Прицепной состав

ПРИЦЕПНОЙ СОСТАВ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Клиент созрел

ПРИЦЕПНОЙ СОСТАВ

Предприятие «Трейлер» из подмосковного Ступина предлагает новые модели прицепов.

Анатолий СУХОВ

Глядя на сверкающие пластиком «сундучки» с плавными, стремительными обводами, трудно поверить, что перед нами отечественная продукция — настолько мы привыкли к непритязательному облику наших прицепов. Но как швейцарским часам не место в сумке с гаечными ключами, так и дорогому мотоциклу или снегоходу — в обычном прицепе. Сегодня в России все больше гидроциклов, мотовездеходов и прочих дорогих «игрушек». А на чем их возить, если не только шоссейный, но даже кроссовый мотоцикл не по всякому «шоссе» у нас проедет.

Как говорится, клиент созрел — и ступинцы отреагировали быстро: рынок — пусть пока и небольшой — надо осваивать.

Основа прицепа — стальная сварная рама, крашеная или оцинкованная. Несмотря на то, что последняя поднимает цену прицепа на 600–700 рублей, основной спрос приходится именно на нее — экономящих на спичках немного. При этом цинковое покрытие защищает и полости рамы, и сварные швы. Толщина его не менее 100 мкм (это примерно в десять раз толще, чем на кровельной жести), поэтому о ржавчине можно забыть на долгие годы. Железа на раму не пожалели — она тяжеловата. Зато очень прочна — испытания показали, что предельная нагрузка намного превышает паспортную.

Пол — из многослойного стеклопластика — не ржавеет и не боится ударов. В нем отверстия под специальные ложементы — для мотоцикла, гидроцикла и снегохода; мотовездеходу они не нужны. Меняя наклон и расстояние между ложементами, можно подобрать их оптимальное положение практически для любой модели гидроцикла (для мотоцикла и снегохода это не требуется).

Стеклопластиковую крышу заказали у смежников — компании «Владпластик». Материал морозоустойчив и ударопрочен. Для большей жесткости крыша армирована стальным прямоугольным профилем. Есть и уплотнитель, так что внутрь прицепа дождю и пыли не попасть. Особое внимание уделили защите от случайного складывания распорок, предусмотрев три положения фиксации. Даже если их «надломить», крыша опустится всего на несколько сантиметров: в работу включится пара газовых упоров (от задней двери «Святогора»), если нажать еще — снова щелчок: задействована вторая пара упоров. И только при большем усилии крыша плавно закроется.

Порадовал автоматически убирающийся номерной знак при наклоне платформы назад — для погрузки-выгрузки (дышло прицепа при этом остается на сцепке). Специальный рычаг натягивает тросик, и планка для знака поджимается к днищу прицепа.

Благодаря пластиковым деталям собственная масса прицепа менее 200 кг, однако ступинцы не отказались от своего «фирменного блюда» — регулируемой по высоте передней опорной стойки с колесиком. Прицеп вообще не придется поднимать руками: перекатить или надеть на шар даже груженую «тележку» сможет и ребенок.

Изделие из Ступина с комплектом ложементов примерно на 1000 долларов дешевле импортных аналогов. Однако заводчане предусмотрели значительно более дешевый вариант для перевозки гидроцикла, оставив только раму и ложементы. На полтора метра длиннее его собрат, рассчитанный на перевозку лодки или небольшого катера — последняя разработка ступинцев.

Назовем и уникальный прицеп для перевозки автомобилей — это он доставил искалеченного «Ерему» (ЗР, 1998, № 12) в наш техцентр. Автовоз продуман до мелочей: упорные стойки, не позволяющие платформе «приседать» при погрузке автомобиля, удобные перфорированные траки — на них невозможно поскользнуться, и, наконец, мощная двухскоростная лебедка, играючи затащившая на платформу «Ерему» без заднего моста. Как и все двухосники, он оснащен импортным тормозным механизмом с приводом на все четыре колеса. Но о нем речь впереди. Кроме своих прямых обязанностей, автовоз прекрасно справляется и с «халтуркой»: перевезти шестиметровые доски, бревна или шифер ему вполне под силу.

Отвлечемся от экзотики и рассмотрим основную продукцию предприятия. Это — «классические» грузовые прицепы. Модели различаются длиной платформы (от 1750 до 2440 мм), высотой тента (250 и 1220 мм), количеством осей (одна или две), наличием или отсутствием тормозной системы. Все двухосные (а на заказ и одноосные) прицепы оснащают импортным тормозом-накатом инерционного типа, в котором «умная» механика различает режим торможения и движение задним ходом — в последнем случае водителю не придется отключать тормоз, а значит, он и не забудет его включить при движении вперед. Крылья прицепов — полиэтиленовые. Они не боятся деформаций и не потрескаются даже в мороз.

Подвеска — на выбор: резиножгутовая или рессорно-амортизаторная. Последняя практически не отличается от автомобильной. Главный ее козырь — плавность хода: помидоры не превратятся по дороге в кетчуп! А хотите ее «усилить» — добавьте в пакет один-два рессорных листа (благо, подобрать их несложно — «трейлеровская» рессора позаимствована от ижевского «каблука»). Недостаток — необходимость такого же контроля и обслуживания, как на автомобиле.

Одножгутовая подвеска состоит из двух профилированных труб разного диаметра. Одна вставлена в другую, а между ними — резиновые жгуты. При работе подвески одна труба поворачивается относительно другой, сдавливая эти жгуты. У такой конструкции нелинейная зависимость хода от нагрузки (чем больше усилие, тем она жестче), что исключает пробои, а благодаря гистерезису (резина некоторое время сохраняет остаточную деформацию) гасятся колебания. Другими словами, резиновый жгут заменяет и рессору, и амортизатор.

Такая подвеска не требует обслуживания — в простой конструкции практически нечему ломаться, а специальная резина («Трейлер» использует только фирменные подвески в сборе из Германии) может пережить и сам прицеп. Несмотря на импортное происхождение, она даже дешевле отечественной рессорно-амортизаторной. Проигрыш лишь в одном — повышенная жесткость хода, хотя на ровном шоссе почувствовать разницу трудно.

Изготовитель намеренно указывает относительно невысокую полную массу прицепов (700 и 1300 кг в зависимости от модели), чтобы водители легковушек не вступали в противоречие с законом (см. ЗР, 2000, № 4). Таким образом, большой прицеп как раз подойдет «Волге» и ее одноклассникам, а 700-килограммовый можно цеплять к легковушке класса «Жигулей». Примерные цены на прицепы, руб.: открытый для гидроцикла — 11 500, катера — 14 500, пластиковый — 56 000, автовоз — 48 000, грузовые — 9400–11 000 в зависимости от комплектации.

Упрощенная модель прицепа для гидроцикла.

С опускной платформой — удобнее.

Дорогую игрушку лучше держать взаперти.

Автовоз без работы не останется.

Лебедка на две тонны.

Замок с индикатором износа.

Фото Александра БАРАБАНОВА, Алексея ГОРШКОВА, Владимира АРБУЗОВА

Благодарим фирму «Альпин» за помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии