Подержанные автомобили разогнались в цене: кто в выигрыше?

Несмотря на то, что цены на подержанные автомобили не зависят от валютных курсов, выросли они не менее значительно, чем на рынке новых машин. В последнее время на «вторичке» появилось особенно много автомобилей по завышенной стоимости, а также спекулянтов, которые перепродают машину, купленную в конце прошлого года по старой цене. Однако покупателей на такие предложения сейчас не находится, поэтому продавцы готовы дисконтировать.

Ценовые гонки

Рост цен, захлестнувший рынок новых автомобилей, конечно же, не мог обойти стороной и вторичку. Подержанные машины в прошлом году подорожали в среднем на 37-40%, говорится в исследовании компании Carprice, которая проанализировала данные о продажах автомобилей с пробегом у 650 российских дилеров. При этом популярные модели прибавили в цене даже несколько больше благодаря повышенному спросу. К примеру, средняя стоимость бессменного бестселлера среди подержанных иномарок Ford Focus выросла с 310 тыс. руб. в январе прошлого года до 470 тысяч в феврале 2015-го, то есть более чем в 1,5 раза.

Подорожание подержанных машин в возрасте до 5 лет напрямую связано с возросшими ценами на новые автомобили, отмечает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко. По его словам, на стоимость авто с пробегом также влияет общее техническое состояние, пробег, ликвидность конкретной модели, комплектация и даже цвет.

«Рынок новых автомобилей и автомобилей с пробегом плотно взаимосвязаны, однако машины с пробегом дорожают не как новые – разом и все. Сначала поднимается цена на новый автомобиль. Потом происходит рост цен на машины в возрасте 1-2 года, поскольку их клиенты выбирают в качестве альтернативы новому автомобилю. Затем – в возрасте 2-4 года, и так далее», – рассказывает директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.

Гольф-класс по цене внедорожника

Любопытно, что больше всего подорожали компактные и субкомпактные машины, а также автомобили гольф-класса стоимостью до 500 тыс. руб. (примерно на 50%). В то же время цены на модели бизнес-класса и SUV выросли менее значительно (на 30-40%), а на премиальные автомобили – и того меньше, примерно на 20%. Так, согласно данным Carprice, Skoda Octavia, которая в январе 2014 года стоила на вторичном рынке в среднем 360 тыс. руб., в феврале предлагалась уже за 545 тысяч. За эти же деньги сейчас можно купить, к примеру, подержанные кроссовер Toyota RAV4 или седан бизнес-класса Audi A6, хотя в январе прошлого года ценники на них составляли 430 тысяч и 470 тыс. руб. соответственно.

«Начиная с 2014 года наблюдается смещение внимания покупателей в сторону сегментов А и В, как к автомобилям с меньшей среднегодовой ценой эксплуатации, а вследствие увеличения спроса растут и цены на такие машины, – комментирует директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бабарыкин. – Стоит отметить, что это увеличение в большей степени ярко выражено по отношению к относительным величинам, в абсолюте же увлечение цен на автомобили сегментов А и В значительно ниже, чем на С, D, E и SUV, которые более дорогие».

Между тем в рамках одного класса рост цен может значительно отличаться в зависимости от модели. Так, Honda Jazz за год подорожала с 360 до 530 тыс. рублей, тогда как Renault Clio прибавил в цене заметно меньше – с 378 до 428 тысяч. Гендиректор маркетингового агентства GiPA Russia Александр Груздев объясняет это неравномерным подорожанием новых машин, стоимость которых сегодня является отправной точкой для секонд-хэнда. Пока же большая разница в цене – это временное явление, полагает эксперт.

«Рост цен в рамках одного класса автомобилей в период с ноября по январь действительно мог происходить разными темпами. Этому есть объективные причины, такие как повышенный спрос на модель, а есть и субъективные – истерия на рынке или желание зафиксировать стоимость машины в валюте», – добавляет Алексей Баринов.

Средний размер скидки на автомобили с пробегом по брендам

Марка Cредняя цена, руб. Cредний дисконт, %
1 Moskvich 48 880 20,6
2 GAZ Volga 104 040 15,1
3 Fiat 240 770 14
4 LADA 144 350 12,4
5 UAZ 325 510 11,8
6 Daewoo 151 380 11,7
7 Land Rover 1 261 480 11,2
8 Mercedes-Benz 1 174 280 10,9
9 Opel 411 510 10,8
10 Chery 250 360 10,8
11 Volkswagen 551 960 10,6
12 Audi 772 300 10,3
13 Renault 352 670 10,1
14 Volvo 648 440 10,1
15 Ford 428 570 9,4
16 Skoda 468 310 9,4
17 Great Wall 471 950 9,3
18 Geely 274 400 9,1
19 Hyundai 454 540 8,9
20 Nissan 539 860 8,7
21 Mitsubishi 491 410 8,7
22 BMW 1 022 170 8,7
23 Chevrolet 404 480 8,5
24 Subaru 530 420 8,4
25 Suzuki 475 540 8,4
26 Mazda 476 110 8,1
27 Toyota 805 850 8
28 Honda 512 580 7,1
29 Citroen 418 040 7,1
30 Kia 502 670 6,7

Данные агентства «Автостат» на конец 2014 года

Как бы не продешевить

А вот на главный вопрос, как будут меняться цены на подержанные автомобили в дальнейшем, участники рынка не могут дать однозначного ответа. Во многом это будет зависеть от спроса, а также ценовой политики автопроизводителей на рынке новых авто. Особенно это касается относительно свежих машин.

«Пока цены на автомобили с пробегом еще не зафиксировались и, скорее всего, продолжат расти, – считает Алексей Баринов. – Если цены на новые машины будут и дальше идти вверх, что весьма вероятно, по крайней мере, по некоторым брендам, то это будет дополнительным фактором, провоцирующим подорожание автомобилей с пробегом. Причем рост цен на вторичном рынке может опередить подорожание на новые машины».

Впрочем, завышенные цены на б/у автомобили уже стали отпугивать потенциальных покупателей, а продавцы, в свою очередь, начинают постепенно снижать цены. По мнению Дмитрия Бабарыкина, в ближайшее время можно ожидать снижения цен на подержанные машины на 10-15%. Произойдет это, в первую очередь, из-за падения спроса и снижения количества потенциальных покупателей машин по новым ценам.

В то же время эксперты не видят объективных причин для роста цен на автомобили с пробегом, ведь, в отличие от новых машин, их стоимость не зависит от валютных курсов. Как считает гендиректор компании Carprice Эдуард Гуринович, цены на подержанные автомобили не должны быть привязаны к курсу доллара. «Машина 2011 года куплена за рубли, и цена ее должна только падать с каждым пройденным километром», – отмечает он.

По словам Александра Груздева, особенность российских покупателей заключается в том, что они привыкли считать все цены в валюте. И то, что сейчас происходит на авторынке, является, в том числе, следствием такой привычки.

Торг уместен

Как показывает практика, большинство российских автовладельцев при продаже машины готовы уступить в цене. Согласно результатам исследования агентства «Автостат» и «Avito Авто», средняя скидка на вторичном авторынке составляет 10,2%. Разброс фактического дисконта оказался весьма ощутимым – от 1 до 40%. При этом наибольшие скидки делают владельцы более старых машин. Так, при продаже автомобиля 2012 года средний дисконт составил 6,4%, 2008 года – 8%, старше 2000-го – более 12,8%.

«В цене каждого авто заложена возможность поторговаться. Основная причина для торга – состояние авто и его ликвидность. Традиционно состояние свежих машин лучше, и их ликвидность выше, поэтому и скидки в процентах меньше», – говорит Алексей Баринов. Он также отмечает, что в абсолютном выражении 6% от цены машины 2012 года выпуска – намного больше, чем 12% в цене автомобиля 2000 года.

По словам Дмитрия Бабарыкина, основное влияние на размер скидки оказывает репутация марки с точки зрения надежности, ломкости, стоимости обслуживания и востребованности на первичном и вторичном рынках.

Самыми уступчивыми оказались продавцы старых отечественных машин – «Москвичей», «Волг», «Жигулей» и УАЗов, на которые можно получить скидку от 12 до 20%. Среди иномарок больше всего готовы торговаться владельцы автомобилей Fiat и Daewoo (11-14%). Как отмечает Александр Груздев, чаще всего можно договориться с владельцами машин, доля которых в автопарке страны значительна.

А вот самые минимальные дисконты при продаже делают продавцы Kia, Citroen, Honda, Toyota и Mazda – они готовы уступить лишь 6-8% от назначенной стоимости машины. Стоит отметить, что некоторым удается продать свой автомобиль даже дороже заявленной изначально цены. По словам Дениса Еременко, при продаже ликвидной машины у продавцов есть уверенность в ее реализации с минимальной скидкой, поэтому, как правило, они торгуются неохотно. «Популярность марки делает свое дело. Чем популярней машина, тем выше ее цена и меньше скидка», – заключает Алексей Баринов. Сказывается и отсутствие новых машин в салонах дилеров из-за ажиотажа конца прошлого года, когда некоторые модели смели подчистую.

Подпишитесь на «За рулем» в