Автомобили напрокат: антитакси

Что такое каршеринг? Изучаем, как устроена система краткосрочной аренды автомобилей в Москве.
Москва, 2014-й: открыть прокатный автомобиль не сложнее, чем разблокировать телефон. И главное – без изнурительных формальностей и бумажной волокиты.

Опубликованный ранее рассказ Владимира Соловьева о краткосрочной аренде электромобилей в Париже стал откровением для многих коллег по редакции «За рулем» – но не для меня.

В Москве тоже работает подобная система! Правда, каршеринговая компания Anytime предлагает для проката обычные автомобили, но суть от этого не меняется.

Каршеринг – вид краткосрочной аренды автомобиля с возможностью поминутной тарификации и отсутствием необходимости каждый раз приезжать в офис для заполнения кипы бумаг.

Заехать в Anytime с паспортом (вы должны быть не моложе 19 лет) и водительским удостоверением (стаж вождения не меньше года) понадобится лишь однажды – для подписания договора.

Заявку рассмотрит служба безопасности, и какое-то время спустя (от одного дня до недели) доступ к сервису будет открыт. Идея не наша – во многих европейских странах каршеринг успешно работает, постепенно отбивая клиентов у такси и традиционных прокатных контор.

Оставить автомобиль можно на любой бесплатной парковке в пределах МКАД, а также за кольцевой – но в пешей доступности от метро.

Парк компании делится на две категории: за минуту аренды бюджетных «Хёндэ-Солярис», «Шевроле-Круз» или «Фольксвагена-Поло» клиент заплатит 5 рублей, а минута на «Мерседес-Бенце А‑Класса» или БМВ 1‑й серии обойдется в 7 рублей. Бензин уже включен в стоимость аренды, а значит, час поездки «под ключ» будет стоить 300 и 420 рублей соответственно, что значительно дешевле любого официального такси.

Новое и неизвестное пугает, однако пользоваться каршерингом очень просто. Скачав на свой смартфон (платформа iOS или Android) приложение Anytime и пополнив лицевой счет на 500 рублей или больше (логин и пароль приходят по СМС после одобрения заявки службой безопасности), вы получаете доступ ко всем возможностям сервиса.

Это же приложение является основным инструментом общения с офисом: нажатием одной кнопки можно начать и закончить аренду, а также открыть или закрыть автомобиль.

Автомобили разбросаны по всей Москве, ведь оставлять их можно на любой разрешенной бесплатной парковке. И хотя на сегодняшний день парк компании не такой уж многочисленный, в любой момент времени доступны для проката 20–30 машин. От вас требуется лишь найти на интерактивной карте приложения ближайшую машину и забронировать ее нажатием одной кнопки, после чего добраться до нее за 20 бесплатных минут.

Не успели? Не переживайте – даже при таком раскладе автомобиль не перехватит кто-либо другой. Просто с 21‑й минуты автоматически включится тарификация из расчета полтора рубля за минуту – именно столько стоит аренда в режиме парковки. А ночью стоимость минуты простоя снижается до смешных 50 копеек – можно запросто посидеть в кафе и даже на несколько часов заглянуть в гости.

Мне повезло: ближайший ко мне «Хёндэ-Солярис» оказался совсем новым – без повреждений и с чистым салоном. Увы, не все бережно обращаются с чужим имуществом: потертости, вмятины, испачканная или прожженная обивка – обычное дело. И это несмотря на то, что материальная ответственность за нанесенные повреждения ложится на плечи клиента. За причинение ущерба, не превышающего 70 000 рублей, с виновника взыскивают до 15 000 рублей. Если цена ремонта переваливает за 70 000 рублей – 15 000 рублей + 25% разницы между суммой ущерба и 70 тысячами. Так или иначе, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, обнаруженные повреждения нужно сфотографировать на телефон и отправить фотографии на корпоративный WhatsApp прежде, чем откроете дверь машины. Со всем остальным разберется компания.

Если топливо заканчивается, необходимо позвонить в офис и сообщить о предстоящей заправке, а затем в течение 10 минут отправить фотографию чека на корпоративный WhatsApp. Потраченные деньги оперативно вернутся на лицевой счет.

Моя поездка на «Солярисе» заняла полтора часа. За это время я проехал 38 км и заплатил 370 рублей – при этом какое-то время автомобиль простоял закрытым на парковке у дома. Согласитесь, недорого для такой поездки.

Комплект документов находится в бардачке.

Я зарегистрировался и прокатился на «Солярисе» исключительно ради подготовки этого материала, но непременно вновь воспользуюсь услугой. Компания следит, чтобы как минимум один из автомобилей бюджетного сегмента всегда стоял в Шереметьево. А это значит, что, прилетев из командировки, я всего за 300 рублей (а при отсутствии пробок и того дешевле!) смогу добраться до дома и оставить автомобиль прямо под окнами. Для сравнения: аэроэкспресс до Белорусского вокзала обойдется в 400 рублей, а официальное такси до подъезда – не дешевле 1400 рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в