Назвался оценщиком...

НАЗВАЛСЯ ОЦЕНЩИКОМ...

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Ущерб

НАЗВАЛСЯ ОЦЕНЩИКОМ...

Гордое имя «эксперт-автотехник» теперь будет доступно не каждому. Министерство труда РФ установило квалификационные требования к специалистам по автотехнической экспертизе.

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ

Оценкой ущерба от ДТП нынче занимаются все кому не лень, а об уровне «оценщиков» и говорить нечего. Бывает, что специальное образование сотрудника — двухмесячные курсы (занятия два раза в неделю...). Кто должен контролировать и лицензировать всю эту армаду калькуляторов?

Вот московская лицензионная палата, к примеру, считает, что определение ущерба, характера повреждений и размера затрат на восстановление не является оценочной деятельностью, а значит, лицензированию не подлежит. Так что, экспертом может быть каждый?

Та же неразбериха и с теми методиками, которыми должны пользоваться калькуляторы. Есть, например, «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» (так называемый РД — руководящий документ) — многие используют только его. Но другие, например эксперт Андрей Штыков из фирмы «Авто-Мобил», уверены: если определять ущерб в точности по РД, то над выводами можно плакать. Грамотная экспертиза требует обращения к доброму десятку других руководств. Итак, нет ни лицензий, ни строго определенных методик, что же остается? Надеяться лишь на добросовестность и компетентность конкретного эксперта?

Именно поэтому отрадно, что государство в лице Министерства труда РФ решило ввести требования к тем людям, кто решил посвятить себя экспертной деятельности. Двадцать первого января 2000 года подписано постановление, в котором определено, кто вправе называть себя специалистом по автотехнической экспертизе. Следующий шаг — лицензирование автоэкспертных фирм. Пойдут ли на него власти? И как быстро? Без этой процедуры никакие квалификационные требования не сработают как надо.

Сергей ВОЛГИН, заместитель директора фирмы «Правозащита».

Постановление Минтруда вносит изменения в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». Этот справочник рекомендуется для применения на предприятиях и в учреждениях независимо от формы собственности. Повторюсь, справочник именно рекомендуется — его применение необязательно. Так что если специалист, проводивший «оценку» пострадавшего автомобиля, не соответствует этим требованиям, он лично перед государством никакой ответственности не несет. По крайней мере до тех пор, пока его деятельность не надо будет лицензировать, то есть установленные требования не станут обязательными.

А пока составить калькуляцию восстановительных работ все еще может любое лицо, обладающее необходимыми знаниями. Правда, если это лицо будет еще и соответствовать рекомендациям Министерства труда РФ, то доверия к нему, естественно, будет больше, в том числе и со стороны суда.

Сергей АХУНДЗЯНОВ, заведующий юридической консультацией № 8 «РОСАР» Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам.

В адвокатской практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что ряд «независимых» оценочных организаций при определении затрат на восстановление поврежденного автомобиля поручает составлять акты осмотра своим «оценщикам», «экспертам», «инженерам», «автоэкспертам»... Эти «спецы» зачастую не обладают необходимой квалификацией. Например, при наружном осмотре аварийного автомобиля в акте довольно часто умудряются указывать повреждения, которые могут быть выявлены только с помощью специального оборудования и с проведением измерений. Это касается прежде всего дефектов кузова — деформации, перекосы, несоосности, непараллельности (в том числе мостов, осей автомобиля), изменения ненормируемых зазоров и т. п., то есть дефектов, которые характеризуются линейными параметрами.

Я надеюсь, что новое постановление Минтруда поможет более объективному рассмотрению гражданских дел по возмещению ущерба, поскольку у судей теперь есть довольно точный критерий для назначения конкретных экспертов в делах о ДТП. Неквалифицированным «спецам» придется туго.

Базовая подготовка для экспертов всех категорий: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»).

Из Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 21 января 2000 года №7 «О внесении дополнений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих».

Дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий).

Дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник II категории» с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трассологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее 3 лет.

Дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник I категории» с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее 5 лет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии