В гостях у сказки...

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ...

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ...

КАК МЫ ПРОВЕРЯЛИ

23 ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТИ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

Изобилие подделок начинает устрашать. По разным данным, например, на рынке Москвы и области продается до 30% поддельных или некачественных масел, до 40% таких же непригодных к использованию охлаждающих жидкостей и до 50% тормозных. Приступая к анализу качества «тормозухи», набирали побольше образцов, заранее предвкушая, какой удар нанесем по теневой экономике. И вот...

Проверяли претендентов по семи показателям и трем стандартам! Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей FMVSS № 116 подсказал, что должны уметь жидкости DOT-3 и DOT-4. Европейские нормы ISO 4925 определяли, как тормозная жидкость может влиять на резину манжет (американцы почему-то об этом не думают). Наконец, стандарт SAE J-1703 (тоже американский) помог оправдать тех, кто немного не вписался в общий ряд — его требования по ряду позиций лояльнее.

А что же наши нормативы? Увы, их не существует; по крайней мере нам они неизвестны. Отечественные производители должны ориентироваться лишь на требования автозаводов, остальное — по желанию.

Теперь о том, что и по каким параметрам мы проверяли. Образцов, как уже сказано, много — аж 23. Только шестеро из них соотечественники. Разброс цен — почти в шесть раз. Большинство иностранцев уложилось в диапазон от 200 до 300 рублей за литр. Наши скромнее — от 60 до 80 руб. Покупали в «нормальных» магазинах, как и должен, на наш взгляд, поступать аккуратный автомобилист. Чем торгуют на рынках, мы уже знаем (см. ЗР, 1998, № 4). При проверке начали с главного — температурного диапазона. Мало кому хочется, чтобы тормозная система зимой замерзла или, что еще хуже, закипела при интенсивном торможении. Способность держать холод определяется вязкостью. При минус 40°С она должна быть не выше 1500 мм2/с (по ISO 4925 и FMVSS № 116 DOT-3) или 1800 мм2/с (по SAE J-1703 и FMVSS № 116 DOT-4). Второй норматив выполнили все. Более жестким условиям не удовлетворили трое. Не будем их осуждать, хотя бы потому, что «жесткое» требование предъявляет устаревающий стандарт DOT-3. А вот с температурой закипания поблажек не будет. Здесь — чем больше, тем лучше. Минимальное требование (DOT-3, SAE, ISO) — 205°С для сухой жидкости (просим не удивляться — термин) и 140°С для увлажненной (с добавлением 3,5% воды). Нормой же для большинства современных автомобилей можно смело считать требования DOT-4: сухая жидкость должна выдать 230°С, увлажненная — 155°С.

Зачем увлажнять? Если жидкость долго не менять, если тормозная система или тара под жидкость негерметичны, наконец, при возникновении других «если», в тормозную жидкость попадает влага. Даже в небольших количествах она опасна, потому и проверяют. Результаты... хотите верьте, хотите нет, но почти все уложились в жесткие требования DOT-4 с запасом. Одна жидкость, маркированная DOT-3, с запасом уложилась в свою норму, и лишь единственный «штрейкбрехер» показал себя из ряда вон плохо. Вот она, подделка, одна из 23! Напомним, два года назад две из пяти купленных «где попало» «тормозух» не дотянули до обещанного DOT-4; одна оказалась хуже некуда. Сегодня, коль все так хороши, есть повод вспомнить о самом строгом стандарте — DOT-5 (если у кого из читателей в гараже стоит «Порше», это для них). Устрашающие требования выглядят так: сухая жидкость должна кипеть при 265°С, увлажненная — при 180°С. С большим запасом (!) в эти требования уложился один образец. Еще пятеро к заветным показателям приблизились. Хорошо показали себя и кондиционные соотечественники, надежно прикрывшие спины лидеров.

Что еще проверяли? Кислотно-щелочной баланс (по-научному показатель активности ионов водорода) и воздействие на резину двух марок. Баланс, если не считать «штрейкбрехера», у всех нормальный. Небольшие отклонения у двух образцов вряд ли стоит считать провалом.

Требования стандарта ISO 4925 определяют набухание резины с очень широким допуском — от 1 до 16%. Больше — очень плохо, манжетным уплотнениям долго не жить. Меньше — тоже нехорошо: если набухания не будет вовсе или оно окажется ничтожно мало, цилиндры вскоре потекут. Специалисты говорят, что лучше ориентироваться на диапазон от 2 до 16%. Если считать эту цифру желаемой, безоговорочно хорошими окажутся восемь образцов, среди которых один россиянин. Если ориентироваться все же на стандарт... хороши ВСЕ, кроме подделки, конечно. И хотя последняя показала 5%, вместо ожидаемого набухания она дала локальное вспучивание. Подробнее о каждом из образцов на подписях к фото.

Итак, статистика не подтвердилась, да и с ударом по теневой экономике пришлось повременить. А может, статистика все же не врет, просто покупать «тормозуху» (масла, запчасти) следует «где надо». Тогда сколько же подделок продается «где НЕ надо»?! 

*При температуре минус 40°С. **Норма 7,5–11,0; меньше — среда кислотная, больше — щелочная. ***Данные для резины марок 7–2462 при 70°С за 120 часов и 51–1524 при 120°С за 120 часов соответственно. ****В такой упаковке жидкость официальными дилерами не завозится. *****Две одинаковые жидкости куплены в разных местах; подделки не обнаружили.

EXTREME,

ITALIA Fiat

Цена / 140 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1717 мм2/с

Кипение:

сухая 288°С

увлажненная 203°С

Активность ионов

водорода (pH)** 7,01 ед.

Воздействие

на резину*** 4,3% и 2,2%

BP DOT-4****

Цена / 200 руб.

за 1 л

Вязкость* 1229 мм2/с

Кипение:

сухая 265°С

увлажненная 171°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,87 ед.

Воздействие

на резину 6,0% и 3,9%

CASTROL DOT-4,

ITALIA

Цена / 210 руб.

за 1 л

Вязкость* 1027 мм2/с

Кипение:

сухая 260°С

увлажненная 172°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,04 ед.

Воздействие

на резину 4,7% и 2,1%

ELF DOT-4,

BELGIUM

Цена / 70 руб.

за 0,25 л

Вязкость* 1189 мм2/с

Кипение:

сухая 271°С

увлажненная 170°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,91 ед.

Воздействие

на резину 3,0% и 1,9%

BP DOT-4 

Цена / 200 руб.

за 1 л

Вязкость* 1187 мм2/с

Кипение:

сухая 261°С

увлажненная 170°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,8 ед.

Воздействие

на резину 5,7% и 3,7%

MANNOL DOT-4,

GERMANY

Цена / 100 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1032 мм2/с

Кипение:

сухая 261°С

увлажненная 165°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,95 ед.

Воздействие

на резину 4,3% и 2,2%

MOTUL DOT-4,

FRANCE

Цена / 150 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1022 мм2/с

Кипение:

сухая 258°С

увлажненная 169°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,08 ед.

Воздействие

на резину 4,0% и 2,0%

РОССА DOT-4,

ЗАО «ХИМПРОЕКТ»

Цена / 60 руб.

за 1 л

Вязкость* 1426 мм2/с

Кипение:

сухая 267°С

увлажненная 175°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,94 ед.

Воздействие

на резину 1,5% и 1,3%

BOSCH DOT-4,

GERMANY

Цена / 110 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1260 мм2/с

Кипение:

сухая 261°С

увлажненная 165°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,98 ед.

Воздействие

на резину 5,3% и 2,5%

РОСДОТ-4, ООО 

«ТОСОЛ-СИНТЕЗ»

Цена / 30 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1234 мм2/с

Кипение:

сухая 261°С

увлажненная 174°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,78 ед.

Воздействие

на резину 1,5% и 1,5%

LIQUI MOLY, DOT-4,

GERMANY

Цена / 100 руб.

за 0,25 л

Вязкость* 1058 мм2/с

Кипение:

сухая 268°С

увлажненная 167°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,86 ед.

Воздействие

на резину 3,2% и 1,7%

AGIP DOT-4 

Цена / 80 руб.

за 0,25 л

Вязкость* 1038 мм2/с

Кипение:

сухая 266°С

увлажненная 168°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,80 ед.

Воздействие

на резину 3,2% и 1,8%

TEXACO DOT-4,

BELGIUM

Цена / 70 руб.

за 0,25 л

Вязкость* 1490 мм2/с

Кипение:

сухая 260°С

увлажненная 167°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,12 ед.

Воздействие

на резину 4,3% и 1,9%

РОСДОТ-4, ООО 

«ТОСОЛ-СИНТЕЗ„*****

Цена / 30 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1148 мм2/с

Кипение:

сухая 260°С

увлажненная 168°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,00 ед.

Воздействие

на резину 1,5% и 1,6%

LOCKHEED

Цена / 75 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1436 мм2/с

Кипение:

сухая 260°С

увлажненная 168°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,98 ед.

Воздействие

на резину 4,2% и 1,9%

CONSOL, DOT-4 

Цена / 30 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1196 мм2/с

Кипение:

сухая 257°С

увлажненная 167°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,20 ед.

Воздействие

на резину 1,2% и 1,3%

DOT-4, ООО 

«АВТОБЫТХИМ»

Цена / 25 руб.

за 0,45 л

Вязкость* 1573 мм2/с

Кипение:

сухая 244°С

увлажненная 164°С

Активность ионов

водорода (pH) 7,21 ед.

Воздействие

на резину 4,6% и 2,1%

BENDIX DOT-4,

FRANCE

Цена / 60 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1476 мм2/с

Кипение:

сухая 241°С

увлажненная 156°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,69 ед.

Воздействие

на резину 3,5% и 1,6%

LUCAS, U. K. 

Цена / 190 руб.

за 1 л

Вязкость* 1672 мм2/с

Кипение:

сухая 256°С

увлажненная 161°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,68 ед.

Воздействие

на резину 5,5% и 2,1%

QUAKER STATE,

USA

Цена / 85 руб.

за 0,36 л

Вязкость* 1264 мм2/с

Кипение:

сухая 244°С

увлажненная 162°С

Активность ионов

водорода (pH) 9,00 ед.

Воздействие

на резину 3,5% и 1,6%

PIT STOP PRODUCTS

Цена / 150 руб.

за 0,36 л

Вязкость* 1250 мм2/с

Кипение:

сухая 242°С

увлажненная 163°С

Активность ионов

водорода (pH) 8,97 ед.

Воздействие

на резину 3,4% и 1,5%

SK DOT-3 

Цена / 130 руб.

за 0,5 л

Вязкость* 1283 мм2/с

Кипение:

сухая 224°С

увлажненная 143°С

Активность ионов

водорода (pH) 9,6 ед.

Воздействие

на резину 4,2% и 1,8%

СПЕКТРОЛ ТУБОСТОП

(вероятно, подделка)

Цена / 40 руб. за 0,5 л

Вязкость* 630 мм2/с

Кипение:

сухая 170°С

увлажненная 135°С

Активность ионов

водорода (pH) 2,74 ед.

Воздействие

на резину 2,5% и 5% 

(локальное вспучивание)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые