Человек красит место

ЧЕЛОВЕК КРАСИТ МЕСТО

]

РЫНОК

Эмали. Экспертиза

ЧЕЛОВЕК КРАСИТ МЕСТО

Даже мыльные оперы когда-то заканчиваются. Кто-то облегченно вздыхает, а кому-то становится скучно — всем не угодишь.

Лакокрасочный (начало см. ЗР, 2000, № 7) «сериал» закончен, однако климатические испытания образцов продолжаются. Через некоторое время мы сообщим о том, во что могут превратиться некогда свежие покрытия после лабораторных «истязаний», эквивалентных четырем годам эксплуатации. А сейчас разберемся в дне сегодняшнем.

Представление участников должно отражать их полные паспортные данные. Этому и посвящена табл. 1. Акриловые материалы заняли ее первую треть (с № 1 по № 5), алкидные — вторую (с № 6 по № 9), а меламиноалкидные (с № 10 по № 14) разместились в конце.

Обратите внимание на последнюю колонку таблицы. Поскольку устойчивость свойств лакокрасочных покрытий зависит от цвета эмали, предварительно было решено остановиться на двух цветах — бежевом (235) и рубиновом (110). Соответственно выбраны и буковки в номере системы покрытия — «р» означает «рубин», а «б» — «бежевый». Однако двух букв оказалось мало — к ним пришлось добавить «жб», то есть «желтовато-бежевый», а также «с» — что означает «сафари», и даже «бб» — «бледно-бежевый». Отечественному производителю виднее, что нужно производить, поэтому цепляться к мелочам не будем. «Бэбэ» — так «бэбэ».

БЛЕСК И НИЩЕТА КОНКУРСАНТОК

Технология изучена, компоненты нанесены — вперед!

Начало испытаний малярно-технологических и физико-механических свойств лакокрасочных покрытий было довольно «пресным». Дисперсность (она же — степень перетира) оказалась у всех абсолютно одинаковой — по 10 мкм. Так называемый сухой остаток эмали также оказался в ожидаемых пределах — экологи могут быть довольны. Блеск покрытий составил от 64 до 73% — достаточно ровный результат. А вот по твердости наметились контуры пелетона — вперед вышли голландцы (№ 2).

Настал черед песочницы... Игры «в песочек» помогают оценить прочность покрытия к истиранию. Смысл испытания прост — эксперт на специальном приспособлении определяет, сколько нужно израсходовать песка, чтобы протереть эмаль «до дыр». Чем больше килограммов придется на каждый микрометр — тем лучше.

Именно песочница первой раскидала некогда стройные ряды участников в разные стороны. Если акриловые эмали сопротивлялись буре в пустыне уверенно, то остальные откровенно спасовали. Особенно слабо проявили себя № 10, 12 и 13 — а еще меламиноалкидные...

Неожиданно закончилось знакомство покрытий с падающими сверху грузиками. В отряд отстающих «алкидных» затесались матерые «американцы» под № 1 — странно. Впрочем, на «отлично» здесь выступили только «голландцы».

Прочность комплексного покрытия проверялась на специальном коническом стержне. Преимущество конуса перед цилиндром заключается в том, что испытываемая пластинка изгибается сразу по всем возможным радиусам — остается только проверить, в каком месте появится предательская трещина (см. фото). Чем меньше радиус изгиба, тем, естественно, лучше. Откровенных провалов два — у образцов 9 б и 11 с. В лидерах — № 1, 2, 4, 5, 7р, 9р, 10р, 14р.

Полученные данные сведены в табл. 2. 

АНДРЕЕВСКИЕ ФЛАГИ

Для проверки защитных свойств покрытий в камере соляного тумана на каждой из заготовок были сделаны крестообразные надрезы, напоминающие по форме знаменитый андреевский флаг. Понятно, что оголившийся металл обязательно проржавеет, однако повреждения вдоль «креста» должны быть минимальными. Для определения стойкости покрытия измеряют ширину «убитого» участка по одну сторону от царапины без учета ее самой. Все просто.

Тысяча часов испытаний показали, что единственным идеальным «знаменосцем» может служить все тот же № 2, сохранивший свой металл в первозданном состоянии. Остальные заслужили оценки от «хорошо» до «отвратительно». А каким еще термином оценить лакокрасочную поверхность, проржавевшую аж на 80%? Подробности — в табл. 3. 

Любопытно, что многие из последних результатов можно было предсказать заранее — на этапе проверки грунтовок в соляном тумане. Результаты их испытаний не были отражены в предыдущей публикации, поскольку сама по себе грунтовка, открытая всем «ветрам и водам», вообще говоря, не обязана отдуваться за весь лакокрасочный пирог. Тем не менее еще тогда эксперты отметили крайне низкие защитные свойства некоторых препаратов — в частности, греческих грунтовок «Боди 992» (№ 9). Так что все закономерно.

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

Известно, что машины не рекомендуется мыть бензином — на то есть специальные шампуни. Однако никаких неприятных последствий подобное знакомство, казалось бы, не принесет — кто из нас хотя бы раз не проливал на кузов бензин или масло? Тем не менее, проверим — а вдруг...

Результаты проверки стойкости покрытий оказались настолько ошарашивающими, что удостоились честь занять табл. 4. Посмотрите на фото — уже через сутки знаменитый № 6 был снят с соревнований. Компанию ему составили № 7 и 9. 

ЧЕРЕЗ 4 ГОДА ЗДЕСЬ БУДЕТ...

Четыре часа в камере влаги с включенным обогревом. Два часа — при выключенном. Еще 2 ч — в камере сернистого газа. Следующие 3 ч — в камере тепла и холода. Затем 7 ч пребывания в аппарате искусственной погоды и 6 ч выдержки на воздухе. Все это называется циклом ускоренных климатических испытаний. Пятнадцать таких циклов засчитываются за два года службы на поверхности автомобиля.

На графике показано, как подобные «передряги» изменяют блеск покрытий. Обращает на себя внимание общая тенденция всех эмалей — рубин гораздо более живуч, чем бежевый, а также «с» и «бэ-бэ»! Окончательные итоги по «климатике» подведем, как и обещали, позднее — когда пройдет четыре условных года.

ИТОГИ

Мы уже писали (ЗР, 2000, № 7), что будем стараться избегать разделения проверяемых препаратов на хорошие и плохие, но высказаться все-таки надо. Поэтому на поставленный в начале «сериала» вопрос «Чем покрасить крыло?» отвечаем так. Если средства позволяют — дружите с «Сиккенсом»: титулованный «голландец» (№ 2) оказался в нашей экспертизе единственным, кто «отстрелялся» по всем мишеням на «отлично». Если же с финансами «напряженка», а любимая машина жалобно просит помощи, то не гнушайтесь «отечественного» — системы покрытий № 4 и 5 из ярославской эмали и загорской грунтовки показали себя вполне пристойно. Заметим, что немного огорчил «Дюпон» (№ 1) — неожиданная ложка дегтя в виде низкой прочности покрытия сделала свое черное дело. Слабо выступили алкидные материалы (№ 6... 9). Соотношения сил внутри этой группы несложно определить, сопоставив цифры.

Любителям рейтингов, несогласным с нашей оценкой, предлагаем самостоятельно составить «табель о рангах» и заполнить ее по собственному разумению, пользуясь приведенными данными. Если знакомство с методами испытаний лакокрасок и предъявляемыми к ним требованиями помогут читателям свободнее ориентироваться в этой области, будем считать свою задачу выполненной.

«Этапы большого пути» — первичная грунтовка, вторичная грунтовка, эмаль.

Песок не знает жалости.

«Андреевские флаги» после испытаний — почувствуйте разницу. Сверху вниз — № 2, № 3, № 4, № 9. 

Пароход хороший, только воды боится... Эта эмаль не терпит присутствия бензина.

Свернуться трубочкой и не потрескаться не так-то легко. Вверху — № 1, внизу — № 11.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии