Присадка к впрыску

ПРИСАДКА К ВПРЫСКУ

ТЕХНИКА

/СЛОВА,

СЛОВА...

ПРИСАДКА К ВПРЫСКУ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

ИНЖЕКТОРНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

Под общим понятием «впрыск топлива», которому многие наши автомобилисты предпочитают не совсем корректное «инжектор» (хотя это не вся система, а лишь форсунка), скрывается немало схем подачи топлива. Терминов, их обозначающих, расплодилось и того больше.

Почетное место первопроходца занял так называемый моно- или одноточечный впрыск (single point fuel injection), который в русскоязычных изданиях принято называть центральным. Как несложно догадаться, в этой схеме топливо подает всего одна форсунка, которая расположена над дроссельной заслонкой во впускном коллекторе. Многие автомобилисты, зачастую не без оснований, считают одноточечный впрыск самым надежным — ведь чем меньше узлов и проще конструкция, тем меньше поводов для отказов. Но одноточечный впрыск, особенно ранние его версии с механическим приводом форсунки, — это вчерашний, если не позавчерашний день двигателестроения.

В стремлении подогнать моторы под более жесткие экологические требования конструкторы развили схему: свою форсунку во впускном тракте получил каждый цилиндр. Так родился многоточечный впрыск топлива (multipoint fuel injection). Система стала сложнее, но, главное, подачу топлива и, соответственно, процесс сгорания можно контролировать точнее. По аналогии с центральным такой впрыск логичнее именовать распределенным.

Сегодня все большее распространение получает новейшая версия — непосредственный впрыск (direct injection) топлива в камеру сгорания, а не во впускной коллектор, как это было раньше. Нередко такой тип называют прямым, но, пожалуй, это не лучшее определение: как в таком случае прикажете именовать предыдущие типы? Кривым впрыском?

Запатентованная в 1997 году компанией «Мицубиси» схема непосредственного впрыска позволяет работать мотору на чрезвычайно бедной смеси, что обеспечивает малый расход топлива и низкую токсичность выхлопа. Именно непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания наиболее перспективен, хотя требует применения чрезвычайно качественного топлива без примесей не только свинца, но и серы.

В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Как вы думаете, можно ли купить автомобильный кондиционер за 300 рублей? «Нонсенс!» — ответят многие. Оказывается, это вполне возможно, но с оговоркой, что речь идет о кондиционерах металла — химических препаратах для двигателей, призванных, по уверениям разработчиков, продлить ему жизнь. Почему установка для охлаждения воздуха и некая субстанция в бутылочке носят одинаковое название? Все очень просто: одно из значений глагола «кондиционировать» (to condition) — приводить в соответствие с определенными условиями или требованиями. А уж о чем идет речь, о воздухе или состоянии двигателя — тема отдельного разговора.

Наименование кондиционер металла, так же как и модификатор металла, всего лишь модные и красивые заморские синонимы, может быть, «плебейского», но куда более емкого понятия присадка. Условно их можно разделить на три основные группы по принципу действия.

Первые — присадки-"реаниматоры" или металлоплакируюшие — содержат частицы мягких металлов — свинца, олова, меди или серебра, — выравнивающие риски на зеркале цилиндра. Второй тип присадок меняет сам металл, вступая с ним в физико-химическое взаимодействие, а третий — формирует на поверхностях трения тонкий слой "скользких" графита, тефлона или дисульфида молибдена.

1. Центральный и распределенный впрыск отличает лишь количество форсунок. Топливо же в обоих случаях подается во впускной коллектор.

2. Непосредственный впрыск, реализованный «Мицубиси» на двигателях GDI, моментально вошел «в моду» и стремительно вытесняет устаревшую распределенную схему.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии