Карьерный самосвал «Тонар 4525»: считаем кубометры

На машиностроительном заводе «Тонар» собирают уже второй десяток карьерных грузовиков. Мы отправились на подмосковное предприятие, чтобы познакомиться с самосвалом «Тонар 4525» грузоподъемностью 42 т, предлагающимся по цене от 6,2 млн руб.

В какой-то момент мне показалось, что огромный грузовик все-таки застрянет в воротах цеха. Карьерный самосвал, в отличие от дорожной техники, не ограничен в размерах техрегламентом, поэтому сделан с расчетом на большую вместимость: этот «Тонар» имеет три метра в ширину и почти четыре в высоту.

Водитель оказался профи: покрутившись взад-вперед и хорошенько прицелившись, он все-таки вывел на волю «Тонар 4525», самое массивное творение завода за всю его 24‑летнюю историю.

Интеграция

Карьерник устроен довольно просто, хотя простачком гигант вовсе не выглядит. Как объяснили создатели машины, именно к этому они и стремились. «Навернуть» можно было все что угодно, но чем проще конструкция, тем дешевле окажется грузовик в эксплуатации и обслуживании.

Китайское происхождение кабины не скрыть, но по качеству и оснащению нареканий нет.

На раму собственного производства установили одноместную китайскую кабину – вполне пристойную и внешне, и по оформлению нутра. Гладкая эмаль, плотно подогнанные стыки панелей, добротные и функциональные клавиши, рычаги и кнопки. Возможно, в реальном деле «китайское качество» и проявится, но в моих руках всё работало без нареканий.

Органы управления и панель приборов интуитивно понятны: стрелки спидометра и тахометра, подрулевые переключатели, крутилки управления климатом – всё как на легковой машине. Имеются мощная печка, кондиционер, аудиосистема с разъемами USB и SD. Еще бы, ведь работать приходится по 8–12 часов в смену.

Из необычного – сильно отлогий руль большого диаметра, пневмосиденье с регулировкой жесткости и рычаг подъема-опускания кузова. Под кабиной – шестицилиндровый дизель ЯМЗ‑650, в котором немало высококачественных деталей от именитых компаний.

Сиденье удобное, с подвеской и регулировкой по высоте.

Крутящий момент на задние колеса передается через китайскую 9-ступенчатую коробку передач Fast Gear. Утверждают, что эту коробку получил не только Тонар, но и многие другие тяжелые грузовики, и потребители ею довольны.

Мосты, тормоза и гидравлика – европейского производства, а вот кузов свой, причем есть два варианта исполнения: 37‑кубовый для перевозки сыпучих грузов и 25‑кубовый для скальной породы. Второй сделан из более толстого листа и не имеет заднего борта. Оба оснащены козырьком над кабиной (в соответствии с требованиями безопасности) и системой обогрева выхлопными газами, чтобы в мороз груз не примерзал.

В рабочем состоянии

Динамические характеристики самосвала обусловлены спецификой использования: при грузоподъемности 45 т и полной массе 63 т нужна, прежде всего, ломовая тяга, а максимальная скорость машины невелика – всего 40 км/ч. Плечо перевозки у такой техники – несколько километров, преимущественно по бездорожью, так что быстрее не требуется. Зато важна проходимость. Поэтому у «Тонара» внушительный дорожный просвет, защита двигателя, блокировка мостов (включается принудительно кнопкой на приборной панели), шины с глубоким и развитым протектором. Есть и система контроля давления TireBoss, позволяющая подкачивать шины в движении.

Справа от места водителя расположен дополнительный радиатор: при необходимости его можно включить принудительно.

Случись сползать по крутому рельефу – пригодится вспомогательный тормоз, позволяющий более эффективно тормозить двигателем на спуске и разгрузить обычные тормоза.

Маневренность карьерника соответствует размеру. На заводской территории с низко висящими трубами, узкими проездами и снующими туда-сюда погрузчиками он как слон в посудной лавке. А в карьере проблем не будет – там иные пространства.

Расход топлива, как и межсервисный интервал, сильно зависит от условий эксплуатации. В любом случае производитель дает гарантию на 16 месяцев, 2400 моточасов или 60 тыс. км.

Создатели карьерника «Тонар» старались построить машину дешевле китайских конкурентов, а по надежности близкую к европейским.

Выхлопная система проведена через кузов. К теплому металлу не липнет замерзшая порода.

Разлетелись

На машиностроительном заводе «Тонар» собирают уже второй десяток карьерных грузовиков. Первые машины передали заказчикам. География поставок обширна: карьерные «Тонары» работают во Владимирской области, на Кузбассе, в Башкирии и Казахстане. Предприятие собирает отчеты об эксплуатации автомобилей в различных условиях и при необходимости вносит изменения в конструкцию.

В перспективных планах – производить один такой карьерник в день. Задача амбициозная, поскольку рынок подобных машин в России (сегмент до 50 т) не слишком велик – около 4000 самосвалов в год. Но шанс есть: европейские и американские аналоги дόроги и в условиях нестабильной экономической ситуации будут окупаться долго, а китайские плохо приспособлены к нашим условиям.

Основной конкурент подмосковного завода – БелАЗ. Но белорусы сфокусированы на многотонных гигантах, а производитель «Тонаров» отслеживает каждый пятидесятитонник и может более гибко взаимодействовать с клиентом – в частности, подтянуть сервисную сеть поближе к проданным автомобилям или при необходимости решить внезапно возникшие технические проблемы в «ручном режиме». В общем, есть надежда, что карьерным «Тонаром» заинтересуются небольшие предприятия.

ПЛЮС: Удобная машина, хорошая гарантия

МИНУС: Много импортных комплектующих

Денис Кривцов, генеральный директор директор машзавода «Тонар»
Денис КРИВЦОВ, генеральный директор МЗ «Тонар»:

— Идея начать выпуск карьерного самосвала родилась в ходе плотной работы с нашими клиентами. Вдруг выяснилось, что они вынуждены использовать для карьерных работ магистральные грузовики, вовсе для этого не предназначенные. Хороших и недорогих карьерников не найти – и мы предложили «Тонар 4525». Выгода очевидна: один автомобиль заменяет два обычных, сокращается время погрузки, доставки, разгрузки.

Немного истории

Машиностроительный завод «Тонар» основали в 1990 году. Начали с выпуска передвижных торговых точек и прицепов к легковым автомобилям. Со временем предприятие освоило производство более сложной техники – грузовых полуприцепов, изотермических кузовов и самосвальных установок. С 2009 года здесь собирают грузовики «Тонар», постепенно расширяя гамму прицепов специального назначения. Всего в программе более 100 различных моделей – магистральные грузовики и прицепы к ним, сельхозтехника, карьерные самосвалы. На заводе работают свыше 700 сотрудников, большая часть технологических процессов роботизирована.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в