Эффект доплера

ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА

]

В борьбе за наличные

ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА

Слухи о том, что обычным милицейским радаром можно сбить воробья, оказались сильно преувеличенными.

Аркадий КОЗЛОВ

В ЧЕМ ЖЕ ЭФФЕКТ?

Каждому водителю доводилось слышать, как меняется шум пролетающей навстречу машины — от высокого тона к низкому. При движении навстречу скорости автомобилей складываются, и каждую секунду в ухо, образно говоря, влетает больше звуковых волн. Машины разъехались — звук догоняет удаляющийся автомобиль. Естественно, частота звука (количество колебаний в секунду) уменьшается. Это и есть эффект Доплера. Его используют военные, ученые и инспекторы ДПС: одни для измерения скорости вражеских самолетов, другие — для изучения галактик, третьи — чтобы ловить нарушителей ПДД.

«СМЕРТЕЛЬНОЕ» ОРУЖИЕ

Принцип действия радара (от английского radar — radio detecting and ranging) прост: излучаемая им электромагнитная волна отражается от металлических предметов. Если предмет движется, частота отраженной волны изменится пропорционально его скорости. Остается замерить эту разницу и вычислить скорость. С чем успешно справляется любой придорожный радар. Совершенно неважно, лежит ли «Барьер» на капоте, привинчен ли к стеклу патрульной машины или дрожит в нетвердой руке блюстителя порядка (берем крайний случай). Сдвиг частоты зависит только от скорости автомобиля, но никак не от инспектора (если, конечно, тот не побежит навстречу). Впрочем, не зависит он и от пластмассовых, деревянных, войлочных и прочих «фенечек», которыми так любят обвешивать автомобиль иные владельцы: любой материал, кроме металла, для радара прозрачен.

Более того, мало-мальски знакомый с математикой милиционер постарается устроиться с радаром как можно ближе к оси движения автомобиля, ибо на замере скорости сказывается косинусный эффект. При прямом сближении машины с радаром (рис. а) он покажет истинную ее скорость. А под углом (рис. б) — ту, с которой уменьшается расстояние до радара. Чем больше угол отклонения, тем меньше показания прибора. С косинусной зависимостью.

Расхожее мнение о том, что хитрые гаишники умудряются обманывать радар-детекторы (порой неверно называемые антирадарами), с негодованием отвергли разработчики последних. Радар (локатор) — это излучатель СВЧ-радиоволн с частотой 10,525 МГц. А радар-детектор — обыкновенный радиоприемник, настроенный именно на эту частоту. Казалось бы, достаточно чуть-чуть сдвинуть несущую частоту, и радар-детекторы вмиг ослепнут. Все так, но сдвинуть ее практически невозможно, не залезая внутрь локатора. А корпус его опломбирован. Без пломбы и без поверки пользоваться радаром запрещено. Поэтому если вас остановили за превышение скорости, а радар-детектор промолчал, спросите на всякий случай документ о поверке. И пломбу. Мало ли, какой кулибин найдется на российских просторах. Инженеры нынче голодные сидят. Могут и подкрутить.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

В нелегкой борьбе за наличные в ход идут разные средства. Автомобилисты вооружаются радар-детекторами, предупреждают о засадах миганием фар, изучают дислокацию излюбленных кормушек гаишников, а то и выкорчевывают ненавистные знаки. Люди в форме отвечают совершенствованием маскировки, частой сменой засад и непредсказуемостью графиков облав.

Да, скоростной беспредел на дорогах, несущий множество бед и жертв, должен быть остановлен. В том числе и с помощью радаров. Именно поэтому кощунственно дискредитировать эти приборы — превращать их в кормушку, скажем, используя не совсем корректные способы. Так, зная, что водители ускоряют движение сразу после проезда засады, инспектор порой замеряет скорость удаляющегося автомобиля (ныне есть и такие радары) и тут же останавливает приближающегося. Спорить с ним тяжело. Секундомер на радаре показывает почти правду. А табло скорости — явное превышение.

Излюбленный прием — устроить засаду в ясный солнечный день на великолепном свеженьком шоссе с забытыми с зимы знаками «сороковник» и «скользкая дорога». Страж обязан написать рапорт о неверно установленном знаке, но кто, скажите, своими руками загубит хлебное место? А с каким азартом работают инспекторы в больших городах, безошибочно определяя нарушителя в потоке машин!

ЧЬЯ СКОРОСТЬ НА РАДАРЕ?

Тут бы сделать небольшое отступление... Дело в том, что интенсивность отраженного сигнала зависит от формы и размера (площади отражения) автомобиля, от того угла, под которым он движется к лучу. Слабый сигнал может забиться помехами или более сильными сигналами. Радар действительно устроен так, что определяет самый быстрый автомобиль с разницей скоростей в потоке не менее 10 км/ч. Но в идеальных условиях. На заводских пробах испытывали его работу на трех машинах с одинаковым коэффициентом отражения. Машины двигались прямо на радар в трех разных рядах. Одна — быстрее на 10 км/ч. Действительно, работает! Отлавливает.

В условиях большого города все сложнее. Помехи от электросварки, от искрящихся токосъемников трамваев, троллейбусов, ламп дневного света и неоновой рекламы! Сами машины разного размера, идущие сплошным потоком. Чья скорость появится на экране радара в городской толчее? Самой большой? Самой ближней? Той, что оказалась под выгодным для отражения углом (как бликует порой солнце)? Самой быстрой или той, что перестроилась в другой ряд (сработает косинусный эффект)? Этого не знает никто, включая инженеров-разработчиков. Но не инспектор! Уж он-то уверен на все сто, кто попался на мушку его радара. Именно вы, а не огромный автобус «Мерседес» в соседнем ряду. Почему?

Нынешний «Барьер» и его модификации — «фары», «спидганы» на этот вопрос ответа не дадут. Другое дело — «Сова», совершенно новый прибор, дорогой и сложный. Хотя бы потому, что к нему полагается персональный компьютер. С «Совой» не поспоришь. На мониторе застывает картинка автомобиля, видны его номер, время, дата и скорость. Что тут скажешь? Зацепка одна — высокая погрешность. Изготовитель заявляет 9,3%. Это значит, что при ограничении скорости 60 км/ч и реальной скорости автомобиля 65 км/ч (что ненаказуемо, поскольку укладывается в погрешность спидометра) «Сова» может показать 71 км/ч. А это уже штраф... Так что честный инспектор, работая с «Совой», должен установить предел порогового срабатывания 76,5 км/ч. Но это — честный инспектор.

К разряду экзотических можно отнести и лазерный радар ЛИСД, похожий на обычный бинокль. Чтобы замерить скорость автомобиля, достаточно навести на него перекрестье прибора. Луч лазера узок и ошибиться невозможно. На кого навел — того и промерил. Но опять-таки никто, кроме инспектора, не знает, какая машина была под прицелом: номера ее «бинокль» не записывает. Доказать, что именно ваша — невозможно. Если, конечно, на дороге был кто-то еще.

И «Сова», и ЛИСД — пока редкость. На 95% работники ДПС вооружены обычными радарами «Барьер», «Барьер-2», «Барьер-2М», «Искра» и «Сокол». Татарстан может похвастаться импортными «Питон» и «ТС-3», а с их помощью (впрочем, как и «Искры») можно замерять скорость прямо из движущегося автомобиля. Занятные игрушки, но — дорогие.

НЕВИНОВАТАЯ Я! 

Между прочим, бесполезно развешивать компакт-диски под зеркалом заднего вида в надежде, что они собьют с толка радар. Для него они прозрачны. Мода на диски пришла к нам из Германии. Там множество автоматических радаров, которые фотографируют автомобиль-нарушитель. А по немецким законам мало знать номер автомобиля, чтобы наказать его владельца за нарушение. Нужна еще его физиономия (а вдруг не он был за рулем!). При фотовспышке компакт-диск может дать спасительный блик. Такой, что и лица не различишь. В России до подобной роскоши не дожили.

Чтобы нарушение зафиксировать документально, инспектор должен составить протокол и указать, где, когда, при каких обстоятельствах задержан водитель. И записать номер радара, дату его поверки и его показания. А чтобы доказать само правонарушение, как минимум, нужны свидетели.

Если учесть, что время и скорость хранятся в памяти радара несколько минут, задача со свидетелями становится весьма увлекательной. Особенно где-нибудь вдалеке от жилья. А в большом городе доказать, чью именно скорость показывает радар, просто невозможно. Разве что поверить инспектору. На слово.

Слухи о немыслимой вредности СВЧ-излучения от радара не подтвердились. Выходная мощность его всего-то 50 милливатт (у нового «Сокола» и того меньше — около 6 милливатт). Это во много десятков тысяч раз меньше, чем рядом с СВЧ-печью. Один из разработчиков по секрету рассказал, что они из озорства и любопытства однажды посадили муху прямо на включенный волновод и продержали ее там целые сутки. И — ничего! Живехонькую отпустили. Может быть, потом она и заболела или потомства не дала. Но этого никто не знает. Так что не хихикайте злорадно, глядя на «стреляющего» от бедра гаишника. Ничего с ним не случится. Только бы стрелял по делу, а не по карманам невиновных водителей.

Влияние направления движения автомобиля на показания радара: а — прямое сближение: скорость автомобиля (Vа) равна показаниям радара (V); б — сближение под углом: скорость автомобиля выше показаний радара, V=Vа.cosa.

Фото Владимира КНЯЗЕВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии