Автокредиты стали россиянам не по карману

Еще пару лет назад каждый второй автомобиль в России продавался в кредит, а сегодня желающих купить машину с помощью заемных денег практически не осталось. При нынешних процентных ставках и требованиях к заемщикам автокредиты стали уделом людей с доходом гораздо выше среднего. Большинство автомобилей сегодня продается за наличные, так что на новую машину еще придется накопить. Впрочем, на помощь могут прийти льготные автокредиты, однако их возвращение все еще обсуждается в правительстве.

Перешли на наличку

Рынок автокредитования падал на протяжении всего прошлого года, причем втрое быстрее продаж новых автомобилей, однако «черный вторник» 16 декабря окончательно испортил статистику. По данным Объединенного кредитного бюро, за 2014 год российские банки сократили выдачу автокредитов на 35%, а в декабре – сразу на 55%. В первом месяце 2015 года объем рынка составил 663 млрд руб. против декабрьских 675 миллиардов. В количественном выражении в январе в портфелях банков было 1,653 млн действующих автокредитов, хотя еще в декабре их количество составляло 1,683 миллиона. Как поясняет заместитель генерального директора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников, снижение выдачи автокредитов вызвано ситуацией на рынке розничного кредитования в конце декабря — январе. В частности, повышением ключевой ставки ЦБ и «заморозкой» выдачи кредитов со стороны некоторых банков.

Мало того, что из-за обвала рубля и удорожания кредитных ресурсов банки взвинтили стоимость автокредитов (вплоть до 50% годовых!), так они еще больше ужесточили требования к заемщикам. Увеличение размера первого взноса, расширение пакета документов, а также введение более жестких требований к кредитной истории и финансовому положению заемщика сыграло не последнюю роль в падении рынка автокредитования, считает начальник управления массового рынка и кредитных продуктов Райффайзенбанка Андрей Морозов.

В результате автокредиты, ставшие основным драйвером российского авторынка в последние годы, утратили свою движущую силу. По оценкам автофинансовой компании «Европлан», в декабре доля кредитных продаж на рынке новых автомобилей составила около 30% (примерно 80 тыс. автомобилей, или 48,7 млрд руб. в денежном выражении). В январе с привлечением заемных средств было продано 12,5% новых машин (14 тыс. автомобилей — 8,6 млрд руб.). Для сравнения: в лучшие годы российского авторынка в кредит продавался почти каждый второй автомобиль.

По мнению президента «Тойота Банка» Александра Колошенко, снижение объемов автокредитования вызвано, в частности, отсутствием потребности в кредитовании из-за огромного спроса за наличные, снижением привлекательности ставок по автокредитам, а также уходом многих игроков с этого рынка. Больше всего из-за роста цен объем автокредитов снизился в продажах американских марок, таких как Chevrolet и Ford, отмечает начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бессонов.

Не попасть в долговую яму

Вслед за ростом цен на автомобили увеличилась и средняя сумма выдаваемых автокредитов. Если в январе 2014 года она составляла 535 тысяч руб., то в январе 2015 года уже 707 тысяч, гласят данные Объединенного кредитного бюро. «Рост цен на импортные автомобили и ужесточение политики выдачи кредитов приводят к тому, что кредиты в большей степени одобряются в премиальном сегменте. Судя по тому, что выросла средняя сумма кредита, сегмент недорогих авто пострадал больше всего», – констатирует Николай Мясников. В этом году из-за повышения стоимости автомобилей средняя сумма займов вырастет еще больше, что в том числе скажется на спросе на автокредиты, добавляет Андрей Морозов.

Резкое удорожание заемных средств сами банки объясняют, прежде всего, повышением ключевой ставки ЦБ с 10,5 до 17% в середине декабря, однако ее недавнее снижение до 15% на стоимости автокредитов практически не сказалось. Благо ранее Центробанк отменил действующие ограничения на стоимость кредитов до середины 2015 года. По данным Frank Research Group, средние значения минимальных и максимальных ставок по автокредитам выросли с 15,04% и 17,88% в ноябре 2014 года до 15,23% и 23,85% в декабре соответственно. В январе этого года они поднялись еще выше – до 19,39% и 26,71%. После снижения ключевой ставки ЦБ с 17 до 15% средние значения минимальных/максимальных ставок показали лишь небольшое снижение, в первой половине февраля их значение составило 19,2% и 25,36%.

«Снижение ключевой ставки ЦБ не оказало особого влияния на изменение автокредитов, – считает Александр Колошенко. — Некоторые банки, ощутив падение спроса, начали сами снижать проценты – многие вскоре сделали бы это и без участия ЦБ. Само по себе стремительное удорожание автокредитов фактически снизило объем выдач в разы, но произошло это, скорее, за счет психологических факторов. В каждом сегменте клиентов такой порог находится на своем уровне. Покупающий автомобиль ценой в 3 млн руб. вряд ли возьмет кредит по ставке выше 15%, а покупатель автомобиля за 300 тысяч часто брал кредит за 20-25% и до роста. Мы ожидаем, что в марте-апреле многие банки скорректируют свое предложение по автокредитам, даже если ЦБ оставит ключевую ставку без изменений. Банки будут стараться нащупать оптимальный баланс между прибыльностью и объемами, но сейчас пока часто действуют по принципу максимизации прибыли. Если же ставка ЦБ будет снижаться – снижение ставок банками только ускорится».

Проценты решают все

Впрочем, даже дальнейшее снижение учетной ставки Центробанка и стоимости фондирования (стоимость денег для банка) на валютном рынке не способно вернуть былой спрос на автокредиты. По мнению участников рынка, оживить продажи автомобилей в кредит способна госпрограмма субсидирования процентных ставок. Как отмечает Александр Колошенко, она позволила бы снизить процентные ставки до психологически комфортного уровня – скажем, 15%. «Тогда можно было говорить о достойном восстановлении рынка автокредитования и роста продаж автомобилей уже к концу 2015 года», – говорит он.

Но несмотря на многочисленные просьбы российских автодилеров вернуть льготные автокредиты, правительство так и не возобновило данную программу, хотя от этой идеи и не отказывается. Пока же рынок автокредитования продолжает стремительно падать, чему способствуют высокие ставки и жесткие требования к заемщикам, а также реальное снижение доходов населения вследствие обесценивания рубля. «Пожалуй, главный фактор, который будет оказывать наиболее мощное влияние на дальнейшее развитие розничного кредитования, – это доходы населения. Это главный риск, который в итоге может сделать недоступным для большинства заемщиков кредитные ресурсы банков», – предупреждает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.

По прогнозам компании «Европлан», без льготных автокредитов рынок автокредитования в 2015 году может сократиться в три раза по сравнению с прошлым годом. «С одной стороны, можно предположить, что 2015 год повторит сценарий продаж автокредитов 2009 года с долей автокредитов на уровне 20-25%, но ведь сегодняшний кризис отличается от своего предшественника. Восстановительный процесс – очень сложный, и участники финансового рынка зависят от политики ЦБ, внешней экономической и политической ситуации», – резюмирует Алексей Бессонов.

Подпишитесь на «За рулем» в