Купе Ghia L 6.4: искусство для искусства

Некоторые кассовые фильмы забывают едва ли не через год после премьеры, а некассовые, поначалу не приняв, смотрят десятилетиями. Отчасти такова и судьба автомобиля Ghia L 6.4, созданного в первую очередь для голливудских звезд.
Ghia L 6.4

По ездовым ощущениям, он типичный янки своего времени: обволакивая роскошью и вальяжно покачиваясь, плывет над дорогой с чувством собственного достоинства. Ему, как и владельцу, торопиться некуда – жизнь сложилась. Но когда управляешь этим купе, невольно возникает чувство, что общаешься с необычным существом из какого-то сказочного, словно экранного мира. Всё правильно: создатели купе к этому и стремились.

СКОРЫЙ ТУРИН – ДЕТРОЙТ

Уже к середине 1950‑х американцы так наелись своими автомобилями, пусть и разнообразными, что кудесникам-стилистам из «большой тройки» приходилось для привлечения клиентов идти на ухищрения – в частности, создавать эффектные и порою фантастические выставочные концепты. Начинку – рамы и силовые агрегаты – производители и потребители считали вполне совершенной, а вот дизайнерам приходилось изощряться. Именно поэтому концерн Chrysler затеял сотрудничество с итальянским кузовным ателье Ghia – для вливания в свою стилистику свежей крови.

Ghia L 6.4. Салон – сочетание американских и европейских мотивов. Эклектика? Да, но в этом весь смысл!

Задание итальянцам выдавали в Детройте, поскольку автомобили должны были привлечь в первую очередь американцев, – но туринцы, разумеется, привносили свое представление об автомобильном прекрасном. В этом и была изюминка. Причем услуги европейцев обходились относительно недорого – во всяком случае, в масштабах богатейших заокеанских концернов.

Концепт Chrysler Fireflow 1954 года так понравился малоизвестному в детройтских автомобильных кругах предпринимателю Юджину Касаролю, что он решил наладить мелкосерийное производство таких машин.

Нет, он, конечно, не собирался напрямую конкурировать с «большой тройкой» – Касароль взялся за автомобиль для тех, кто привык к всеобщему вниманию и не желал от него отказываться ни при каких обстоятельствах. То есть в первую очередь для артистической богемы Голливуда.

Всё, что делали американские гиганты, капризным звездам уже приелось, да и европейскими дорогими моделями их уже было трудно удивить. А эта машина обещала произвести фурор.

Сказано – сделано. В Детройте создали компанию Dual-Ghia. Из Турина стали приходить кузова, которые в США дособирали и водружали на раму с силовым агрегатом Dodge (V8, 5,2 литра). Стоило это итало-американское творение 7746 долларов – нешуточные по тем временам деньги. За два года покупателей нашли лишь 177 машин. Такие продажи, разумеется, не могли покрыть затрат, и производство свернули. Но лишь на три года.

В 1961‑м неутомимый Касароль предпринял вторую попытку, предложив голливудским звездам купе с неброским именем Ghia L 6.4. Именно с таким мне и довелось свести знакомство.

Ghia L 6.4

ЗВЕЗДА ЭКРАНА

По-моему, это купе очень похоже на американское кино, особенно на фильмы 1960‑х. Ярко и броско, немного вычурно, но все-таки удивительно притягательно. У него, как и положено «американцу» 1960‑х, всего с избытком: длины (больше пяти метров при базе под три метра), стеклá (заднее – шедевр дизайна), мощности (355 л.с.), блестящего металла и кожи. Что касается хрома, то некоторую скромность внешней отделки вполне компенсируют слепящие на солнце накладки на средних стойках кузова, причудливые внутренние ручки и броские детали интерьера. Гармоничное дополнение к блеску хрома – красная кожа.

Но особый шик этого «американца» в том, что он не совсем американец. От Италии здесь, например, деревянный руль без характерного для тех лет кольца включения звукового сигнала, обилие приборов, тоненькая хромированная тросточка управления автоматической коробкой передач вместо традиционной американской подрулевой «клюки».

Ghia L 6.4

Но если оживить прожорливого 6,4‑литрового «зверя», перевести рычажок в положение D и аккуратно надавить педаль газа, автомобиль тут же проявит свой абсолютно американский характер. Да, он способен сорваться с места, оставив за собой облачко дыма из выхлопной трубы и дорожной пыли. Но его призвание не гоночные упражнения, а убаюкивающе плавное перемещение владельца, чья жизнь решительно удалась (если его звезды еще нет на «Аллее славы», то скоро она непременно появится), по улицам и бульварам Золотого треугольника – между Беверли-Хиллз, Бель-Эйр и Холби-Хиллз.

Еще на этом купе хорошо плыть по залитому солнцем хайвею к клубу, а может, к модному ресторану, где средний счет сравним со стоимостью поезженного, но еще крепкого Chevrolet. А из огромного динамика, блестящего, как слава голливудской звезды, должен звучать голос Фрэнка Синатры или Дина Мартина.

Ghia L 6.4

СВЕТСКИЕ ХРОНИКИ

Кстати, и Синатра, и Мартин были не только обожаемыми публикой певцами и звездами экрана, но и владельцами вот таких Ghia. За машину просили 13 тысяч баксов – почти вдвое больше, чем за Ghia первой генерации. Дороговизна понятна: подходящей рамы у концерна Chrysler в 1961 году уже не было, пришлось изготавливать оригинальную, а кузова по-прежнему возили из Италии. А ведь престижный Chevrolet Corvette стоил в начале 1960‑х около 5 тысяч, а цена самого дорогого «Кадиллака» недотягивала до 10 тысяч. Но эти цены небожителям были нипочем – в голливудских кварталах привыкли к звездным масштабам.

К слову, за работу в «Клеопатре», вышедшей на экраны годом позже этого купе (в 1963‑м), Элизабет Тейлор получила больше миллиона! Фильм обошелся киношникам в баснословные даже для Голливуда 44 миллиона, а принес в первый год всего 38 миллионов и окупился лишь к 1967 году. «Клеопатра» оказалась не самой кассовой кинокартиной, а помнят ведь до сих пор.

Примерно то же случилось с купе Ghia L 6.4. Продав за два года всего 26 машин, фирма Dual-Ghia сошла со сцены – и автомобильной, и голливудской – теперь уже окончательно. А вот ее машины до сих пор будоражат ценителей редкостей.

Оставив короткий, но яркий след в истории Голливуда, шикарные купе разошлись по всему миру. Этот экземпляр, например, долго жил в Швейцарии, потом попал в Финляндию. В тихом северном городке и его окрестностях огромная красная машина привлекает самое пристальное внимание. Водители и пешеходы замедляются и провожают Ghia удивленными, а порою и восхищенными взглядами. Всё правильно: для того и сделали этот автомобиль полвека назад.

ГОЛОС АМЕРИКИ

Фрэнк (Фрэнсис Альберт) Синатра – один из самых знаменитых певцов и актеров США. Начал свою карьеру в 17 лет – в 1932 году, а последний раз певец вышел на сцену в 1995‑м. Синатра получил девять премий «Грэмми» и множество других музыкальных наград. В 1954 году Синатру за роль второго плана в фильме «Отныне и во веки веков», снятом по знаменитому роману Джеймса Джонса, удостоили «Оскара». Актер страстно любил дорогие автомобили. Помимо Ghia (на фото) в его парке в разное время были заказной Chrysler, Thunderbird первого поколения, Lamborghini, Jaguar…

ИТАЛО-АМЕРИКАНЕЦ

Ghia L 6.4

Купе Ghia L 6.4 выпускали в 1961–1963 годах. На нем стоял мотор Chrysler V8 рабочим объемом 6,4 л, мощностью (по SAE) 355 л.с., в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Всего изготовили 26 автомобилей.

ЗАКРОЙЩИКИ ИЗ ТУРИНА

Кузовное ателье Ghia было основано Джачинто Гиа в Турине в 1915 году. Мастерская делала кузова на различных итальянских шасси. С 1950 года фирма активно сотрудничала с концерном Chrysler. Кроме того, проектировала и строила кузова для Maserati, De Tomaso и Alfa Romeo. Карандашу итальянских дизайнеров принадлежит, в частности, знаменитый спортивный Volkswagen Karmann Ghia на базе «Жука». В разное время в ателье работали многие знаменитые дизайнеры – в частности, Джорджетто Джуджаро, Джованни Савонуцци и Луиджи Сегре. В 1959 году Сегре создал знаменитый концепт Selena, который привезли в СССР и подарили институту НАМИ. Сейчас он экспонируется в столичном музее на Рогожском Валу.

Редакция благодарит компанию Triangle Motor за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в