Приводная карусель

ПРИВОДНАЯ КАРУСЕЛЬ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ПРИВОДНАЯ КАРУСЕЛЬ

БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НАЧАЛА

ПРОШЛОГО ВЕКА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Несовершенство коробок передач первых моторных колясок подталкивало к тому, чтобы вовсе отказаться от тяжелых и сложных в изготовлении агрегатов. Их пробовали заменить простыми и дешевыми — далекими предками нынешних вариаторов.

На легких автомобилях — например, давно забытых швейцарских «тюрикумах» — помещали большой ведущий диск на длинном выходном валу двигателя. Перпендикулярно ведущему диску на специальном промежуточном валу устанавливали ведомый — его называли также роликом трения. Будучи прижатым к центру ведущего диска, он оставался неподвижным, а при смещении по радиусу начинал вращаться — тем быстрее, чем ближе был край диска.

Муфта, на которой закрепляли ролик тягами (на некоторых моделях просто цепями), была связана со специальным рычагом. С его помощью водитель передвигал ролик, изменяя передаточное отношение трансмиссии. Вал с муфтой и ведущая задняя ось были связаны цепью. Задний ход включали смещением ролика на противоположную — правую половину диска.

Дисковый механизм неплохо работал на легких автомобилях. Чтобы обеспечить должную силу прижима ведомого ролика к ведущему диску, на более тяжелых и мощных машинах делали специальное устройство, автоматически подтягивающее промежуточный вал вперед. Но бесступенчатая трансмиссия слишком часто требовала ремонта — замены кожаной накладки ролика.

Любопытно, что передачу перпендикулярными дисками применил на своем автомобиле 1915 года русский инженер И. А. Юшков. До рождения серийного вариатора оставалось почти полвека...

Схема автомобиля «Тюрикум»: 1 — рычаг управления трансмиссией; 2 — ведущий диск; 3 — тяга управления ведомым роликом; 4 — цепь; 5 — муфта; 6 — ведомый ролик трения.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые