У истоков "росавы"

У ИСТОКОВ «РОСАВЫ»

]

ЭКОНОМИКА

А что поставщики?

У ИСТОКОВ «РОСАВЫ»

Ежегодно не менее 700 тысяч российских автомобилей обувают в шины этой марки.

Леонид САПОЖНИКОВ

Росава — тихая украинская речка в окрестностях Белой Церкви. Говорят, в эту точку в 80 км южнее Киева ткнул на карте пальцем Никита Хрущев, назначая место очередной всенародной стройки. По официальной же версии местоположение шинного гиганта выбрали кибернетики с помощью ЭВМ...

Первую покрышку завод дал в 1972 году. А в середине 80-х вместо диагональных шин начал выпускать радиальные с металлокордом в брекере, для чего у именитых фирм — таких как «Пирелли» и «Крупп» — было куплено новое технологическое оборудование.

Владельцы «восьмерок» и «таврий» первых лет выпуска помнят белоцерковскую резину Ех-85, изготовленную по лицензии «Пирелли». Это обозначение ущемило патентные права фирмы «Мишлен», застолбившей букву Х для своих моделей. Был найден простейший выход: у Х убрали верхнюю половинку, к Е добавили вертикальный штрих — и та же шина превратилась в Бл-85, которую знают все. На смену ей несколько лет назад пришла BC-11.

Сегодня у белоцерковцев в серийном ассортименте 38 типоразмеров легковых шин. Объем выпуска в штуках неуклонно растет и в 1999 году превысил 5 миллионов. Всем на удивление и очень многим на зависть завод работает в три смены без выходных. Но еще совсем недавно завидовать, в сущности, было нечему: ОАО «Росава» ходило в долгах, как в шелках, и зарплату своим работникам выдавало покрышками — хоть продавай, хоть режь да ешь...

Парадокс: производственные успехи не мешали катиться к банкротству. Корифей экономики сэр Адам Смит от такого мог бы тронуться разумом. Не имея денежных средств, «Росава» получала сырье по бартеру, в обмен на свою продукцию. При этом условия неизбежно диктуют поставщики сырья — шины доставались им за бесценок, намного ниже себестоимости.

Пробовали искать богатых инвесторов. Представители «Мицубиси», «Гудьира», «Мишлена», с интересом осмотрев производство, давали понять: решение вопроса продлится не один год. Спасаясь от неминуемого краха, ОАО «Росава» учредило СП под тем же названием с малоизвестной ирландской фирмой.

О деталях этого прошлогоднего маневра руководители шинников предпочитают не говорить: слишком больно их за него клевали. Обвиняли в том, что всю убыточную инфраструктуру (профилакторий, совхоз и т. п.) оставили в ОАО, 76% акций которого принадлежат государству, а в СП включили только шинное производство. Популярная киевская газета заявила даже, что подобная практика «приведет к уничтожению государства как такового». И лишь совсем недавно в Верховной Раде Украины прозвучала здравая мысль: главное — не то, сколько денег поступит в бюджет в результате приватизации предприятия, а то, насколько эффективно оно будет работать.

Эффект не заставил себя долго ждать. На чистом, не заблокированном из-за долгов банковском счете СП появились долгожданные деньги от продажи шин. Уровень бартера сразу снизился в десять раз — с 92 до 9 процентов, и предприятие стало жить по нормальным экономическим законам. На обочинах трассы Киев — Одесса в районе Белой Церкви все еще торгуют покрышками, но это уже не шинники, а перекупщики. Шинникам «воно нэ трэба» — зарплату им теперь платят гривнами и в срок.

Для справки. Об уровне цен на трассе дают представление такие цифры (в пересчете с гривен). Одну шину BC-11 размеров 165/70R13 и 175/70R13 продают соответственно за 12 и 14 долларов, а всесезонную БЦ-20 175/70R13 — за 20.

Не надо думать, что «Росава» делает только легковые шины: в ее ассортименте и грузовые, и сельскохозяйственные. Но из 5450 тысяч штук, выпущенных в 1999 году, легковые составили около 97%. Этот «перекос» закономерен в условиях экономического кризиса: предприятия простаивают, грузоперевозчикам нечего возить, зато усиленно крутятся в поисках заработка водители категории В... 

Но обратимся к связям «Росавы» с Россией (слова-то, кстати, однокоренные!). Шестьдесят процентов белоцерковских шин — около 3 миллионов в год — поступают на АвтоВАЗ и российским торговым предприятиям. А из России, в свою очередь, идет каучук и частично технический углерод. Металлокорд поставляет, в основном, Белоруссия.

Шины «Росавы» помечены знаком Е8 — это значит, сертификат у них чешский, весьма авторитетный в Европе. Тем не менее, российский НИИШП (НИИ шинной промышленности) дополнительно проверяет их на соответствие ГОСТу. Работать-то им предстоит не в щадящих европейских условиях...

Технический директор СП «Росава» Виктор Тулук не без гордости показал мне ежеквартальные письма АвтоВАЗа: «На основании интегральной оценки, учитывающей различные аспекты деятельности, ваше предприятие отнесено к надежным поставщикам». Такой титул, как говорится, дорогого стоит. Но потерять его куда легче, чем заслужить.

Значит, главное для «Росавы» — не стоять на месте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии