"ода" последнего дня

«ОДА» ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ЭВОЛЮЦИЯ МАРКИ

«ОДА» ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

В ИЖЕВСКОМ АВТОМОБИЛЕ ЗА ДВА МИНУВШИХ ГОДА

1ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

В свое время в рамках «Русского проекта» редакция обзавелась тремя самыми дешевыми отечественными автомобилями (ЗР, 1999, № 10). Была среди них и «Орбита». О ее злоключениях мы рассказывали не раз. Автомобиль в ту пору был, как принято говорить, совершенно «сырым»: поломки и недоделки сыпались как из рога изобилия. Не помогла даже замена кузова — пришлось по гарантии менять машину целиком. Но это тема отдельного разговора. Здесь же поговорим о том, что скрывается под громкой рекламой — «ИЖ — это всерьез и надолго», а точнее о том, что это за автомобиль с новым именем «Ода».

Столичный автосалон «Инком-Лада» любезно предоставил нам новенькую, только что с конвейера, последнюю версию «Оды» — ту самую, у которой кузов теперь с оцинковкой.

Внешне как будто никаких изменений. Впрочем, окраска теперь не та: пузырей и потеков ржавчины из-под эмали, что были на нашей первой машине, уже нет. Более того, в одном месте, где появился небольшой скол от камешка, просматривается слой грунтовки. Казалось бы, зачем упоминать об очевидном — краску всегда наносят на грунт, но раньше-то местами... по металлу!

Шины: вместо древних М-145, которые по характеристикам не соответствуют «Оде», теперь ставят «Каму-205». Уже лучше. Лючок бензобака голыми руками не возьмешь — палец в зазор не пролезает, а давить на один край, как на «Жигулях», бесполезно. Тот случай, когда видит око, да зуб неймет. Выход — подковырнуть край ключом зажигания, а лучше деревянной палочкой — краска целее будет.

Салон. Замки дверей работают четко, даже с благородным мягким клацанием.

Посмотрим теперь, что изменилось внутри. Очень мало, почти ничего. И все же справедливости ради отметим — ветровое и заднее стекла теперь не гуляют в уплотнителях в такт щеткам и дождь в салон не пропускают. Рычаг переключения передач в переднем положении не упирается в панель. Но на этом можно, пожалуй, поставить точку.

По-прежнему горбатая панель приборов правой частью провалилась на пару сантиметров вниз. Уплотнители дверей приклеены очень экономно, точками, а потому местами висят свободно. Один из винтов замка пятой двери попросту не завернут. И в довершение — ниша под магнитолу, через которую можно лицезреть внутренности панели. Заглушки, увы, не предусмотрено.

Заглянем под капот. Здесь изменения к лучшему налицо. Шланги радиатора теперь расположены логичнее и стали намного короче. Только тот, что идет к радиатору, образует горб посередине. В таких местах, как показывает опыт, неминуемо образуется паровая пробка и мешает нормальной циркуляции жидкости. Возможно, поэтому электровентилятор системы охлаждения жужжит на этой машине почти беспрерывно.

Полезное новшество — электрокорректор фар. Именно электро. К примеру, гидрокорректоры редакционной «Нивы» после неоднократной замены мы оставили в покое — пустая трата денег. Кран отопителя теперь вынесен под капот и вполне доступен, а воздухозаборник отопителя, к сожалению, прежний — воронкой вверх. Не самое удачное решение, потому как снег с ветрового стекла и осенние листья очень просто его закупорят. Насос омывателя стекла «переехал» из-под радиатора, где стоял на самом сквозняке (вода в нем замерзала мгновенно), поближе к бачку — там гораздо теплее.

Двигатель. Видимо, нескоро еще наши автозаводы (или дилеры, на которых возложена предпродажная подготовка) начнут продавать машины, как это принято в мире — «сел — поехал».

Мотор нашей «Оды» работал неровно, дергался, как когда-то на первой «Орбите». Дефект обнаружился в прерывателе-распределителе. Похоже, его сработали в полукустарной мастерской — вал с эксцентриситетом, подшипник не завальцован и гуляет в гнезде как ему вздумается. А вот электропроводка на новой машине выполнена гораздо аккуратнее, чем на прежней. Где надо — жгуты проводов закреплены в кляммерах.

Что ж, посчитаем, что машина к эксплуатации пригодна. Попробуем ее в деле!

Вначале тормоза. Нам они показались излишне тугими и не очень эффективными. При торможении слышен «дробящий шум». Вероятно, поверхности трения еще не притерлись — через двести километров шум стал понемногу стихать.

Машина резвая, в общем-то, маневренная, однако хорошо ощущаешь нежелание колес возвращаться из поворота в положение «прямо» — приходится им помогать вручную. Хотя с углами установки колес вроде бы все в порядке. Автомобиль хорошо держит дорогу, легко катится и уверенно проходит повороты. Видимо, мал только продольный наклон осей поворотов колес (кастер) или туговаты, пока новые, шарниры. Опять же с уверенностью судить об этом можно будет чуть позже, после большего пробега.

По-прежнему в автомобиле шумно — виброзвукоизоляция оставляет желать лучшего. Ревет мотор, громко, почти постоянно работает электровентилятор системы охлаждения. Щетки стеклоочистителя закреплены кое-как.

После нескольких часов движения в салоне ощущаешь запах горелой резины — его источает воздуховод от горячего дефлектора на выпускной трубе к воздушному фильтру. Летом этот шланг лучше снять, а на зиму... заменить негорючим, например, от «Жигулей».

На подъемнике. Некоторые изменения к лучшему заметны и снизу. Труба выпускного тракта теперь не провисает до земли, норовя зацепиться за любую кочку. Тормозные трубки оцинкованы и, вероятно, ржаветь не будут. Передние амортизаторные стойки пока герметичны — на прежней «Оде» они потекли на первых сотнях километров. А вот тросы стояночного тормоза проходят, как и прежде, под реактивными штангами заднего моста и на бездорожье долго не проживут. Стоит перенести их поверх тяг.

Хорошо, что элементы порогов и крылья оцинкованы, но покупателю важнее знать, как противостоят они коррозии. С уверенностью сказать, что кузов не ржавеет, можно будет через две-три соленых зимы. Впрочем, такая возможность будет — наша «Ода» как раз из самого последнего выпуска и сделана именно так, как это себе представляют и как умеют сегодня заводчане. О том, как будет складываться ее жизнь, мы обязательно проинформируем читателей.

И последнее. Случается, нас обвиняют в неоправданной благосклонности к продукции ВАЗа. Дескать, ангажированы мы и т. д. Но как быть с фактами? Конечно, по мировым меркам все машины ВАЗа, включая «десятки», собраны крайне небрежно, полно у них и конструктивных недостатков. Только из нескольких зол принято выбирать меньшее. Если два года назад ижевская машина была существенно (59 тысяч рублей против 69) дешевле «шестерки», то сегодня обе они стоят примерно по 100 тысяч. Значит, сравнение их будет вполне корректным. Посмотрим, в чью пользу.

Голыми руками

не возьмешь!

Тщательнее надо!

Правый угол панели хоть и провалился,

но на цену не повлиял.

Пустячок —

не затянут винтик.

В этом горбе обязательно соберется воздух.

Электрокорректоры фар — полезное дополнение.

Трос под тягой раздавит

первая же серьезная кочка.

Тормозные трубки теперь оцинкованы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые