То взлет, то посадка

ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА

]

ПО ПОВОДУ ЦЕН

ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА

Анализируем динамику отпускных цен ВАЗа и ГАЗа.

Антон ЧУЙКИН

Вспомним: последний период относительного ценового спокойствия — осень 1999-го, когда летняя спячка спроса сменилась легким сезонным пробуждением... На это цены, в массе своей, отреагировали довольно вяло: повернулись на другой бок и продолжали похрапывать. И вдруг с начала зимы — подъем, как по тревоге! За несколько месяцев — рост до 20% на модели ВАЗ и, страшно представить, — до 40% на «волги»! Уже и спрос, погнавшийся было за ценами, сдался и отступил — в соответствии с сезоном, а графики по-прежнему напоминают диаграмму температур предкризисного больного.

Любопытно, можно ли предсказать, что будет с ценами дальше? Или хотя бы понять, когда следует ожидать их очередного изменения — может, отыщем связь с погодой, курсом доллара, спросом, наконец?

Насчет погоды — сомнительно. От нее, скорее, зависит спрос, который подвержен весеннему и, в меньшей степени, осеннему подъему. Оживляется торговля перед праздниками — некоторые позволяют себе подарки о четырех колесах... А вот цена от спроса заметно отстает. И тому есть причины. Скажем, значительная часть автомобилей ВАЗ отгружается в торговлю по принципу «утром — деньги, вечером — стулья», то бишь по предоплате. Торгующая организация оплачивает автомобили и... ждет, иногда до 60 дней (таков срок поставки)! Заранее получив деньги и имея в запасе почти двухмесячную «фору», завод может позволить себе оперативно не отслеживать, что происходит на рынке... Как результат — несвоевременная, с большим опозданием, реакция на оживление спроса.

Но это только одна причина случившегося весной скачка отпускных цен. Значительно более весомым оказалось подорожание комплектующих. Напомним: за полтора посткризисных года ВАЗ поднял отпускные цены на 78%, а нефтепродукты, металл, шины за это же время подорожали на 170–200% (подробнее — ЗР, 2000, № 5). Спохватившись, заводы погнались за смежниками. Так что, скачок цен на автомобили — все еще влияние кризиса... дай Бог, последнее. Из-за неповоротливости автогигантов рост вышел столь бурным — гром грянул, мужик подождал и... размашисто перекрестился.

Кстати, анализируя цифры, поневоле обращаешь внимание на некую странность. Вот, например, динамика отпускных цен на VAZ 2107: 66 356, 69 356, 71 856, 75 056, 78 056 рублей. Почему столь некруглые величины росли с ноября прошлого года на ровненькие 3000, 2500, 3200 целковых? Для удобства расчета или по другим причинам?

Однако было время — и цены снижали! Например, на «Волгу» с 406-м мотором — в ноябре подняли, а в декабре снизили, очевидно, опасаясь отпугнуть покупателей пока еще новой модели. Впрочем, в апреле пришлось начать эскалацию цен — возможно, расплачиваясь за прошлогоднее снижение...

Примерно то же можно сказать и о Тольятти. Например, новинку — универсал VAZ 2111, поставив на конвейер, удалось сделать дешевле. Увы, ныне, после весенних ценовых прыжков, это самый дорогой из серийных ВАЗов. Пример показывает модель 21103 — 16-клапанный мотор раскручивают, держа относительно стабильную цену. Удастся ли эта попытка грамотной маркетинговой политики или и эта модель стремительно вздорожает — покажет ближайшее будущее.

Что же нас ждет? Надеемся, несколько подогнав отпускные цены к подорожавшим комплектующим, заводы дадут себе и нам небольшую передышку. Тем более, что летний малый спрос в сочетании с ростом цен грозит затовариванием. С осени, возможно, рынок зашевелится, достигнув пика активности весной. Цены, естественно, будут расти — как растут они на все товары. Хочется верить, что рост этот будет незначительным и плавным. Производителям надо быстрее и точнее отслеживать ситуацию на рынке, и тогда через год спокойные, без прыжков графики займут меньше места по вертикали...

Так с сентября прошлого года изменялись отпускные цены некоторых моделей ВАЗ и ГАЗ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии