"фрам": сквозь тонкие поры...

«ФРАМ»: СКВОЗЬ ТОНКИЕ ПОРЫ...

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Фильтры

«ФРАМ»: СКВОЗЬ ТОНКИЕ ПОРЫ...

В автомобиле должно быть все чисто: и сиденья,

и стекла, и бензин, и масло.

Антон УТКИН

Из огромного ассортимента выпускаемых в мире автозапчастей больше всего делают фильтров: масляных, топливных, воздушных. Познакомиться с самыми современными технологиями их производства нас пригласил крупнейший разработчик и изготовитель всевозможных фильтров, транснациональный концерн «Фрам». На нашем рынке фирма известна шесть лет — сегодня сформирована целая сеть магазинов, заваленных фильтрами в характерных оранжевых коробках. Владельцы иномарок уважают «Фрам» за широту предложения — в его каталоге почти нет белых пятен, разве что к мелкосерийной машине фильтра не подберешь.

История этого промышленного гиганта, владеющего ныне 27 заводами, восходит к 1934 году, когда два американских инженера, специалисты по системам смазки, учредили собственное предприятие. Соединение их фамилий, Франклин-Алдхам, в котором оставили по две буквы с начала и конца, дало имя новой фирме, тогда еще неизвестной за пределами США.

После войны уже могучий и знаменитый «Фрам» выходит на европейский рынок, а с 1961 года открывает здесь один за другим несколько заводов. Сегодня их у него в Европе шесть, да и штаб-квартира концерна теперь находится в Италии. Гордость фирмы — узкая специализация. В отличие от многих конкурентов, она традиционно делает только фильтры, и логотип Fram не увидишь на приводных ремнях или свечах — так же как имя Parker красуется только на авторучках и никогда на зажигалках...

Завод в городке Ллантрисант на юге британского Уэльса — один из крупнейших, работает с 1967 года, выпуская около 30 миллионов фильтров в год, то есть десятую часть общемирового производства «Фрама». Из них лишь 15% окрашено в традиционный для фирмы оранжевый цвет с эмблемой «Fram» — такие поступают в магазины (не на конвейер). Еще примерно столько же несут имена других фирм, разместивших заказы на ллантрисантском заводе. Остальные 70% выпуска — оригинальные фильтры с логотипами производителей автомобилей, тракторов, строительной техники и т. д., которые заказчики ставят на двигатели при сборке и распространяют через свои фирменные СТО. Никаких различий в устройстве и качестве для однотипных изделий не предусмотрено, будь то фильтр для «Вольво» или «Жигулей» — начинка одинакова. Один и тот же фильтр, скажем, для «Форда-Эскорт» может иметь три варианта окраски корпуса с обозначениями: Fоrd 5005572, либо Fram РН2964, либо Coopers Z121. Разница лишь в цене — фильтр с первым вариантом окраски обойдется потребителю намного дороже двух других и ставить такой имеет смысл разве что владельцу новой машины с еще не истекшим сроком гарантии.

Огромные объемы производства потребовали почти полной автоматизации — три сотни рабочих лишь помогают роботам, подавая им заготовки, расходные материалы, упаковку, а также меняя время от времени инструмент и оснастку для перевода линии на другое изделие. Листовую сталь, из которой штампуют корпуса фильтров, поставляют в рулонах местные, британские заводы. Для масляных здесь принята толщина 0,38 мм, а для топливных — 0,46 и 0,9 мм, причем на большинстве моделей применяют луженую с двух сторон ленту. Колпак корпуса масляного фильтра выштамповывают из вырубленного кружка стали в три приема, при этом для защиты оловянного покрытия от повреждения применяют специальную смазку.

Корпус топливного фильтра для впрысковых двигателей штамповать намного сложней, ведь обе его половинки должны быть с патрубками под бензошланги. Обычно они выполнены из цельнотянутых трубочек, которые затем припаивают к чашкам корпуса — это дорого и не всегда надежно. Фирма «Фрам» — единственная в мире делает патрубки заодно с корпусом. Уникальное оборудование, которое завод приобрел за полтора миллиона долларов, позволяет за 14 последовательных стадий выштамповать половинку корпуса фильтра с длинным тоненьким соском из... кружка листовой стали (см. фото).

Для изготовления шторы здесь применяют 13 сортов специальной фильтровальной бумаги — местного либо итальянского производства. Более дорогая и плотная, с очень тонкими порами, идет на топливные фильтры, а та, что порыхлей и способна пропускать вязкие жидкости, — на масляные. Специальный автомат непрерывно складывает бумажную ленту гармошкой, другой сворачивает штору цилиндром, третий приклеивает торцевые кольца и т. д. 

Толщину основания фильтров «спин-он» (вроде нашего «жигулевского») тщательно рассчитывают в соответствии с массой и расположением узла на двигателе. Для небольших фильтров достаточно и трех миллиметров, а крупные порой требуют мощной шестимиллиметровой «ладошки», иначе из-за тряски и вибрации посадка нежесткого, податливого основания на блоке двигателя ослабнет и прокладка не удержит масло. Резьбу под штуцер в центральном отверстии основания, разумеется, не нарезают, а только накатывают — зачем переводить металл в стружку?

Готовые фильтры выборочно тестируют в заводской лаборатории, сутками прокачивая через них грязное масло, тряся на вибростендах и даже... взрывая. Кстати, корпус фильтра не должен разрушаться ни при каких обстоятельствах — его прочность выбрана с запасом, что нам наглядно и продемонстрировали. Фильтр навернули на штуцер специального стенда и предложили посмотреть (через стеклянную крышку!), что будет, если давление повышать беспредельно. Только на 20 атмосферах (пятикратное превышение) раздался легкий шлепок и масло брызнуло из-под основания, выдавив резиновую прокладку.

В номенклатуре «Фрама» почти 4 тысячи изделий. Это самый широкий перечень фильтров в мире — практически для всего, что ездит, плавает, пашет, роет траншеи и т. д., включая модели, давно снятые с производства. Но и для тех, которым еще предстоит встать на конвейер, «Фрам» предлагает свои новейшие разработки. Металлические фильтры «спин-он» уходят в прошлое — им на смену идут легко утилизируемые, пластмассовые. Из полимеров специального состава, не дающих при сжигании вредных веществ, уже делают не только каркас фильтрующего элемента, но и клапаны, включая их пружины. Сменные картриджи нового поколения вот-вот появятся на серийных автомобилях — за ними будущее.

Фильтры-близнецы для «Ниссана» и «Ягуара» сошли с одного конвейера, разница только в окраске — за «оригинальную» придется доплатить, и немало.

Если из листа металла попробовать в один прием вытянуть корпус фильтра с тоненьким патрубком, он порвется. А за 14 стадий — пожалуйста.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии