕЙ

]

ЭКОНОМИКА

Проекты

«МИШКИ» ВЫРАСТАЮТ В МЕДВЕДЕЙ

За год судьба нового семейства микроавтомобилей стала определеннее.

Елена ВАРШАВСКАЯ

Год назад (ЗР, 1999, № 8) родилась эта идея — создать семейство микроавтомобилей размером с «Оку» и меньше. На основе каркасной конструкции, с модульным пластмассовым кузовом, с различными вариантами комплектации при участии многих сборочных заводов. Все это, конечно, выглядело красиво, но уж очень нереально, при том, что авторы идеи никак не напоминали создателей химер — солидные люди из АСМ-холдинга, бывшего министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.

Редакция решила проверить замысел на автомобилистах. В ответ на публикацию пришло множество писем, в основном поддерживающих спорный прожект. Нашлись даже люди, утверждавшие, что это они — истинные создатели концепции, что их модульный автомобильчик появился раньше и называется почти так же — «Мишей».

И все-таки надо оставаться на земле, а не парить в облаках. Существующие-то автозаводы с трудом работают. Большинство из них жалуется на нехватку денег, на проблемы с поставщиками, на рост цен у металлургов и энергетиков. АвтоВАЗ, например, никак не может запустить в серию новую «Ниву», за которой — уже очередь покупателей. А для постановки на конвейер «Калины» тольяттинцам требуется миллиард долларов!

Как-то в этих обстоятельствах, мягко говоря, несерьезно звучат предложения создать абсолютно новую модель автомобиля, организовать с нуля его производство...

Так казалось год назад, а потом история про «мишек» забылась, как детская сказка. И вот...

СКАЗКА И БЫЛЬ

— Если в двух словах, то за это время мы от концепта перешли к изготовлению опытных образцов, кстати, автомобильчик заметно подрос до размеров «Таврии». Определили 85% поставщиков компонентов, нашли завод, готовый выпускать каркасы, заключили договор с несколькими регионами об участии в проекте, подготовили его экономическое обоснование, — сообщил генеральный директор АСМ-холдинга Николай Волосов.

Выходит, идея не умерла, сказка о медведях продолжается?

Впрочем, решение об увеличении размеров автомобиля — вполне жизненное. Концепт был с двигателем «Оки», но объемы производства этой машины растут, и рассчитывать на то, что моторов хватит еще и на «Мишку», не приходится.

Зато оказалось, что есть производитель вполне подходящих силовых агрегатов — украинский МеМЗ. Корейцы довели производство на этом заводе до вполне приемлемого уровня, а ЗАЗ, основной потребитель мелитопольской продукции, еле стоит на ногах. И моторостроители с радостью готовы поставлять МеМЗ-245 для «Мишки». Вот и пришлось под этот двигатель расширить автомобильчик на 130 мм, ну, заодно и удлинить на 100 мм.

Вот она, основа концепции: создать новую машину на базе имеющихся компонентов. Это удешевит проект и сделает его осуществление реальным. На все семейство потребуется, по расчетам АСМ-холдинга, 700–800 млн. долларов. Но вкладывать их придется не одному инвестору, а сотням, в сотни предприятий. И сумма для каждого в отдельности окажется не столь значительной.

Заключены соглашения с администрациями Смоленской, Тамбовской, Калужской областей и Мордовией. Там предприятия, участвующие в проекте, будут освобождены от уплаты налогов в местные бюджеты — вот он, источник инвестиций.

В регионах будут созданы сборочные заводы мощностью 5–10 тысяч автомобилей в год. Стоимость их (даже суммарная!) несопоставима с ценой строительства традиционных — около 100 млн. долларов. Не нужны дорогостоящие штампы, прессы, сварка и окраска — модули кузова пластмассовые и уже есть соглашение с производителями пластмасс.

Словом, дело движется и уже перестает казаться безнадежным. У «мишек» проступают реальные черты.

ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАЗОВЫЙ, ЭЛЕКТРО...

Впрочем, как раз определенности в чертах нового семейства автомобилей и нет. Вернее, есть столько вариантов и кузова, и двигателей, что легко запутаться. Например, в проект включилось АО «ГАЗ» (поверили??!!), объявив в программе производства дизелей «Штайр» двухцилиндровый силовой агрегат для «Мишки». Под компактный дизель с хорошим ресурсом и малым расходом топлива уже создаются мощности.

Решили использовать преимущества каркасной конструкции и сделать двухтопливный (газобензиновый) автомобиль, предусмотрев место для газового баллона за задним сиденьем. Правительство Москвы, участвующее в проекте, заказало электромобиль... Так что двигатели у семейства будут разные (кстати, и от вазовского двухцилиндрового не отказываются). Колесные формулы тоже: и 2х4, и 4х4. Кузова — вообще простор для фантазии: и универсал, и пикап, и кабриолет, и фургон... что только можно придумать, варьируя пластмассовые детали!

Авторы проекта хотят изменить психологию продаж: идти от заказа потребителя. Какую машину тот хочет, такую ему через пару дней и соберут. Вот что только скажет ГИБДД при регистрации такого разнообразия моделей, причем способных изменяться по воле владельца? Собственно, с инспекцией по безопасности дорожного движения уже идут переговоры.

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ?

Стоп! Может быть, идеализм заразителен? Вдруг ловишь себя на том, что начинаешь говорить о «Мишке» как о реальности. А у него даже название и то рабочее. Потом, вероятнее всего, будет другое. А в то же время участвуют в реализации проекта Минэкономики, главы областей, крупные заводы, НАМИ...

Кстати, именно в НАМИ ведут натурные испытания металлического каркаса, делают опытные образцы. Семейство прототипов обновленных «мишек» будет представлено на Московском мотор-шоу в нынешнем году.

Но забегать вперед, наверное, все-таки не стоит. Авторы проекта считают, что работа над ним должна идти одновременно в двух направлениях — создание автомобиля и организация производства. В будущем году планируют испытание и сертификацию опытных образцов. А уже в 2002-м — начало серийного производства. Что ж, ждать осталось недолго. Всего через пару лет мы узнаем, кто был прав — скептики, считающие идею создания «Мишки» неосуществимой, или романтики, готовые верить в чудо...

ПРОГНОЗ НА 2005 ГОД

В программе «Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 года» дан прогноз развития автомобильного парка и рынка в России, представленный Минэкономики РФ.

АВТОБУСЫ. По расчетам экспертов, в 2005 году в эксплуатации будет находиться не менее 520 тыс. автобусов различных классов, в том числе 130–140 тыс. общего пользования. Объемы продаж составят до 65 тыс. шт. в год (импортных — до 16%). Экспортные же поставки автобусов не превысят 3 тыс. шт.

ГРУЗОВИКИ. Продажи грузовых автомобилей в 2005 году достигнут примерно 240 тыс. шт. (импортных до 24 тыс.), причем сбыт автомобилей грузоподъемностью до 2 тонн оценивается в 148 тыс. шт. Всего к этому периоду в России будет эксплуатироваться около 4,5 млн. грузовиков. Экспортные поставки грузовых автомобилей ожидаются в объеме около 20 тыс. шт.

ЛЕГКОВЫЕ. Возможный объем продаж на внутреннем рынке России легковых автомобилей в 2005 году составит около 2 млн. шт. Всего же в эксплуатации будет 26 млн. Поставки по импорту (новых и подержанных машин) к 2005 году предполагаются в пределах 600–700 тыс. шт. (в 1999 году, по данным ГТК России — 150 тыс. шт.). Поставки российских легковых автомобилей на экспорт в 2005 году ожидаются в объеме до 200 тыс. шт. (в 1999 году — 70 тыс.).

С учетом развития производства легковых автомобилей можно прогнозировать к 2005 году структуру российского рынка:

— класс А (типа «Оки») — 4,9% и В (типа «Таврии») — 13,6%. Эта ниша будет обеспечена собственным российским производством;

— класс С (типа ВАЗ) — 33,3%. С учетом совместных производств («Дэу», КИА, «Рено», ФИАТ и др.) наш рынок сможет быть обеспечен собственным производством на 80%, остальные 20% придутся на импорт;

— класс D (типа «Москвич») — 23,4%. Будет обеспечиваться отечественными автомобилями и иномарками российской сборки — такими как " Опель Вектра" и " Рено Меган". Импорт — до 60%;

— класс Е (типа «Волги») — 10,2%, причем 55–60% этого класса будет производиться внутри страны, в основном на ГАЗе. Остальное — иномарки типа «Мерседес», БМВ, «Вольво»;

— класс вседорожников (типа УАЗов, «нив») — 13,2%. Рынок будет обеспечен отечественными автомобилями на 50%;

— класс автомобилей повышенной вместимости в основном будет представлен иномарками.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии