Своим ходом — к небу

СВОИМ ХОДОМ — К НЕБУ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Восхождение

СВОИМ ХОДОМ — К НЕБУ

Леонид САПОЖНИКОВ

Встреча с самым высотным водителем.

Шестнадцатого сентября 1999 года белая длиннобазная «Нива» официально стала рекордсменом мира, въехав на высоту 5726 метров над уровнем моря. За ее рулем был мастер спорта по альпинизму из Санкт-Петербурга Георгий Котов. Восхождение — а точнее, «возъезжание» — обеспечивала группа альпинистов, в которую входили земляки Котова Александр Дубовиков, Сергей Тюльпанов и американец Джефф Шеа. Весь путь к рекордной отметке машина проделала своим ходом.

Можно представить, как широко и звонко был бы оповещен об этом достижении мир, будь автомобиль американским и группа — тоже. Россия же за сменами правительств и поисками национальной идеи явно недооценила это событие в горах Тибета...

Хотим восполнить этот пробел, тем более что ребята скоро дадут нам новый повод поболеть за них... Наш гость — руководитель экспедиции «Тибет-99» Георгий Котов.

— Георгий, вы побывали в 1995 году на вершине Эвереста. После этого выше некуда, можно только иначе. Не потому ли решили побороться с высотой на автомобиле?

— Именно так. Ведь самое интересное — попробовать что-то сделать впервые. И без новых приключений жизнь теряет свою остроту.

— Как возникла эта идея?

— В августе 97-го при восхождении на Эльбрус мы встретили на высоте 4900 метров российскую группу, которая с помощью лебедки пыталась поднять «Лендровер» на вершину. Подумалось: вот было бы здорово взобраться на автомобиле тысяч этак на шесть, причем своим ходом! В Европе таких гор нет, а в Азии самым подходящим показался Тибет, где я бывал много раз.

— Вы стартовали из Петербурга в конце июля на двух VAZ 2131 и мини-вэне VAZ 2120 «Надежда». Почему выбор пал на эти автомобили?

— Во-первых, в Сибири или Казахстане, через которые пролегал наш маршрут, «Ниву», в отличие от «Лендровера», вам починят в любой сельской кузнице. Во-вторых, запчасти к ней сравнительно дешевы, а денег у нас было в обрез. В-третьих, в длиннобазные «нивы» могло поместиться все наше снаряжение. А что касается мини-вэна, то испытать его нам предложил АвтоВАЗ, когда мы обратились туда с просьбой выделить «нивы».

— Почему вы собрали для своей затеи именно такую команду?

— Потому что с питерцами — Александром и Сергеем — мы давно знаем друг друга. С американцем я совершил несколько восхождений, в том числе на Эверест, да и вообще, Джефф совершенно нормальный мужик, хоть и миллионер из Сан-Франциско. Обожает приключения. Кстати, он привез спутниковый телефон, а фирма IBM выдала портативные компьютеры — благодаря этому мы оперативно передавали дневник экспедиции на наш сайт в Интернете (www.tibet-99.spb.ru).

Был в нашей экспедиции и не альпинист — заместитель начальника пресс-центра АвтоВАЗа Павел Недорезов. Ему пришлось тяжелее всех: попал в компанию безумцев, за каждым из которых восхождение на вершины восьмитысячников. Но он молодчина — без всякого опыта в горах поднялся на высоту 5400 метров. Идти дальше ему не позволила острая горная болезнь.

— Вы проехали в оба конца 19 000 километров, из них 9 тысяч — по территории Китая, но где начались настоящие приключения, к которым вы так стремились?

— Когда мы пересекли горную цепь Тянь-Шань и въехали в пустыню. При жаре 45 градусов поднялась песчаная буря. Видимость до пяти метров, песок на зубах, в глазах... Как только вырвались из этого ада, сменили воздушные фильтры, благо взяли их предостаточно. Тибетское плато появилось из пыльной дымки внезапно, и дорога пошла вверх. Снова задул страшный ветер, но уже холодный: всего за час температура упала до 5 градусов.

Автомобили вели себя, в общем, достойно. Высотных сюрпризов почти не было. Лишь начиная с 4500 метров резко увеличился свободный ход педалей тормозов, и торможение стало менее эффективным (потом, при снижении, все само «починилось»). Да еще во время остановки Сергей неосмотрительно открутил пробку радиатора, забыв, что на такой высоте «Тосол» кипит при 80 градусах. Произошел почти взрыв, нас обдало горячим паром, но, слава Богу, обошлось без ожогов.

— Сколько вы проехали к вершине, когда исчезли всякие признаки дороги?

— Около 40 километров. Вначале петляя, как по серпантину, по широкому травянистому склону. Потом сразу началась осыпь — смесь острых камней размером от спичечного коробка до холодильника, местами покрытая снегом. На высоте 5500 пропороли заднее колесо второй «Нивы» и решили, что нет смысла терзать все машины — дальше пойдет только одна. Мы достигли этой высоты тремя автомобилями, ни разу не применив троса, и это уже был огромный успех.

— Итак, с отметки 5500 наверх пошла белая «Нива»?

— Да. С новыми шипованными шинами «Данлоп», поставленными у подножья горы. Удары по восьмимиллиметровой дюралевой защите картера следовали в среднем через каждые десять метров, но она выдержала. Ребята поднимались пешком, разведывая и показывая мне дорогу. Добрались до предвершинного гребня, высота 5670 — кавказский рекорд «Лендровера» превышен уже на 50 метров. Но все стремятся к вершине, а значит, надо въехать со склона на узкий скально-осыпной гребень. Медленно не получится, а с разгону можно запросто перескочить через него и улететь вместе с машиной вниз метров на 300... Приняли решение страховать автомобиль 14-миллиметровой альпинистской веревкой. Мы еще в жизни не видели восходителя весом в полторы тонны!

— Был соблазн применить лебедку?

— Мы принципиально ее не взяли, чтобы никто не мог сказать, что нашу «Ниву» затащили наверх. За это, правда, пришлось платить безопасностью. Посчитал для интереса свой пульс: 160 в минуту! Двигатель объемом 1,8 литра потерял мощность и стал глохнуть, несмотря на «высотные» жиклеры карбюратора. Все же «Нива», обрушив из-под колес град камней, вскочила на гребень. Еще около часа мы взбирались по нему, — ребята расчищали путь, перетаскивая здоровенные камни. Когда до вершины оставалось метров 30 по вертикали, наши силы исчерпались. Сопровождающий нас представитель «Горной ассоциации Китая» зафиксировал, что наша «Нива» более чем на сто метров перекрыла прежний мировой рекорд. ГАК выдала нам официальный сертификат об этом.

— Был ли у экспедиции финансовый спонсор?

— Деньгами нам никто не помогал. Потратили собственные — примерно по 7 тысяч долларов с человека.

— А что стало с теми машинами после возвращения?

— АвтоВАЗ пообещал рассмотреть вопрос об их передаче участникам экспедиции. Скоро год, как рассматривает...

— Каким будет, Георгий, ваше следующее приключение?

— Собираемся в этом году на снегоходах на Эльбрус. Планируем кругосветку на автомобилях.

— Удачи вам!

Высшая точка — 5 726 метров!

Фото Александра ДУБОВИКОВА и Георгия КОТОВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии