РАФ‑2203–01: хорошо забытое новое

Вроде бы совсем недавно его называли «новым „рафиком“, а ведь с тех пор как-то незаметно прошло четыре десятилетия... Первые РАФ‑2203 с газовскими двигателем, коробкой передач и подвесками в Елгаве собрали в 1975‑м, а крупносерийное производство начали в феврале 1976 года. Производство прекратили в 1997 году, выпустив около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

miniaturazr03–15

miniaturazr03-15РАФ‑2203–01
РАФ‑2203–01

Здание на улице Дунтес в Риге работы архитектора Гуревича, где некогда располагались НТЦ и экспериментальный цех Рижской автобусной фабрики и возле которого мы фотографировали РАФ-2203-01, выпущенный в 1990 году, появилось куда позже модели 2203. И все же у микроавтобуса и кирпичного корпуса есть много общего. И тот и другой выглядят необычно, оригинально. А все потому, что проектировали их с душой…

РИГА — МОСКВА — ЕЛГАВА

Жил-был небольшой завод на рижской улице Дунтес. Делали там около трех тысяч микроавтобусов РАФ‑977 в год. Конвейер — ручной: кузова перекатывали на тележках по рельсам, уложенным на бетонный пол. Конечно же, руководители завода — директор Илья Иванович Позняк и главный инженер Реджинальд Альбертович Баллод-Наградов — понимали: чтобы получить добро на строительство нового мощного предприятия (на Дунтес расширяться было некуда), нужно показать в Москве совсем новую модель. «Совсем новую» — конечно, относительно, поскольку узлы и агрегаты могли быть заимствованы только у серийных советских машин.

Рижане выбрали не самый обычный для СССР способ создания нового автомобиля — соревнование двух независимых групп художников и инженеров. В 1967‑м увидел свет микроавтобус группы Мейзиса с условным названием РАФ‑982‑I. Машина выглядела вполне современно, но неоригинально — напоминала Ford Transit.

Группа Артура Эйсерта закончила РАФ‑982‑II лишь в 1968‑м. Зато ее угловатый микроавтобус с прямоугольными фарами выглядел если и не пришельцем из другой галактики, то уж точно не менее смело, чем иные западные концепты. Агрегаты и узлы у обоих автобусов были, конечно, серийные. Кстати, на второй образец, футуристический, поначалу поставили не волговский двигатель, а совсем новый тогда 75‑сильный агрегат от «Москвича‑412», который мощностью не уступал мотору ЗМЗ‑21.

12 RAF2203 zr03–15

12 RAF2203 zr03-15Первый прототип РАФ‑982
Первый прототип РАФ‑982

На самых дальних подступах к новому РАФу стоял первый прототип РАФ‑982, созданный в 1965 году на узлах ГАЗ‑21 группой Мейзиса. В 1967‑м построили два следующих прототипа, которые отличались от первого внешними элементами.

13 RAF2203 zr03–15

13 RAF2203 zr03-15Прототип группы Эйсерта
Прототип группы Эйсерта

Прототип группы Эйсерта появился в 1968 году. На футуристической машине стоял двигатель от «Москвича‑412».

Оба микроавтобуса погнали в Москву, где показали межведомственной комиссии, в которую входили даже медики — РАФы были основными санитарными машинами СССР. Начальство тогда одобрило образец с более традиционным дизайном, что не понравилось рижанам. Им был милее авангардный автомобиль. Кроме того, они считали, что именно под такую машину разрешат-таки построить большой и современный завод.

В итоге рижане победили. Немного приглаженный (в прямом смысле — линии кузова стали менее резкими) РАФ‑2203 с газовскими двигателем, коробкой передач и подвесками встал на конвейер нового завода в Елгаве, нареченного, как было принято в те времена, в честь ХХV съезда КПСС. Первые машины выпустили в 1975‑м, а крупносерийное производство начали в феврале 1976 года.

03 RAF2203 zr03–15

03 RAF2203 zr03-15РАФ‑2203–01
РАФ‑2203–01
РАФ‑2203–01 

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Сегодня он на своих узеньких колесиках в широких арках выглядит немного странно: с некоторых ракурсов — очень современно, с иных — наивно и смешно. Но уж точно узнаваемо. Вот ведь как повернулась жизнь! Еще совсем недавно такие машины вызывали интерес разве что у самых отъявленных автобусолюбителей. Теперь даже в Латвии, где советское автомобильное наследство исчезает с дорог особенно быстро, наш полосатый «рафик» вежливо пропускали при перестроениях. Чтобы поприветствовать, даже высовывали руку из прохладного салона в небывалую для Риги жару. К слову, у нас в РАФе для борьбы с ней — лишь не до конца опускающиеся стекла дверей да сдвижные сзади.

Чтобы быстро занять или покинуть водительское место, нужны определенные навыки: кресло-то — над самым колесом. Но удобное: спина за пару сотен километров совсем не устала. К рычагу коробки передач, сильно смещенному назад (оригинальную крышку к стандартной волговской коробке делали в Риге), привыкнуть тоже недолго. Не очень сподручно включать четвертую и заднюю, но и с этим свыкнуться можно. Особенно учитывая, что конструкции четыре десятка лет.

Динамика, конечно, совсем не современная. Стосильный нижневальный заволжский мотор, подстегиваемый частым включением пониженных передач, как может удерживает автомобиль в городском потоке ХХI века. Но на шоссе идти на разрешенных правилами 90–100 км/ч нетрудно. Вот только машина шумит всем, чем может, — да так, что более-менее спокойным голосом можно разговаривать лишь с сидящим рядом. На пол идет неприятная вибрация — вероятно, от посредственно отбалансированного карданного вала. А если перевалить за 100 км/ч, автомобиль на вполне ровной дороге начинает плавать. Справедливости ради: на более низких скоростях РАФ‑2203 ведет себя вполне прилично.

05 RAF2203 zr03–15

05 RAF2203 zr03-15РАФ‑2203–01. Ни с точки зрения безопасности, ни по части удобства расположение замка зажигания отнюдь не идеальное. Ну, не нашли другого… Пластмассовая площадка с бортиками, закрепленная на кожухе двигателя, — заводская комплектация поздних машин.
РАФ‑2203–01. Ни с точки зрения безопасности, ни по части удобства расположение замка зажигания отнюдь не идеальное. Ну, не нашли другого… Пластмассовая площадка с бортиками, закрепленная на кожухе двигателя, — заводская комплектация поздних машин.
Ни с точки зрения безопасности, ни по части удобства расположение замка зажигания отнюдь не идеальное. Ну, не нашли другого… Пластмассовая площадка с бортиками, закрепленная на кожухе двигателя, — заводская комплектация поздних машин.

Бывшие рафовцы говорят, что для обычной конвейерной машины (этот РАФ‑2203–01 выпущен в 1990 году, пробег 24 500 км) всё это нормально. Испытатели и наиболее дотошные и трудолюбивые водители дорабатывали машины под себя: пристраивали дополнительную шумоизоляцию, балансировали и регулировали всё и вся.

РАФ, как и большинство советских автомобилей, соткан из противоречий. Плавность хода даже с четырьмя ездоками — отличная. А ведь машина рассчитана на двенадцать человек. Только вот волговская передняя подвеска родом из 1950‑х со шкворнями и резьбовыми втулками изнашивалась очень быстро. На негруженой машине тормоза работают вполне прилично, но если взять на борт те самые двенадцать персон, барабаны и колодки от «Волги» справляются со своей работой уже с трудом. Хотя под фанерным полом трудятся аж два москвичовских гидровакуумных усилителя (мягко говоря, далеко не самые надежные узлы в истории советского автопрома): один — на передний контур, другой — на задний.

Ну и последний штрих к беглому портрету: ноги водителя и переднего пассажира защищены лишь тоненькой стенкой с модными в 1970‑х прямоугольными фарами. Впрочем, в этом смысле современные автобусы уехали от «рафика» не очень далеко.

09 RAF2203 zr03–15

09 RAF2203 zr03-15РАФ‑2203–01. Нынешний владелец снял несколько сидений, чтобы зарегистрировать автомобиль как легковой.
РАФ‑2203–01. Нынешний владелец снял несколько сидений, чтобы зарегистрировать автомобиль как легковой.
Нынешний владелец снял несколько сидений, чтобы зарегистрировать автомобиль как легковой.

ОТ СЪЕЗДА ДО РАЗЪЕЗДА

Для СССР середины 1970‑х годов РАФ‑2203 — вполне современный автомобиль, как и завод в Елгаве. Кстати, даже в самые застойные семидесятые в стране строили заводы (вспомним также ВАЗ и КамАЗ), пусть и не столь интенсивно, как нынче — торговые центры. Новый «рафик» (к началу 1970‑х это прозвище устоялось еще по отношению к модели 977) с надписью Latvija на капоте казался, как и многое прибалтийское, немного заграничным. Ну, например, как латвийский трикотаж, архитектура югендстиля в центре Риги, маленькие уютные кафе и невозмутимый Раймонд Паулс с его «Желтыми листьями», ставшими одним из советских хитов 1975 года. Именно с этой песни началась всесоюзная слава композитора.

Завод, рассчитанный на 16 тысяч машин, в год делал иногда под 18 тысяч. Потребность в микроавтобусах была огромна, поскольку у «рафика» аналогов в СССР, по сути, не было. Маршрутки и санитарки, спецмашины для милиции и просто «разгонные» автомобили на предприятиях… Чуть позже к ним прибавилась куча модификаций для Олимпиады‑80, опытные электромобили.

Рижане лучше других понимали, что машину надо модернизировать. Новые фонари и бамперы, рулевое и панель приборов (их постепенно все же внедрили) — это хорошо. Но машине нужен был более мощный двигатель, иная подвеска (хотя бы спереди) и тормоза. Пробовали импортные дизели, ЗМЗ‑406 и даже вазовский роторный мотор. В НАМИ под руководством конструктора В.А. Миронова создали оригинальную подвеску типа McPherson, но с вынесенными амортизаторами, прозванную в Риге «Мак-Мироном». Сделали образцы с дисковыми тормозами спереди с двумя суппортами от «Нивы». Таким вполне мог стать РАФ‑22038. Но не стал. В СССР никто не брался делать оригинальные узлы для столь небольшого автозавода с относительно скромными объемами выпуска.

10 RAF2203 zr03–15

10 RAF2203 zr03-15РАФ‑2203–01. Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом
РАФ‑2203–01. Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом
Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом

А вскоре СССР стал распадаться, как сильно изношенный и плохо ухоженный «рафик».

Завод в Елгаве сотворил массу самых разных, порой причудливых модификаций. Скажем, грузовички с бортовой платформой и сомнительной управляемостью, передвижные лавки и другие спецмашины. Проектировали и совсем новые модели, но к середине 1990‑х предприятие фактически погибло. Грустная, но, в общем-то, логичная для той эпохи история.

Казалось бы, в неблагоприятном климате последних десятилетий оставшимся рижским микроавтобусам суждено было сгнить окончательно. Но некоторые из них сохранились, а этот, напомню, и 25 тысяч километров не прошел! Получается, он — почти новый РАФ. Вспомним, что так эти машины называли в 1970‑х, и порадуемся: на свете и сегодня есть рижский автобус, заслуживающий такого же эпитета.

Редакция благодарит Андриса Дамбиса за предоставленный автомобиль и Валдиса Бранта за помощь в подготовке материала.

На берегах Лиелупе

19 RAF2203 zr03–15

19 RAF2203 zr03-15
Город Елгава (латыши говорят Ялгава, с ударением на первом слоге; по-русски прежде назывался Митава) основан в 1573 году. В ХVI-ХVIII вв. был столицей Курляндии. Среди достопримечательностей — Митавский (Елгавский) замок, построенный Растрелли и датским архитектором Северином Йенсеном для герцога Курляндии Эрнста Бирона.

Еще до постройки РАФа в Елгаве были небольшие металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. С 2005‑го работает завод АMO-Plant, дособирающий импортные автобусы и тракторы. Основной владелец — департамент имущества правительства Москвы.

Выше, длиннее, сложнее

За долгую жизнь РАФ‑2203 обзавелся десятками модификаций, начиная от всем известных маршрутных такси и карет скорой помощи. Только для Олимпиады‑80 сделали полтора десятка версий. Вспомним некоторые, особенно интересные.

162

162(1) РАФ‑2909 — автомобиль сопровождения велогонок. (2) РАФ‑2921 — прототип с высокой крышей для перевозки инвалидов. (3) РАФ‑3407 с прицепами РАФ‑9225 и —9226 для обслуживания Олимпийской деревни. Позднее автопоезда работали на ВДНХ СССР. (4) Реанимобиль с высокой крышей, построенный совместно с финской фирмой Tamro. (5) РАФ‑2911 — судейский автомобиль для московской Олимпиады 1980 года.
(1) РАФ‑2909 — автомобиль сопровождения велогонок. (2) РАФ‑2921 — прототип с высокой крышей для перевозки инвалидов. (3) РАФ‑3407 с прицепами РАФ‑9225 и —9226 для обслуживания Олимпийской деревни. Позднее автопоезда работали на ВДНХ СССР. (4) Реанимобиль с высокой крышей, построенный совместно с финской фирмой Tamro. (5) РАФ‑2911 — судейский автомобиль для московской Олимпиады 1980 года.
(1) РАФ‑2909 — автомобиль сопровождения велогонок. (2) РАФ‑2921 — прототип с высокой крышей для перевозки инвалидов. (3) РАФ‑3407 с прицепами РАФ‑9225 и —9226 для обслуживания Олимпийской деревни. Позднее автопоезда работали на ВДНХ СССР. (4) Реанимобиль с высокой крышей, построенный совместно с финской фирмой Tamro. (5) РАФ‑2911 — судейский автомобиль для московской Олимпиады 1980 года.

Место рождения Latvija

РАФ‑2203 дебютировал в 1975 году. Крупносерийно микроавтобус выпускали с 1976‑го. На нем стояли 95‑сильный двигатель, четырехступенчатая коробка передач, передняя подвеска и задний мост от «Волги» ГАЗ‑24.

Модернизированный РАФ‑2203–01 имел 100‑сильный мотор и измененные детали экстерьера и интерьера, а версия РАФ‑22038- 02 — еще и иное рулевое управление, а также систему отопления. Помимо микроавтобусов выпускали санитарные машины, маршрутные такси, версии для спецслужб, автопоезда для парков, мелкосерийные машины для спортсменов, электромобили, позднее — модификации с высокой крышей, бортовые грузовики. Производство окончательно прекратили в 1997 году. За все время выпустили около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

Фотогалерея

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (24)

Самые новые

Вот не ручаюсь за точность, но вроде, ремни обязательны были только для легковых. Такси-маршрутка без них обходилась (по-моему, даже на ГАЗ-24 в исполнении «такси» их не было).
Сидения в РАФе изначально были приспособлены под ремни,при чем все,но ставить их стали с 1979 года. А пользоваться,до сих пор не научились,не смотря на штрафы и бодрые заявления руководства ГАИ.

Ответить#
0

Медики как-то без шлакоблоков умудрялись....

Так у медиков РАФы, и с кой-каким оборудованием, а у нас был гордый ЕРАЗ — голая будка)). А серьёзно — просто у нашего экземпляра рессоры задние были х.з. откуда, похоже, ещё и усилены кем-то (машина-ж была «ничья»)), амортизаторы... нету их, короче)), а передние пружины — наоборот, просели напрочь. Поэтому и такая норовистая лошадь получилась. А лечить — это надо денюшек и запчастей, кто-ж их даст?

А куда РБ на РАФах делись?

Вот не ручаюсь за точность, но вроде, ремни обязательны были только для легковых. Такси-маршрутка без них обходилась (по-моему, даже на ГАЗ-24 в исполнении «такси» их не было).

Ответить#
0

Г-гы... а я рулил на таком пару месяцев)) Перебиться надо было, подвернулась работа водителем в райотделе архитектуры, вот у них такой пепелац и был для перевоза всяких треног-рулеток-нивелиров и тушек специалистов. Зверь-машина, чо сказать)) Трогается и с 1-й, и со 2-й, но больше 70 не разогнать ни на какой, потому как в кузове лежит почти полтонны шлакоблоков. А без них — никак, ибо на кочках задница прыгает так, что в лобовое видишь передние колёса, в повороте даже посуху задние попискивают, а уж по снегу (я работал до НГ) вообще не тронуться. Но зато помещается весь отдел, живописно располагается на блоках, застеленных картоночкой — «Хилтон» в любую погоду! Хотя... не, не «Хилтон» — окон в будке не было, приходилось дверь открытой держать)))

Медики как-то без шлакоблоков умудрялись....

Ответить#
0

Да какие 2 рубля — 20 коп они стоили в 80-е — а потом в 90-е появились б/у мерсы вольво и т.д. — маршрутки сдохли своей смертью.

Во-во, в Тбилиси именно 20 коп стоили, с редкими исключениями. Была, например, маршрутка N43, которая стоила ЦЕЛЫХ 60 коп, огромные для пятиклассника деньги были.

Ответить#
0

РБ 
Я конечно догадался,что это такое(на это потребовалось время). Но всё таки призываю всех пользователей яснее изъясняться, и не использовать сокращения(кроме общепринятых).

Ответить#
0

СТРАХ-ВАГЕН этот ваш РАФ. На нем ездить было реально стремно, но больше всего доставлял рычаг переключения КПП. А также ключик между ятсАми, который, в условиях тотального отсутствия ремней безопасности заставлял ездить ну оооооочень аккуратно.

А куда РБ на РАФах делись?Когда РАФ начали выпускать РБ уже были обязательны к установке , на всех новых машинах. Значит ключ ни кому не мешал.Катался на такси РАФах, очень мягкие и комфортные, понравились.

Ответить#
0

Г-гы... а я рулил на таком пару месяцев)) Перебиться надо было, подвернулась работа водителем в райотделе архитектуры, вот у них такой пепелац и был для перевоза всяких треног-рулеток-нивелиров и тушек специалистов. Зверь-машина, чо сказать)) Трогается и с 1-й, и со 2-й, но больше 70 не разогнать ни на какой, потому как в кузове лежит почти полтонны шлакоблоков. А без них — никак, ибо на кочках задница прыгает так, что в лобовое видишь передние колёса, в повороте даже посуху задние попискивают, а уж по снегу (я работал до НГ) вообще не тронуться. Но зато помещается весь отдел, живописно располагается на блоках, застеленных картоночкой — «Хилтон» в любую погоду! Хотя... не, не «Хилтон» — окон в будке не было, приходилось дверь открытой держать)))

Ответить#
0

ЕРАЗ?
Ога. Дед в автобазе работал — там был такой. Агрегат от газ21. Три передачи... Эх, децтво золотое....

Ответить#
0

...А ещё такой микроб помню. Правда порулить не довелось
ebf62bd15ef2.jpg

ЕРАЗ?Был только один ,в милиции.

Ответить#
0

Ездил я на таком,впечатляла плавность хода. И ещё,на том экземпляре не работал стартер,так с «кривого» заводился буквально с лёгкого толчка!

Ответить#
0

Бывает то разное, но от когда ими родимыми долбанешься разок об ключег — от тада
Вот как, интересно, можно ими долбануцца об ключик? Скорее коленями об переднюю панель... Видать, суровый народец был Испытатели-водители на РАФе — йайтсами долбились, но молчали, конструкторам ни слова nea
более дебильное расположения замка зажигания придумать сложно
Та лихко — чо сложного-то? Под сидушкой например...или на потолке :dance2:

Ответить#
0

Ну... какгрицца, бывает... бывает, что йайца мешают

Бывает то разное, но от когда ими родимыми долбанешься разок об ключег — от тада.... Впрочем, дело не в йаитсах, а в том, что более дебильное расположения замка зажигания придумать сложно.

Ответить#
0

СТРАХ-ВАГЕН этот ваш РАФ. На нем ездить было реально стремно, но больше всего доставлял рычаг переключения КПП. А также ключик между ятсАми, который, в условиях тотального отсутствия ремней безопасности заставлял ездить ну оооооочень аккуратно.

Ну... какгрицца, бывает... бывает, что йайца мешают

ndsteetwrimzouczsbi.jpg

Ответить#
0

СТРАХ-ВАГЕН этот ваш РАФ. На нем ездить было реально стремно, но больше всего доставлял рычаг переключения КПП. А также ключик между ятсАми, который, в условиях тотального отсутствия ремней безопасности заставлял ездить ну оооооочень аккуратно.

Ответить#
0

Вроде бы совсем недавно его называли «новым „рафиком“

А я только такой и видел. Старые не попадались. На таком РАФике довелось поездить — нормальная машина для своего времени. ДвижкА хватало при тех трафиках, попасть на водительское место — biggrin в 25 лет не проблема. Зимой конечно желателен мешочек песка над задней осью yes . Средняя стойка в месте замка салонной двери выдерживала недолго — требовалась сварка. Ну и гаишники не трогали в мед.раскраске :good:

А ещё такой микроб помню. Правда порулить не довелось

ebf62bd15ef2.jpg

Ответить#
0

Да какие 2 рубля — 20 коп они стоили в 80-е — а потом в 90-е появились б/у мерсы вольво и т.д. — маршрутки сдохли своей смертью.

Не везде так. В моём городе сначала были РАФ, КАВЗ, ПАЗ старый 62... какой-то, с окнами в крыше. Потом модернизированный КАВЗ, с квадратной мордой и газели, ПАЗ, но уже новые. Потом, в конце 90-х, начале 2000-х в основном ПАЗ, газель. Иномарку в 90 помню одну, Ниссан какой то. Мерсы, Форды, Фиаты это все недавно. И да. В середине 90-х маршрутка стоила сначала 1000 руб, после 98 вроде 1–2 рубля, потом постоянно цена росла.

Ответить#
0

Да какие 2 рубля — 20 коп они стоили в 80-е — а потом в 90-е появились б/у мерсы вольво и т.д. — маршрутки сдохли своей смертью.

ну.. в конце 90-х, начала 2000-х поездки стояли 1,5–2 рубля. Рафики, в принципе, успешно конкурировали, некоторое время, и с Мерсами 208-ми, Транзитами тех лет, Татами и т.д.

Ответить#
0

Выпуск прекратили, а улицы городов они с лихвой заполняли. Как раз время первых маршрутных такси.... проезд по 2 рубля... Ностальгия. :rolleyes:

Так и ездили до середины 00-х, пока их место окончательно не заняли Газули.

Да какие 2 рубля — 20 коп они стоили в 80-е — а потом в 90-е появились б/у мерсы вольво и т.д. — маршрутки сдохли своей смертью.

Ответить#
0

Производство прекратили в 1997 году, выпустив около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

Выпуск прекратили, а улицы городов они с лихвой заполняли. Как раз время первых маршрутных такси.... проезд по 2 рубля... Ностальгия. :rolleyes:

Так и ездили до середины 00-х, пока их место окончательно не заняли Газули.

Ответить#
0

Когда они еще бегали по маршрутам, но уже появились газели, я если не спешил, пропускал газель и садился в рафик. Он был много комфортнее, мягче. Помню их и на вднх. У частников они и сейчас бегают, попадаются на дороге иногда у нас. А лет тридцать назад раф был вообще что-то из ряда вон, ни на что не похожий ,особенный. Ностальгия....

Ответить#
0

Ностальгия. Авто из молодости.

Ответить#
0

статья, конечно, давит на ностальгию и старческую слезу, но технически — увы, увы. «Немного приглаженный» — это описание такой серьёзнейшей разницы между прототипом и серийным? Да это, по сути, разные ведь машины.

Ответить#
0

Для меня это был самый восхитительный из советских автомобилей. Он был столь невероятен, что я в детстве даже и не задумывался о мечте, иметь такую машину.Я вырос, Рафик устарел, а у меня таки есть минивен :)

Ответить#
0

Спасибо вам за человеческую, душевную статью о РАФИКЕ...!!!

Ответить#
0