Завтра будет поздно

ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКОЛОГИЯ

ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО

ВАРВАРЫ

НА КОЛЕСАХ

ВЕДУТ МИР

К ГИБЕЛИ

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

В смрадной полумгле, утопая в кучах пластиковых бутылок, ржавых консервных банок, многометровым слоем покрывающих отравленную землю, тенями бродят странные существа, непохожие на людей. Это наши правнуки на прогулке лет этак через тридцать-сорок... Такая вот антиутопическая картинка рисуется в воображении, когда видишь те места, где ступает колесо нашего автомобиля. Без преувеличений: еще лет десять-двадцать, и слово "природа" в толковых словарях снабдят пометкой "устаревшее".

Пока (пока!) еще Россия не дотягивает до мировых стандартов - 400 автомобилей на тысячу населения. Но уже сейчас мы далеко опережаем многие страны мира по количеству ядовитых выхлопов. Годовой выброс американской машины - 338 килограммов, а среднестатистический автомобиль россиянина "выдает" в атмосферу около 1200 кг всякой дряни! Не забудем: токсичность отечественных автомобилей в 6-7 раз выше, чем европейских, и в 8-10 - чем японских и американских.

Каждая третья машина в России не соответствует требованиям ГОСТа, выбрасывая из выхлопной трубы токсичные вещества 280 наименований. Отечественный автопарк ежедневно обрушивает на многострадальную землю 50 тысяч тонн загрязняющих веществ, из которых 40 тысяч - угарный газ и более восьми тысяч тонн - углеводороды. Величина ежегодного экологического ущерба от транспорта в России составляет 3,4 миллиарда долларов, и основная его доля (63%) связана с автомобилями.

Вместе с газами в легкие попадают соединения тяжелых металлов. В выбросах содержатся полициклические углеводы, которые провоцируют раковые заболевания и изменения на генном уровне. А сажа способствует глубокому проникновению этих веществ в организм.

Тяжелые металлы, особенно свинец, плотным слоем осаждаются вдоль наших магистралей, на порядок превышая предельно допустимые нормы. Ширина такой "мертвой зоны" - 120 метров по обе стороны дороги, а когда интенсивность движения превышает 10 тысяч автомобилей в сутки - 400 метров. В ясную погоду выбросы разлетаются на 1-2 километра с подветренной стороны. И больше всего от них страдают дети: самая высокая концентрация этой гадости - на высоте 50-150 см от поверхности.

Нормы Евро, готовность заводов выпускать неэтилированный бензин и автомобили с нейтрализаторами - сейчас не об этом. Иначе в какой уже раз уйдем в дебри разговоров о государстве, экономике, политике... Лучше о другом: почему многие из нас считают для себя возможным ездить на чадящих автомобилях, не удосуживаясь привести их в порядок? Подсыпать яду в стакан соседа - и подумать нельзя, а травить окружающих выхлопными газами - норма?

Аргументы, что нет денег на ремонт - пустая отговорка. Нет денег - не надо ездить. Или надо учиться обслуживать машину самостоятельно.

Нет, дело вовсе не в нищете. Интересно было бы понаблюдать, как смотрят иностранцы наш культовый фильм "Особенности национальной охоты"? Вспомните первые кадры: из окна автомобиля летит "бычок", финн останавливает машину, чтобы его подобрать, и видит бесконечную обочину, густо покрытую окурками. У иностранного зрителя, как и у персонажа-финна, округлятся глаза. Но еще больше они округлятся, когда он услышит безмятежный хохот зрителя российского.

У нас в порядке вещей: зарулить на пикничок в живописном месте и оставить после себя полный разгром. "Прохватить" на вседорожнике по целине так, что колеи из космоса будет видно, или объехать пробку по газону. Бросить прямо во дворе у дома старый аккумулятор или слить отработанное масло. У "них" - проект запрета для вседорожников съезжать с дорог: следы от машины непоправимо нарушают природный баланс почвы (Великобритания). Или - "бутылочные билли" (в некоторых штатах США), стимулирующие возврат от одноразовой тары к оборотной. "Они" думают о будущем, а мы...

В окно машины летит смятая сигаретная пачка, пластиковая (а то и стеклянная!) бутылка, полиэтиленовый пакет... Заграничный гость решит, что за рулем - неимоверный хам, который и дома сплевывает на пол да сморкается в занавески. Оказывается, вполне приличный, даже интеллигентный человек: окурок выкинул, чтобы в салоне не пахло, да и все остальное - исключительно ради поддержания порядка. Чистоту любит! Он и машину моет аккуратно. Рядом с домом на улице или на даче у речки.

Кто не знает, что вода с растворенными загрязнителями - фильтрат, проходя через необработанные отходы, образует ядовитую смесь, в которой присутствуют железо, свинец, ртуть и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек. Все это зелье, густо приправленное красителями, моющими средствами, моторным маслом и другими химикатами, попадает прямо в водоносные горизонты. А потом - в наши колодцы, водопроводные краны и в организм.

Знаем, но - оправдываемся: мойки не везде есть, да и цены там кусаются. Действительно, за мытье машины приходится платить неоправданно много, а распространенных в Европе дешевых моек самообслуживания в России почему-то нет. Зато криков о незаконной деятельности "экологов" - мощный хор. Никто не оправдывает поборы под видом борьбы за природу. Мы просто об уровне интереса (вернее, его отсутствии) к проблеме.

Популярный литературный герой сказал, что разруха - не в клозетах, а в головах. Можно принимать какие угодно строгие и правильные законы, но если не будет осознанного стремления их исполнять, действовать они не начнут. И спустя время рассуждать о взаимосвязи технического прогресса и экологического регресса будут уже мутанты.

По данным Москомприроды, автотранспорт выбрасывает на каждого москвича 120 кг загрязняющих веществ, а общий вес только столичных выбросов составляет 2 миллиарда тонн!

По самым скромным подсчетам, каждый год на свалки России выкидывают около 12 миллионов шин и миллиона автомобильных аккумуляторных батарей. Если растечется одна только "пальчиковая" батарейка, непригодными к переработке окажутся шесть кубометров мусора.

В среднем легковом автомобиле весом около 1200 кг - 540 кг листовой стали и 130 кг чугуна (разлагаются довольно быстро). Остальное - 80 кг легких сплавов, 120 кг пластиков, 90 кг резины, 50 кг стекла, 35 кг краски и др.

Учитывая, что средний срок службы машины составляет 13-15 лет, ежегодно в России необходимо утилизировать более полутора миллионов автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в