"нексия" всеядная

«НЕКСИЯ» ВСЕЯДНАЯ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

«НЕКСИЯ» ВСЕЯДНАЯ

АЛЬТЕРНАТИВА БЕНЗИНУ? ЕСТЬ, И НЕ ОДНА

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР ТРУСОВ

ОПТИМИСТЫ И ПЕССИМИСТЫ

Кто-то горько пошутил: пессимист — это хорошо информированный оптимист. Не хочется сгущать краски, но перебои с поставками и резкие скачки цен на топливо вызывают невеселые мысли. В свою очередь, на дорогах растет число не самых совершенных машин, увеличиваются объемы перевозок — все это приводит к дальнейшему ухудшению экологической обстановки. Чем мы дышим в городе, начинаешь понимать, выехав за его пределы.

Какая «диета» может помочь транспорту? По прогнозам специалистов, один из реальных рецептов — постепенный переход от традиционных бензина и солярки к альтернативным видам топлива. В качестве таковых уже используют сжиженный нефтяной газ СНГ (пропан-бутан) и сжатый природный газ СПГ (метан).

ДИЕТА ПО ВЫБОРУ

Мы стараемся рассказывать как о перспективных, так и о внедренных разработках в области газификации (см. ЗР, 1997, № 6; 1999, № 5, 6; 2000, № 7; 2001, № 5). Значительная часть тех публикаций касалась газовых топливных систем для карбюраторных двигателей. Они основаны на механическом регулировании подачи топливной смеси. Однако таким устройствам присуща нестабильность параметров в процессе эксплуатации и не всегда оптимальное дозирование. Как следствие, владельцу приходится постоянно следить за регулировками топливной системы или мириться с недостатками в работе двигателя, как на холостом ходу, так и на переходных режимах. Да и экологическая характеристика выхлопных газов при этом выглядит не лучшим образом. А есть ли что-то посовременнее?

Расскажем о работе популярного автомобиля " Дэу Нексия", специально оборудованного для использования трех видов топлива: бензина, сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана) и природного газа (метана). С одной стороны, мы сможем объективно оценить ходовые качества машины на каждом виде горючего, с другой — понять, насколько эффективно электронное регулирование топливоподачи не только для бензина, но и для газа. Важно, что все компоненты такой системы уже серийно выпускаются.

" Дэу Нексия" 1999 года "рождения" пробежала на момент испытаний 86 300 км. Пройдя обкатку на бензине (первые 7 тыс. км), автомобиль без особых проблем одолел следующие 58 тысяч на пропан-бутане, а в настоящий момент работает на метане. Технически исправный автомобиль перед замерами подвергли лишь промывке бензиновых форсунок; дополнительно проверили давление воздуха в шинах и углы установки колес. Штатная комплектация — 1,5-литровый двигатель с распределенным впрыском бензина (выпуск без нейтрализатора). Система питания пропан-бутаном включает следующие элементы: типовой 50-литровый металлический баллон отечественного производства (реальный запас газового топлива — 40 л); мультиклапан; медные трубопроводы в пластиковой оболочке; двухступенчатый газовый редуктор в едином корпусе; газовый клапан; эмулятор для отключения топливных форсунок (бензонасос не отключается и при переходе на газ работает на слив, поддерживая постоянное давление в рампе; это обеспечивает нормальный переход двигателя с газа на бензин); электронный дозатор, обрабатывающий сигнал лямбда-зонда (последний — от впрысковой "девятки" — устанавливается на штатное место выпускной трубы) и управляющий шаговым электродвигателем, регулирующим подачу газа; смеситель, на входе впускного коллектора; электрический переключатель с бензина на газ и обратно — все итальянской фирмы "Ловато".

Аналогичная система для метана отличается от пропан-бутановой баллонами высокого давления, также отечественными (их два, реальный запас газового топлива — 14–17 мз в зависимости от давления), трехступенчатым газовым редуктором в едином корпусе и смесителем, также производства «Ловато».

НА ДОРОГЕ

Перевод тестовой «Нексии» с одного вида газового топлива на другой (замена ряда узлов и настройка) занимал не более 40 минут. Параметры автомобиля замеряли комплексом «Корсис» с бесконтактным датчиком пути в одинаковых погодных условиях в течение одного дня. Правда, условия эти не очень способствовали получению парадных цифр (температура воздуха 8–10°С). Но для сравнения это допустимо.

Результаты замеров динамики показались интересными. Во-первых, тестовый автомобиль — в прекрасной форме и на бензиновом топливе ничуть не уступил в прыти молоденькой редакционной «Нексии». Во-вторых, убедились, что электроника довольно успешно справлялась со своей задачей, так что разница в динамике разгона на бензине и СНГ получилась небольшой. С механической системой (вспомним редакционную «девятку») разница куда больше. Оговоримся, что при замерах динамики на бензине газовый смеситель во впускном коллекторе не демонтировали. Поэтому результаты соответствуют динамическим показателям автомобиля в реальной эксплуатации (с двухтопливной системой на борту).

Следующий день был посвящен замерам эксплуатационных расходов топлива. Для этой цели на дорогах полигона НИЦИАМТ выбрали маршрут общей протяженностью 104,8 км. Из них 70 км по скоростной дороге имитировали трассу, 34,8 км служебных и подъездных дорог — городской режим. Такая пропорция характерна, скажем, для поездок на дачу.

Опираясь на данные по запасу топлива на борту и расходам (см. табл. 2), вы можете самостоятельно подсчитать рентабельность эксплуатации «Нексии» на трех видах топлива. Для полноты картины остается учесть стоимость самих систем. По расценкам московской фирмы «Резол автогаз», официального дилера «Ловато», стоимость газовой аппаратуры с установкой составляет: для СНГ 424 у. е., включая электронный дозатор, плюс 370 рублей за лямбда-зонд; для СПГ — 834 у. е., включая два топливных баллона (500 у. е.).

ЗАПАХИ БУДУЩЕГО

Электронные системы дозирования топлива показали ряд преимуществ перед механическими (свойственными карбюраторным моторам), они заметно улучшают эксплуатационные показатели автомобиля. Это справедливо не только для бензина, но и для альтернативных ему СНГ и СПГ.

Конечно, прямое использование СНГ и СПГ в качестве альтернативного вида топлива — не панацея от всех проблем. Но все же газ (особенно СПГ) перспективнее бензина и дизельного топлива — благодаря обширным запасам и более благоприятным экологическим характеристикам. Кстати, система питания для сжатого природного газа с технической точки зрения может быть адаптирована и для работы на водороде.

РЕДАКЦИЯ ВЫРАЖАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ ФИРМЕ «РЕЗОЛ АВТОГАЗ» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ, ГАЗОВЫХ ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТА.

Основные элементы ГТС.

Газовая аппаратура ставится по принципу «или одно, или другое». Слева — редуктор для сжатого, справа — для сжиженного газа.

В багажнике — два баллона для СПГ или один для СНГ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые