Сальник, втулка — так мало и так много

САЛЬНИК, ВТУЛКА — ТАК МАЛО И ТАК МНОГО

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Цена — качество

САЛЬНИК, ВТУЛКА — ТАК МАЛО И ТАК МНОГО

В продаже появились неразборные «жигулевские» амортизаторы от старейшего поставщика ВАЗа — Скопинского автоагрегатного завода.

Борис СИНЕЛЬНИКОВ

Изменение конструкции старых, привычных деталей порой вызывает недоверие покупателя.

«Меня устраивают эти амортизаторы: служат 60–80 тысяч, что еще надо? — рассуждает у прилавка владелец „Жигулей“ со стажем. — Поди знай, как будут работать новые». А может быть, он не прав?

Давайте разберемся. Большинство амортизаторов отказывает потому, что через износившееся уплотнение штока вытекает наружу жидкость или же она «неправильно» перетекает через клапаны — износился поршневой узел и цилиндр.

В Скопине усовершенствовали уплотнение штока. Раньше узел состоял из семи деталей, теперь — только из двух (!), но совершенно новых — сальника и направляющей втулки (см. рис.).

В сальнике две (а не одна, как прежде) рабочие кромки, причем нижнюю поджимает спиральная пружина, что компенсирует износ и продлевает срок его службы. Сальник имеет также дренажный клапан, он препятствует вспениванию амортизаторной жидкости. Это очень важно, поскольку улучшает демпфирование амортизатора, когда ему приходится работать в тяжелых режимах. Более того, теперь можно будет изготавливать и газонаполненные амортизаторы — с повышенным относительно атмосферного давлением газа в компенсационной камере. К выпуску таких амортизаторов уже идет подготовка производства.

Еще одно преимущество новых деталей — они заметно снижают сухое трение в узле уплотнения.

Усовершенствованные амортизаторы успешно прошли суровые стендовые и дорожные испытания в летних и зимних условиях.

Но почему все-таки конструкция названа неразборной? Здесь гайка, которую вворачивают в резервуар для фиксации узла, уступила место завальцовке краев резервуара. А это обеспечило герметичность, ликвидировало операцию нарезки резьбы и сопутствующую ей стружку, металлическую пыль, которая может остаться в резервуаре.

Все это хорошо, но качество изделий зависит не только от конструкции, но и от технологии производства: амортизаторы требуют высокой точности изготовления деталей начинки и чуть ли не стерильных условий сборки.

В последние годы многое на заводе заметно изменилось. Появилось новое, современное оборудование — одна двухэтажная установка для хромирования штоков чего стоит. Работая в автоматическом режиме, она не выпустит ни одного бракованного.

Начал действовать агрегат для сборки новых неразборных амортизаторов (он создан специалистами тульского ОКТБ «Ротор»). В гнезда вращающегося стола помещают цилиндры, автоматически заполняемые амортизаторной жидкостью, затем в них вставляют собранные с клапанами, направляющей втулкой и сальником штоки, после чего края цилиндра автомат завальцовывает. Все! Красиво, быстро и с минимальной затратой ручного труда.

Генеральный директор СААЗа Александр Мамонтов отвечает на вопросы ЗР.

— На рынке много подделок под ваши амортизаторы. Что, такая же участь ждет и неразборные?

— К их преимуществам можно смело добавить возросшую трудность подделки. Незаметно развальцевать и завальцевать цилиндр после горе-ремонта будет намного труднее, чем отвернуть и завернуть гайку.

— А как же тогда быть с ремонтными комплектами, которые есть в продаже? Один наш читатель просил подробно рассказать и показать на фото, как ими пользоваться.

— Автолюбители полагают, что эти комплекты выпускает наш завод. Должен огорчить их — комплекты поддельные. Некоторые детали, возможно, украдены у нас, другие изготовлены в каких-то мастерских или на кухне. Мало того, что они скорее всего негодные, но и сам ремонт большинства амортизаторов бесполезен. Что толку в изношенный цилиндр ставить новую начинку, если также изношен или погнут шток? Проверить же работу амортизатора можно только на специальном стенде, которых в стране раз-два и обчелся. У нас — стопроцентный контроль характеристик. Вообще, поддельные амортизаторы — наша беда. В большинстве случаев, когда нам предъявляют рекламации на изделия, оказывается, их сделал не СААЗ. А страдает марка завода. Конечно, и мы не без греха, но доля дефектных изделий в сравнении с общим выпуском (только в прошлом году мы изготовили 6,3 млн.) ничтожна.

— Помнится, несколько лет назад вы с трудом реализовывали гораздо меньше амортизаторов.

— Нам удалось быстро перестроиться. Не будем сбрасывать со счетов и то, что потребитель, делавший выбор в пользу зарубежной продукции, во время кризиса вынужден был отказаться от нее, благо, наша цена была раза в три-четыре ниже, а качество, если и уступало, то самым фирменным, дорогим. В этом году планируем рост продукции на 12–15%. Большую часть вырученных средств вкладываем в производство, которое непрерывно совершенствуется.

— Ваше пожелание читателям журнала?

— Доверяйте нашим амортизаторам — они отвечают требованиям заводов-изготовителей для конкретной модели и потому работают лучше иных зарубежных.

Разборный (слева) и неразборный амортизаторы внешне различаются заделкой уплотнения штока.

Изюминка неразборного амортизатора — сальник и направляющая втулка оригинальной конструкции (вверху).

Двухэтажная установка для гальванического покрытия штоков работает в автоматическом режиме.

Агрегат револьверного типа (с вращающимся столом) для сборки амортизаторов заменяет конвейерную линию.

Здесь штоки купаются во множестве разных ванн.

Уплотнение штока в разборном (слева) и неразборном амортизаторах: 1 — шток; 2 — защитное кольцо штока; 3 — гайка резервуара; 4 — прокладка; 5 — обойма сальника; 6 — сальник; 7 — направляющая втулка; 8 — уплотнительное кольцо резервуара; 9 — резервуар; 10 — цилиндр.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии