Тебе "письмо"...

ТЕБЕ «ПИСЬМО»...

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

«Чайнику» в назидание

ТЕБЕ «ПИСЬМО»...

Именно так водитель-профессионал «подковырнет» коллегу, заметив спустившее колесо на его машине.

Виктор СЛЕСАРЕВ

От этой беды не застрахован никто...

Едва сев за руль, ты, мой юный друг, рискуешь «словить гвоздя» примерно так же, как и твой многоопытный дедушка, — ведь предметов, способных проколоть шину, на наших дорогах достаточно. Правда, осторожный и внимательный шофер все же страдает реже: увидев на дороге обломки деревянной тары, россыпь бутылочных осколков, другие «многообещающие» материалы, он их объедет. А тот, кому лень баранку повернуть, поплатится.

Тем не менее даже современный «Зоркий Сокол» не разглядит гвоздя на дороге с дистанции 100 метров. И вот — типичная ситуация под названием «на трех колесах». Почему на трех? А потому что недавно одно уже было проколото, и его заменили запаской. Проколотое же бросили в багажник и забыли.

Короче, дружок, оказавшись на трех колесах, тебе придется действовать самому...

Но начнем... с начала! На полном ходу, в потоке машин, ты понял: колесо проколото. Если это переднее, то заметно по росту усилий на руле: чем меньше давление воздуха в шине, тем сильнее тянет машину в сторону. С задним сложнее. Его прокол многие осознают лишь после того, как услышат характерный глухой стук полностью спустившей шины. Часто потом оказывается, что ее боковины «изжеваны», а дорога ей — на свалку.

...Итак, ты хочешь остановиться? Но мгновенно не получится, поэтому, снижая скорость, постарайся аккуратно встать там, где это достаточно безопасно. Не бери примера с тех, кто из-за любой ерунды готов поднять капот прямо в центре транспортного потока и, выставив знак, считает себя от всех случайностей застрахованным!

Кстати, если ты остановил машину в запрещенном месте, а она на деле могла двигаться, то с точки зрения ГИБДД это грубое нарушение. Учти: машина с проколотым колесом не обездвижена! Даже на спущенной шине можно отъехать в безопасное место. Возможно, шина будет дополнительно повреждена, но она в любом случае дешевле кузова, разбитого в случае аварии (о цене человеческой жизни умолчу).

...Конечно, водитель-новичок испытывает трепет при любой, самой мелкой неполадке. А тут — о ужас! — проколотое колесо. Не волнуйся, действуй обдуманно. Не спеши совать домкрат под машину. Секунда-другая ничего не изменит, а ты приглядись к дороге: во что упрется домкрат, не сползет ли в сторону на льду, не провалится ли в рыхлую почву, горячий асфальт? Не покатится ли машина под уклон? Худший вариант — падение машины с домкрата, когда, отвернув болты, снимаешь колесо — тут можно и калекой стать.

Гораздо спокойнее сможешь работать, подложив под колеса противоположной стороны упоры. Ну хотя бы половинки кирпича. (Вообще же автолюбитель «с понятием» возит в багажнике настоящие упоры, любовно сделанные собственными руками или купленные. Это получше кирпичей...)

Снял колесо? Вот теперь начнется самое захватывающее, что позволяет вспомнить нашего старшину: «Тут вам не институт! Тут думать надо!».

Прежде всего, на каких колесах ты ездишь — камерных, бескамерных? В последнем случае, если у тебя, запасливый ты мой, припрятан в багажнике комплект для их ремонта без разборки, то выйдешь из этого положения просто-таки изящно. Лишь бы диаметр прокола был не очень велик (максимум 5–6 мм). Тогда, применив специальные приспособления, клей и «затычку» (жгут из особой резины), быстро заделаешь прокол.

Если подобным комплектом похвастать не можешь, шину, хотя бы частично, со стороны внешнего борта, придется демонтировать (разбортовать, разбортировать — некоторые и так говорят) и заткнуть прокол изнутри специальным резиновым грибком на клее. А если хочешь — из бескамерного колеса сделай камерное, при условии, что запасная камера под рукой. Естественно, вентилем, запрессованным в отверстие обода, придется пожертвовать. Что предпочесть? Естественно, первые два варианта: бескамерная шина безопаснее камерной — она медленнее теряет воздух, особенно если проколовший ее предмет застрял в отверстии.

Бывает в покрышке такая дыра, что о «бескамерности» уже не вспоминают — «не до жиру»... Но и просто так, не задумываясь, поставить камеру нельзя: в дыру сразу набьется песок, да и без него края «сжуют» камеру, и ты вряд ли далеко уедешь. Останется одно: изнутри перекрыть дыру «портянкой» — например, несколькими листами резины от негодной камеры. Подойдет и кусок ободной ленты от грузовика, два ее края уже сведены на нет, остальное нужно сделать самому, чтобы углы не «жевали» камеру. И можно будет доехать хотя бы до шиномонтажки. Насчет балансировки, дружок, не беспокойся: на таких колесах быстро не ездят...

Но как шину разбортовать? Вот тут, хотя сила и понадобится, пользоваться ею нужно с головой! Действуя неумело, крепкие ребята и монтажку пополам загибали. Результат? Изуродованные края обода, а то и порванный борт покрышки. (Заодно можно и травму получить, но это уже другая тема...)

Итак, первая ответственная операция. Как отделить (оторвать) борт покрышки от обода, если они за год контакта словно срослись воедино? Да еще и хампы бескамерного колеса мешают этому процессу...

Конечно, специальные приспособления для различных операций с шинами можно купить. Но по закону подлости именно тогда, когда они позарез нужны, выясняется: остались в гараже. А ты в сотне километров от него на трех колесах. Поэтому мы рассматриваем «полевые» условия работы.

Популярный в России способ изобретен водителями-профессионалами: уперев в борт отрезок уголка, рессоры и т. п. (кто к чему привык), по нему добросовестно лупят кувалдой, в конце концов добиваясь результата. Дело непростое: резина пружинит, уголок отскакивает... Словом, если не надеешься на твердую руку и верный глаз, лучше остерегись!.. Можно покалечиться. Нетрудно и боковину покрышки (особенно радиальной) повредить. Да и диску удары не на пользу, прежде всего бескамерному.

Мы предпочитаем те способы, при которых действует статическая, легко контролируемая сила. Если у тебя домкрат-стойка, как на «Жигулях», то его легко преобразовать в «пресс» (рис. 1). Петля 3 из прочной веревки или стального тросика, связывающая диск колеса и подъемный кронштейн домкрата, должна «держать» усилие в несколько сотен килограммов. Кстати, чтобы отделить от обода и противоположный борт, петля должна быть длиннее... или придется менять положение кронштейна домкрата. Практика показала: лучше всего возить в багажнике петлю, напоминающую восьмерку, с дополнительным узлом примерно на середине (подгонка — по месту).

Чем больше усилие, тем сильнее домкрат заваливается к центру колеса (на рисунке — влево). Именно удерживая его, ты и сдвигаешь борт шины. А силушка нужна немалая! Поэтому, если хочешь облегчить себе работу, сделай, как на рис. 2, распорку 1 из подходящей трубы. Один ее конец наденешь на стержень 2 домкрата, а другой упрешь в закраину обода. Мы такую — легкую, дюралевую — подсмотрели у одного бывалого...

Можно соорудить на базе этого домкрата и «станок» (рис. 3). Петля уже не нужна, ее заменяет крючок 2. Он тоже имеет два зацепа — для работы с разных сторон колеса.

Складной домкрат (рис. 4) используют так. Одним из упоров служит порожек машины. Если он недостаточно высок, придется сначала поднять машину, водрузить на надежные подставки... Но есть и другое решение: в качестве «пресса» применить саму машину — как на рис. 5. Чтобы усилие было больше, в половину ее веса, колесо нужно положить под середину порожка, возле средней стойки.

Если дело происходит на даче, где найдется крепкая доска, воспользуйтесь ею, как показано на рис. 6, или же сделайте «станок» (рис. 7).

Некоторые пытаются отделить борт от обода, попросту наезжая на «больное» колесо «здоровым». Не всегда это удается — машина нужна тяжелая. К тому же можно согнуть диск «восьмеркой». Освободить от обода лучше оба борта — почему, сейчас поймете.

Следующая операция — собственно разбортовка (рис. 8). Теперь борт шины (на стороне А) нужно подцепить монтажками (сначала одной, потом другой), а это легче всего сделать, если задвинуть борта шины на другой стороне (Б) в глубь «ручья» обода. Именно для этого его и придумали. К тому же обычно он смещен к внешней стороне обода. Это позволяет не слишком сильно напрягать внешний борт, перетягивая его через край обода. (Если перетягивать внутренний, то и нажимать придется сильнее.)

Делу неплохо помогает мыльный раствор, особенно если шина сравнительно свежая. (Кстати, возить в автомобиле кусок мыла всегда полезно. Сделав работу, ты же не сядешь за руль с грязными руками!..) Некоторые мастера применяют вместо этого и бензин. Естественно, чистый, без следов масла — такой покрышку не портит.

А теперь, внимание! Если ты работаешь с камерным колесом, то, орудуя монтажками, никогда не забывай о камере. Обычная ошибка здесь — защемление камеры (она же спущена!) между монтажкой и ободом. Необдуманно нажмешь — и две хорошие дырки гарантированы! Делают и другую глупость: забыв проверить состояние покрышки изнутри (а там может торчать «тот самый гвоздь» или что-то еще), бодро закладывают свежую камеру!

При монтаже борта (рис. 9), когда будешь перетягивать его через край обода «в обратном порядке», опять же не забывай о роли «ручья» в ободе. Чтобы вентиль камеры не усложнял процесс забортовки шины, начинать работу надо на стороне, противоположной вентилю. И разбортовывать камерную шину нужно от вентиля. Опытный автолюбитель, зная вышеупомянутые «секреты», монтирует борт шины одними ногами, почти не прибегая к монтажке! Особенно если под забортованную часть шины подложит опоры, помогающие бортам углубиться в «ручей».

Другими словами, если не хочешь уподобиться тем «простачкам», которых мы уже упоминали, то, работая с шиной, прежде всего думай... головой. А не монтажкой.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии