Завтра будет поздно

ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКОЛОГИЯ

ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО

ВАРВАРЫ

НА КОЛЕСАХ

ВЕДУТ МИР

К ГИБЕЛИ

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

В смрадной полумгле, утопая в кучах пластиковых бутылок, ржавых консервных банок, многометровым слоем покрывающих отравленную землю, тенями бродят странные существа, непохожие на людей. Это наши правнуки на прогулке лет этак через тридцать-сорок... Такая вот антиутопическая картинка рисуется в воображении, когда видишь те места, где ступает колесо нашего автомобиля. Без преувеличений: еще лет десять-двадцать, и слово «природа» в толковых словарях снабдят пометкой «устаревшее».

Пока (пока!) еще Россия не дотягивает до мировых стандартов — 400 автомобилей на тысячу населения. Но уже сейчас мы далеко опережаем многие страны мира по количеству ядовитых выхлопов. Годовой выброс американской машины — 338 килограммов, а среднестатистический автомобиль россиянина «выдает» в атмосферу около 1200 кг всякой дряни! Не забудем: токсичность отечественных автомобилей в 6–7 раз выше, чем европейских, и в 8–10 — чем японских и американских.

Каждая третья машина в России не соответствует требованиям ГОСТа, выбрасывая из выхлопной трубы токсичные вещества 280 наименований. Отечественный автопарк ежедневно обрушивает на многострадальную землю 50 тысяч тонн загрязняющих веществ, из которых 40 тысяч — угарный газ и более восьми тысяч тонн — углеводороды. Величина ежегодного экологического ущерба от транспорта в России составляет 3,4 миллиарда долларов, и основная его доля (63%) связана с автомобилями.

Вместе с газами в легкие попадают соединения тяжелых металлов. В выбросах содержатся полициклические углеводы, которые провоцируют раковые заболевания и изменения на генном уровне. А сажа способствует глубокому проникновению этих веществ в организм.

Тяжелые металлы, особенно свинец, плотным слоем осаждаются вдоль наших магистралей, на порядок превышая предельно допустимые нормы. Ширина такой «мертвой зоны» — 120 метров по обе стороны дороги, а когда интенсивность движения превышает 10 тысяч автомобилей в сутки — 400 метров. В ясную погоду выбросы разлетаются на 1–2 километра с подветренной стороны. И больше всего от них страдают дети: самая высокая концентрация этой гадости — на высоте 50–150 см от поверхности.

Нормы Евро, готовность заводов выпускать неэтилированный бензин и автомобили с нейтрализаторами — сейчас не об этом. Иначе в какой уже раз уйдем в дебри разговоров о государстве, экономике, политике... Лучше о другом: почему многие из нас считают для себя возможным ездить на чадящих автомобилях, не удосуживаясь привести их в порядок? Подсыпать яду в стакан соседа — и подумать нельзя, а травить окружающих выхлопными газами — норма?

Аргументы, что нет денег на ремонт — пустая отговорка. Нет денег — не надо ездить. Или надо учиться обслуживать машину самостоятельно.

Нет, дело вовсе не в нищете. Интересно было бы понаблюдать, как смотрят иностранцы наш культовый фильм «Особенности национальной охоты»? Вспомните первые кадры: из окна автомобиля летит «бычок», финн останавливает машину, чтобы его подобрать, и видит бесконечную обочину, густо покрытую окурками. У иностранного зрителя, как и у персонажа-финна, округлятся глаза. Но еще больше они округлятся, когда он услышит безмятежный хохот зрителя российского.

У нас в порядке вещей: зарулить на пикничок в живописном месте и оставить после себя полный разгром. «Прохватить» на вседорожнике по целине так, что колеи из космоса будет видно, или объехать пробку по газону. Бросить прямо во дворе у дома старый аккумулятор или слить отработанное масло. У «них» — проект запрета для вседорожников съезжать с дорог: следы от машины непоправимо нарушают природный баланс почвы (Великобритания). Или — «бутылочные билли» (в некоторых штатах США), стимулирующие возврат от одноразовой тары к оборотной. «Они» думают о будущем, а мы...

В окно машины летит смятая сигаретная пачка, пластиковая (а то и стеклянная!) бутылка, полиэтиленовый пакет... Заграничный гость решит, что за рулем — неимоверный хам, который и дома сплевывает на пол да сморкается в занавески. Оказывается, вполне приличный, даже интеллигентный человек: окурок выкинул, чтобы в салоне не пахло, да и все остальное — исключительно ради поддержания порядка. Чистоту любит! Он и машину моет аккуратно. Рядом с домом на улице или на даче у речки.

Кто не знает, что вода с растворенными загрязнителями — фильтрат, проходя через необработанные отходы, образует ядовитую смесь, в которой присутствуют железо, свинец, ртуть и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек. Все это зелье, густо приправленное красителями, моющими средствами, моторным маслом и другими химикатами, попадает прямо в водоносные горизонты. А потом — в наши колодцы, водопроводные краны и в организм.

Знаем, но — оправдываемся: мойки не везде есть, да и цены там кусаются. Действительно, за мытье машины приходится платить неоправданно много, а распространенных в Европе дешевых моек самообслуживания в России почему-то нет. Зато криков о незаконной деятельности «экологов» — мощный хор. Никто не оправдывает поборы под видом борьбы за природу. Мы просто об уровне интереса (вернее, его отсутствии) к проблеме.

Популярный литературный герой сказал, что разруха — не в клозетах, а в головах. Можно принимать какие угодно строгие и правильные законы, но если не будет осознанного стремления их исполнять, действовать они не начнут. И спустя время рассуждать о взаимосвязи технического прогресса и экологического регресса будут уже мутанты.

По данным Москомприроды, автотранспорт выбрасывает на каждого москвича 120 кг загрязняющих веществ, а общий вес только столичных выбросов составляет 2 миллиарда тонн!

По самым скромным подсчетам, каждый год на свалки России выкидывают около 12 миллионов шин и миллиона автомобильных аккумуляторных батарей. Если растечется одна только «пальчиковая» батарейка, непригодными к переработке окажутся шесть кубометров мусора.

В среднем легковом автомобиле весом около 1200 кг — 540 кг листовой стали и 130 кг чугуна (разлагаются довольно быстро). Остальное — 80 кг легких сплавов, 120 кг пластиков, 90 кг резины, 50 кг стекла, 35 кг краски и др.

Учитывая, что средний срок службы машины составляет 13–15 лет, ежегодно в России необходимо утилизировать более полутора миллионов автомобилей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (1)

Самые новые