Как цены на нефть обрушили российский авторынок

Дешевая нефть подстегнула продажи автомобилей на многих мировых рынках, но только не в нашей стране. В России с ее сырьевой экономикой вслед за нефтяными котировками упали и реальные доходы граждан, которые сегодня не спешат обновлять свои автомобили. По словам экспертов, российский авторынок будет восстанавливаться по мере роста цен на черное золото, а они могут оставаться на нынешнем уровне еще не один год.

Нефтяные вышки в Баку

Нефтяные вышки в Баку

Дешевый бензин «завел» автопроизводителей

Падение цен на нефть стало хорошим подспорьем для мирового автопрома, ведь, как известно, стоимость топлива является одним из немаловажных факторов, влияющих на динамику автопродаж. Например, на фоне замедления инфляции дешевый бензин вкупе с доступными автокредитами вновь вселили уверенность в жителей Индии, чей авторынок в прошлом году показал рост впервые за несколько лет. Подстегнулись продажи новых машин и в странах Северной Америки, причем в США и Канаде возрос спрос на прожорливые внедорожники и пикапы, поскольку топливная экономичность стала менее важна для местных потребителей.

По мнению консультанта департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анны Озделен, мировые автопроизводители внесут коррективы в свои краткосрочные планы, а изменения в долгосрочной стратегии будут зависеть от дальнейшей динамики цен на нефть.

Как прогнозируют в исследовательской компании IHS Automotive, цены на черное золото восстановятся не раньше чем через пять лет, и благодаря нынешним нефтяным котировкам мировой авторынок может получить дополнительные 5–7 млн автомобилей до 2021 года. А основными бенефициарами станут Америка с возросшим благодаря дешевой нефти потребительским спросом, а также Индия и страны Юго-Восточной Азии, где низкая стоимость владения автомобилем приводит в автосалоны новых покупателей. По данным IHS Automotive, американские автопроизводители уже начали корректировать свои производственные планы, делая ставку на большие внедорожники и пикапы в ущерб моделям В- и С-класса. Что уж говорить о производителях автомобилей на альтернативных видах топлива! К примеру, от низких цен на бензоколонках уже пострадала компания Tesla, чьи акции в конце прошлого года значительно подешевели, хотя спрос на американские электромобили в целом сильно не изменился.

hero-01

hero-01
Tesla Model S 

А вот в европейских странах дешевая нефть не оказывает на автопродажи и потребительские предпочтения практически никакого влияния. Дело в том, что в Европе падение цен на бензин нивелировано местными транспортными налогами, привязанными к выбросам СО2, а также субсидиями на покупку экономичных машин. К тому же в Старом Свете по-прежнему очень популярны машины на дизельном топливе, а ценники на солярку также снижаются. Кстати, в Китае и Японии местные законы и относительно дешевое тяжелое топливо также не располагают автовладельцев отказываться от дизельных машин в пользу бензиновых. Правда, в некоторых странах местные власти объявили войну дизельным автомобилям, которые, как выяснили ученые, могут быть опасны для здоровья. Например, во Франции правительство призывает автовладельцев сдавать такие машины в утиль, предлагая при этом 10 тыс. евро каждому, кто пересядет на электромобиль. Что касается автопроизводителей, они сохраняют свои производственные планы в Европе, независимо от ценников на заправках и рыночного спроса, поскольку должны обеспечивать жесткие требования по среднему расходу топлива и вредным выбросам на выпускаемых автомобилях.

«Колебания нефтяных котировок происходят регулярно, причем это может быть и скачкообразный рост цены, и продолжение падения стоимости барреля вниз. Очевидно, что такая тенденция сохранится и в 2015 году, то есть стоимость нефти будет отличаться высокой волатильностью, — рассуждает ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Так что не стоит думать, что автопроизводители будут сразу откликаться на все эти колебания. К тому же изменение стоимости барреля нефти не мгновенно отражается на цене топлива, причем в разных странах связь между этими параметрами разная, и не всегда снижение нефтяных котировок приводит к уменьшению стоимости бензина, а для каждой страны не выпустишь свою машину. Наконец, в мире есть весьма значительная группа потребителей, которая практически никак не реагирует на изменение цен на топливо и продолжает ездить на автомобилях, которые потребляют много горючего, и компании не могут пренебрегать ими».

20150129_tass_9188358

20150129_tass_9188358

На нефтяной игле

В России же низкие цены на черное золото вызвали не рост, а падение спроса на автомобили. Во-первых, из-за обвала рубля и изменения налогообложения нефтяной отрасли бензин в нашей стране стал только дороже. Но главное — стоимость барреля нефти в России во многом определяет состояние национальной экономики и всех ее отраслей, включая авторынок.

«Поскольку Россия сильно зависима от экспорта нефти, низкие цены на нее негативно отразились на экономике страны и, соответственно, снизили покупательскую способность населения, — констатирует Анна Озделен. — Эффект отложенного спроса на автомобили будет наблюдаться в 2015 году. Санкции и обесценивание рубля также негативно скажутся на продажах автомобилей в России. Стране необходимо диверсифицировать экономику для снижения зависимости от нефти и газа в будущем».

Давно замечено, что динамика продаж автомобилей в России практически зеркально повторяет кривую цен на черное золото. Поэтому ожидать улучшения российского авторынка можно только в случае восстановления нефтяных цен с нынешних 60 до уровня 80–100 долл. за баррель и стабилизации экономической ситуации в стране, считают аналитики «Автостата». Однако пока этого не произошло, эксперты предрекают российскому авторынку тяжелые времена.

Насколько упадут продажи автомобилей в России, пожалуй, станет главным вопросом для автопроизводителей Европы, да и всего мира в 2015–2016 годах, полагает главный экономист по автопрому IHS Automotive Найджел Гриффитс. Из-за обвала рубля импортные иномарки в этом году могут подорожать примерно на 20%, и даже на автомобили локального производства рост цен будет измеряться в двухзначных величинах, притом что автокредиты стали абсолютно недоступными для россиян. В результате в IHS Automotive ожидают падения продаж автомобилей в России на 27% к прошлому году — до 1,8 млн машин, что почти на 40% (или 1,2 млн машин) меньше по сравнению с рекордным 2012 годом. Базовый прогноз «Автостата» предусматривает еще большее падение — на 42%, до 1,35 млн легковых машин.

«Россия традиционно входит в тройку лидеров по продажам автомобилей в Европе, однако в 2015 году спрос на российском авторынке, как ожидается, будет вялым. В связи с этим мировые автоконцерны вынуждены пересматривать производственные планы и искать новые рынки сбыта. А производители иномарок, имеющие заводы в России, должны будут рассмотреть возможности увеличения локализации производства в будущем», — отмечает Анна Озделен.

1-pri-b_tcm-3020-43935

1-pri-b_tcm-3020-43935Один из пионеров «озеленения» мирового автопрома — Toyota Prius
Один из пионеров «озеленения» мирового автопрома — Toyota Prius
Один из пионеров «озеленения» мирового автопрома — Toyota Prius

«Зеленое» будущее автопрома

Между тем изменение спроса на крупнейших мировых авторынках вследствие низких цен на нефтепродукты вряд ли окажет какое-то влияние на разработку новых технологий в автомобилестроении. Ведь перспективные требования по вредным выбросам и топливной экономичности никто не отменял, а значит, автопроизводители должны будут предложить рынку соответствующие новым стандартам экологичные и экономичные автомобили. Поэтому, невзирая на дешевый бензин, электромобили, а также машины с гибридными силовыми установками или малолитражными турбодвигателями в той же Европе или Японии будут по-прежнему пользоваться спросом, который поддерживается налоговыми льготами и субсидиями от государства. Впрочем, из-за дешевой нефти на многих мировых рынках электрокары и гибриды сейчас стали менее востребованы, что обусловлено, прежде всего, местным законодательством.

«До сих пор мы наблюдали, что, даже несмотря на падение цен на бензин, мировые автопроизводители продолжают инвестировать в развитие новых моделей на альтернативном топливе», — говорит Анна Озделен. По ее словам, покупателей привлекает не только топливная экономия, но и экологичность, поэтому популярность подобных автомобилей в мире будет только возрастать. Этому способствует активная поддержка со стороны правительств, направленная на стимулирование продаж через программы субсидий и налоговые льготы. Также существуют проекты по развитию инфраструктуры для подобных автомобилей.

Основные направления развития мирового автопрома хорошо известны. Это повышение экологического класса автомобилей, уменьшение потребление ими топлива, создание машин с другими двигателями: электрическими, водородными и т.д. Однако основную массу автомобилей составляют машины, потребляющие бензин и солярку, и пока нет оснований для того, чтобы перестать их производить, резюмирует Дмитрий Баранов. Так что автопроизводители по-прежнему будут выпускать максимально широкую линейку автомобилей, чтобы удовлетворить почти всех потенциальных покупателей. Но наряду с этим автоконцерны будут вкладываться и в разработку новых моделей машин, чтобы не отстать от конкурентов, соответствовать требованиям меняющего законодательства и сохранить свою репутацию у всех граждан, а не только у автовладельцев.

Фото: Донат Сорокин, Александр Рюмин/ТАСС, Tesla Motors и Toyota
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (17)

Самые новые

Ну не знаю. В прошлом году, еще до резкого обвала рубля, задумывался об обновлении автомобиля. Посмотрел цену и офигел. Новая модель такого же как у меня автомобиля за 5 лет подорожала на 170 тысяч. Может нетолько в нефти дело? И еще, в 2006 году, до кризиса 2008, нефть примерно столько же стоила(50–60$) и вроде как не жаловальсь особенно. Может быть просто оптимизировать расходы надо?

Ответить#
0

Мудрецам кричащим о доле нефти в бюджете предлагаю зайти в любой магазин канцтоваров,хозтоваров или бытовой химии и найти там товар произведенный у нас. вчера покупал сыну скрепки так ДОЛБАНЫЕ скрепки Китай!!! т.е. мы добыли метал и отправили его китайцам чтоб они нам СКРЕПОК понаделали!!! КАКОЕ ТУТ ВВП???

Ответить#
0

На данный момент нефтегазовые доходы составляют более 55% бюджета России. В 90е зависимость от цен на нефть была в разы ниже.

Ответить#
0

у друга.квартира в ипотеке,мягкая мебель в кредите,мебель из икеи в кредит,ремонт в новой квартире в кредит,и рено логан в кредите,итого 5 кредитов,И таких дятлов пол россии.

Ответить#
0

Аналитеги как всегда в своей поре. 2008–2009 пережили, а тогда точно такой же обвал был, а уже в 2010 пошли в рост.

Ответить#
0

на работе в отделе 22 человека у 3 по пять кредитов,у 15 по два ,три кредита ,у остальных включая и меня по одному , Вот вся суть сегодняшней россии,мы все живем не по средствам

Ответить#
0

да ладно

Ответить#
0

а ты на работе у колег поспрашай поинтересуйся, ох как много ты узнаешь о кредитных эпопеях колег,я тоже ничего не знал пока колегу из ипотечной квартиры не выкинул банк

Ответить#
0

да и продажи в россии это тоже пузырь , около 80% покупок это , полиционеры ,военные ,Которые за последние 3 года из голодранцев которыми они были всегда ,стали весьма богатыми буратинами,но это тоже временно пока путин у власти,А по другому ему не удержатся ,Потом кредиты всяких люмпенов . и тд  А также всякого рода предприниматели с кучей кредитов . А реально людей которые могут купить авто 20%

Ответить#
0

мировые прозводители зададутся вопросом ,автор ты дибильный в мире в 2014 году продали 87 миллионов автомобилей, а в россии 2,4 миллиона это вообще ништо .Это погрешность просто,а как хочется великими казатся

Ответить#
0

слава богу спад продаж авто .Наши города точнее дороги уже не выдерживают такого количества авто.Пробки уже в городах снаселением менее 50 тыс

Ответить#
0

Ага, а от новых домов и квартир земля прогибается...

Ответить#
0

«В России с ее сырьевой экономикой...„- дальше можно не читать: на конец 2014 года доля нефти, нефтепродуктов и газа в ВВП России составляет ВСЕГО 16,9%!!!

Ответить#
0

Продажа металла, древесины и т.д. — это тоже торговля сырьем.

Ответить#
0

так ты плюсуй и чего у тебя получается...сколько доля сырья в итоге? ну пусть будет она 20 процентов и что —это тоже по-твоему «сырьевая». чтобы автору рассуждать об экономике ему надо сначала что-то о ней почитать,а то гонит липу как и другие грамотеи. наша «сырьевая экономика» и космос развивает и военпром и собственный глонасс и границу оберегает...а что может экрнрмика в «демократической» европе? а может не так плоха наша «сырьевая экономика».

Ответить#
0

прям с языка снял...

Ответить#
0

враньё ,недавно министры обьясняли что 50 %

Ответить#
0