"самара"

«САМАРА»

]

«САМАРА»

Модель — VAZ 21093; изготовитель — АвтоВАЗ; год выпуска — 1998; в эксплуатации «За рулем» — с января 1999; пробег на момент отчета — 85 тыс. км; предыдущие публикации — ЗР, 1999, № 6; 2000, № 3. 

Анатолий КАРПЕНКОВ

Молодость, как все прекрасное, когда-нибудь проходит. Вот и синяя редакционная «девятка» приближается к почтенному возрасту. На долю машины выпало немало. Кроме обычных эксплуатационных пробегов, она вовсю участвовала в различных тестах: на управляемость и устойчивость, термонагруженность и эффективность тормозной системы, вибронагруженность и плавность хода, динамику разгона и максимальную скорость. Причем автомобиль этот не совсем обычный — с младых лет на нем установлена газобаллонная аппаратура САГА-6, питающая сердце машины сжиженным газом (см. ЗР, 1999, № 8).

Стареть наша «девятка» начала потихоньку. При очередном ТО после 60 тыс. км, кроме фильтров и масла, пришлось заменить высоковольтные провода, свечи зажигания, щетки стеклоочистителя, гидрокорректор фар, наружное зеркало заднего вида (его повредили на автоматической мойке), лампочки габаритного огня и стоп-сигнала. Установили защиту картера двигателя — не столько для предохранения от ударов, сколько для защиты от грязи и снега, летящих в моторный отсек. С этой же целью поставили брызговики в окна рулевых тяг.

К следующему ТО — после 75 000 км пробега — проблем прибавилось. Помимо обычных регламентных работ, мы были вынуждены поставить новый реечный рулевой механизм, заменить наконечники рулевых тяг, подшипники ступиц задних колес, аккумуляторную батарею и катушку зажигания. Заглянули и в коробку передач, поскольку шум на холостом ходу в ее недрах с каждой тысячей усиливался. Обнаружили, что к «пробитому» синхронизатору II передачи добавился и синхронизатор третьей. К этому же времени начала позвякивать именитая выпускная система «Уолкер». Похоже, за 45 тыс. км работы внутри глушителя прогорела перегородка. Но эту неприятность можно отнести к разряду мелких.

Основное касалось двигателя. И на бензине, и на газе он начал хандрить — неустойчиво работал на «холостом ходу», терял приемистость под нагрузкой. При этом характерных признаков неисправности шатунно-поршневой или клапанной групп не было. Машина не дымила, и выбросов масла в воздушный фильтр не наблюдалось. Да и причин-то для преждевременного выхода из строя не было — к двигателю относились бережно и заливали в него только качественное масло.

Очистка, промывка и регулировка карбюратора ощутимых результатов не дали. Визуальный осмотр распределительного вала также не ответил на вопрос. Обнаружили следы износа на одном из «выпускных» кулачков, но он оказался неопасным. Насторожило, что при регулировке зазоров выпускные клапаны оказались «зажаты», а компрессия для двигателей с аналогичным пробегом недостаточно высока: 1-й цилиндр — 10,2; 2-й — 11,5; 3-й — 10,5; 4-й — 11,2. Работа мотора несколько улучшилась после замены изношенных высоковольтных проводов, датчика Холла и установки компромиссного (для газа и бензина) угла опережения зажигания — 6°С (было — 2–3).

В голове, между тем, невольно всплывали рассказы о том, что при работе «восьмых» моторов на сжиженном газе может выходить из строя клапанная группа (из-за прогара клапанов). Что ж, вскрытие покажет. Довольно скоро — при 100 тыс. км общего пробега (73 тыс. на газе) планируется завершить наш эксперимент и разобрать двигатель. Из пройденных на сегодня 85 000 км общего пробега — 58 600 км пришлись на газ.

Установленная на автомобиле аппаратура лишь однажды потребовала профилактической регулировки и замены потекшего газового клапана, не считая, конечно, ежемесячного слива конденсата из редуктора низкого давления.

Последние 30 тыс. км на нашей «девятке» трудятся амортизаторы «Кони-спорт». Для «дачного» автомобиля они, конечно, слишком жесткие, а вот для испытательского — вполне подходящи. Машина хоть и менее комфортна, зато более однозначна и приятна в управлении.

Не исключено, что по мере ее старения импортных комплектующих будет все больше. Впрочем, и про отечественных производителей постараемся не забыть. Машинка-то наша — российская.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ ЗА 50–85 тыс. км 

ПРОБЕГА (ОБСЛУЖИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ), руб.

Наименование Сумма

Бензин АИ-92, 651 л 3873,5 

Сжиженный нефтяной газ (СНГ), 3218 л 7645,5 

Масло моторное в двигатель и КП 1469 

Фильтры воздушные, масляные, топливные 165 

«Тосол», 5 л 98 

Рулевой механизм 1200 

Наконечники рулевых тяг (2 шт.) 100 

Гидрокорректор фар 96 

Honda Element зеркала заднего вида (наружного) 15 

Свечи зажигания «Чемпион RN9YC» (4 шт.) 211 

Провода высоковольтные 497 

Катушка зажигания 167 

Ремень привода распределительного вала 135 

Щетки стеклоочистителя 281 

Лампа сигнальная (2 шт.) 10 

Жидкость WD-40 49 

Датчик Холла 35 

Очиститель двигателя 127 

Подшипники задних ступиц (2 шт.) 260 

Аккумуляторная батарея 6 СТ 55 715 

Замок багажника 105 

Регулировка «схода-развала» 365 

Итого 17 514 

Снижает ли газовое топливо ресурс двигателя? Первые признаки раннего «старения» мотора уже проявились. Но связаны ли они с газом? Вскрытие покажет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии