Кто наддует "жигули"

КТО НАДДУЕТ «ЖИГУЛИ»

]

ТЕХНИКА

КТО НАДДУЕТ «ЖИГУЛИ»

Какой из российских автомобилей мог похвастать двигателем, оснащенным системой наддува? Только обладатели «эксклюзивных прав» — иномарки, да и то далеко не все. И вот теперь у остальных появиляется возможность иметь мощный, тяговитый мотор. А сделает его таким система, рожденная отделом турбонаддува Научно-технического центра «Экология» ГНЦ НАМИ. О ней рассказывает наш корреспондент Денис БОРОВИЦКИЙ.

Для начала напомним принцип работы двигателя с турбонаддувом. Выхлопные газы сперва отдают свою энергию турбине, а затем через приемную трубу поступают в глушитель. Находящийся на одном валу с турбиной компрессор засасывает воздух из фильтра, повышает его давление на 30–50% (иногда больше) и через карбюратор гонит в двигатель. Таким образом, в один и тот же литраж (объем) двигателя поступает больше по весу рабочей смеси. Благодаря этому мощность возрастает на 20–50%, а использование энергии выхлопных газов повышает КПД мотора и снижает удельный расход топлива на 5–20%.

А теперь рассмотрим устройство турбонаддува, разработанного в НАМИ. На штатном выпускном коллекторе устанавливается турбокомпрессор, при этом габарит двигателя в подкапотном пространстве не изменяется. Воздух идет через воздушный фильтр, компрессор и карбюратор, причем фильтр и карбюратор остались на своих местах и требуют лишь незначительной доработки. По сравнению с серийной изменилась приемная труба, так как теперь она крепится к выпускному патрубку турбины. Масло для смазки подшипников турбокомпрессора подводится по трубопроводу из главной магистрали, а сливается через трубопроводы в поддон двигателя. Чтобы смесь не слишком обеднялась при высоких частотах вращения, предусмотрена система регулирования турбокомпрессора, выполненная с ним заодно. Управляют компрессором давление наддува, которое через мембрану камеры управления перемещает клапан перепуска газов в турбине, и специальный корректор, изменяющий подачу топлива в карбюратор бензонасосом (не удивляйтесь, бензонасос также несколько доработан).

По результатам испытаний были получены характеристики крутящего момента, удельного и суммарного расходов топлива, а также мощности при различной настройке турбонаддува (двигатель оставался без изменений). Естественно, параметры могут меняться в зависимости от объема двигателя, ведь система рассчитана на совместную работу с большинством двигателей ВАЗ (объемом от 1,2 до 1,7 литра). По мнению специалистов отдела, повышение мощности и крутящего момента не отразится на ресурсе двигателя, а также агрегатов трансмиссии.

Особо отметим, что турбонаддув не только улучшит динамику машины, но и позволит снизить выбросы токсичных СО и СН, а с охладителем наддувочного воздуха (интеркулером) — и NOx, что, безусловно, порадует «зеленых». Конечно, нейтрализатор отработавших газов также необходим. Однако сопоставим некоторые факты. Установка нейтрализатора на бензиновом двигателе повышает сопротивление на выпуске — как результат, снижается мощность и на 5–10% возрастает расход топлива. А трехкомпонентные нейтрализаторы, получившие широкое распространение, как наиболее эффективные, включают специальные электронные схемы с обратной связью и датчики (лямбда-зонды), поэтому весьма недешевы. Понятно, что за такую систему никто добровольно деньги не выложит, а вот установка турбонаддува, несомненно, привлечет внимание автолюбителей — даже тех, кто и не задумывался о чистоте выхлопа.

Сегодня установить в свою машину турбонаддув могут лишь владельцы «жигулей» и «нив», близка к завершению адаптация агрегата к VAZ 2108 и VAZ 2109. Порадуем также «волгарей» — ваш «объемисто-прожорливый» двигатель обретет, благодаря наддуву, второе дыхание.

А теперь о том, что для российского автомобилиста, пожалуй, важнее рассуждений о технических преимуществах. Речь идет о перспективах производства системы. С этим дело обстоит так. Отдел, дабы избежать нареканий на качество агрегата, взвалил сборку на свои плечи. Будем надеяться, профессионалы гарантируют высокое качество. И если эта задача им привычна, то для решения другой, не менее важной — удержать ценовую планку на доступном уровне — коллективу пришлось проявить разворотливость и деловую хватку. Заметно удешевить изделие удалось, заказывая комплектующие в разных областях России, поскольку в Москве это стоило бы гораздо дороже.

Естественно, реальную оценку созданной системе турбонаддува могут дать только независимые эксперты-автолюбители. Поэтому постараемся в ближайших номерах журнала представить их точку зрения.

Турбокомпрессор, сделанный в НАМИ.

Агрегат наддува на двигателе ВАЗ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии