«Моторы Победы»: четыре дня в Сокольниках

Весенняя Олдтаймер-Галерея сверкнула новыми гранями. Впервые в ее рамках прошел военно-технический фестиваль «Моторы Победы», объединяющий самые активные музеи и клубы исторической реконструкции и, конечно же, приуроченный к 70-летнему юбилею главного праздника страны. Настоящей сенсацией стала и экспозиция «Подарки вождям», организованная совместно с Политехническим музеем, впервые раскрывшая такую тему, как дары технической тематики. Как обычно, громкими премьерами стали и олдтаймеры – экспонаты самой галереи. Вот наиболее интересные из них.
1949 Minor

1949 Minor

В центре выставки «Подарки вождям» – чехословацкая малолитражка марки «Минор», изготовленная в особом исполнении в качестве подарка «великому другу и учителю» Иосифу Сталину на 70-летие. Автомобиль экспонировался на выставке подарков вождю в Праге и Москве, а потом его след затерялся. Находка «Минора» стала сенсацией в мире коллекционеров старинных автомобилей, как и обнаруженные в нем при реставрации записки товарищу Сталину от простых чехословацких рабочих, собиравших подарочный экземпляр, – они полны любви и благодарности Иосифу Виссарионовичу.

1915 Chevrolet Roadster

1915 Chevrolet Roadster

Мастерская «Камышмаш» верна своим традициям – уже не в первый раз главным экспонатом на стенде становится автомобиль возрастом ровно 100 лет! На этот раз это один из первых «Шевроле» – когда он был выпущен, марке исполнилось всего четыре года. Сохранность экземпляра великолепная: родная краска, обивка сидений и тент.

1916 «Фиат-Ижорский»

1916 «Фиат-Ижорский»

Бронеавтомобиль времен Первой мировой войны на стенде клуба «Дивизион». Выпускался у нас в России на Ижорском заводе. В качестве основы использовалось шасси фирмы Fiat, но не итальянского производства, а американского – во время войны оказалось проще закупить шасси в США, чем в самой Италии. Бронеавтомобили «Фиат-Ижорский» (или же «Фиат-Ижора») успели повоевать и в Первую мировую, и в Гражданскую, а на службе в Красной армии находились до начала 30-х годов.

1929 НАМИ-1

1929 НАМИ-1

От машины уцелело только шасси – один из владельцев разобрал его по частям и закопал в огороде, откуда его извлекли уже сотрудники автомобильного музея газеты «Авторевю». Судьба кузова остается неизвестной. Малолитражка НАМИ-1 могла стать первым советским серийным автомобилем, но производство не пошло, а потом выбор сделали в пользу сотрудничества с Генри Фордом – его результатом стало строительство Горьковского автозавода. А ведь могли пойти своим путем!

1929 НАМИ-1
1935 ГАЗ-А

1935 ГАЗ-А

Автомобиль на стенде мастерской Simonov Motors демонстрировался на прежних выставках в процессе реставрации, а сейчас мы можем видеть ее результат. Воссозданный мастерской уникальный экземпляр первого советского серийного легкового автомобиля – один из немногих образцов ГАЗ-А в нашей стране, полностью соответствующих оригиналу, включая окраску.

1944 Studebaker US-6 с установкой БМ-13

1944 Studebaker US-6 с установкой БМ-13

БМ-13, или «Катюша», – легендарная боевая машина реактивной артиллерии, наводившая ужас на немцев. «Катюша» обладала сильным эмоциональным эффектом: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно, и за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивало снарядами. На выставке показали «Катюшу» на шасси грузовика Studebaker US-6.

1940 БА-10А

1940 БА-10А

Бронеавтомобиль из состава 16-й танковой бригады погиб в бою за станцию Погостье во время Любанской нас­тупательной операции весной 1942 года. Был найден поисковиками на старой заброшенной дороге в лесу, недалеко от бывшей деревни Лодва. Самой деревни сегодня не существует – она была полностью уничтожена врагом и после войны не восстанавливалась. Бронеавтомобиль БА-10А из коллекции «Военного ангара» на сегодняшний день в мире единственный ходовой экземпляр.

1944 ПРМ

1944 ПРМ

Огромная заслуга в п обеде в Великой Отечественной принадлежит и скромным трудягам ПРМ – полевым ремонтным мастерским, обслуживавшим на фронте автомобильные и авиационные части. Такие бригады – как раз те, кто «дни и ночи не смыкал очей» на всех участках фронта, восстанавливая и отправляя в бой любую технику. Компания «Дело техники» с точностью воссоздала такую мастерскую с токарным винторезным станком, переносным генератором, набором инструмента и деталями от «полуторки» и «эмки».

1941 КИМ-10

1941 КИМ-10

Следующий объект для реставрации в мас­терской Simonov Motors. Один из редчайших советских автомобилей – малолитражка КИМ-10 только недавно поступила в мастерскую, а за ходом работ по восстановлению этого раритета можно будет следить на следующих выставках. Сохранилось не так много КИМов, ведь в 1940–1941 годах выпустили всего 639 экземпляров, а до наших дней дошло, предположительно, не более десятка.

1951 Studebaker Champion

1951 Studebaker Champion

Любопытный артефакт – находящийся в коллекции собрания «Джанкярд» американский «Студебекер», невесть как попавший в Советский Союз и доведенный до ума неизвестным советским умельцем из Ленинграда в 70-е годы. Увы, жизнь обладателя американского авто в советское время была не самой легкой: литературы по машине нет, запчасти в США не закажешь, обладателей такой же модели – по пальцам пересчитать. Вот люди и выкручивались как могли!

1965 ЗАЗ-965 «Запорожец»

1965 ЗАЗ-965 «Запорожец»

При входе посетителей встречал этот «горбатый», принадлежащий Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Будущий лидер ЛДПР приобрел «Запорожец» будучи студентом – скопил на него деньги, работая в Турции переводчиком. «Горбатый» до сих пор находится в гараже политика, питающего к нему особые чувства: «Когда я нахожусь за рулем своего верного «старичка», чувствую себя мальчишкой или спортсменом. Гоняю по любой грязи, по бездорожью. За это я его и люблю: за неприхотливый нрав и отличные ходовые качества».

Комментарий

− На этот раз выставка удивила не столько своей направленностью, сколько профессиональным, чуть ли не научным подходом участников к вопросам коллекционирования и реставрации. В один из дней прош­ла конференция, на которой реставратор Елизавета Титова сделала доклад о восстановлении салонов олдтаймеров, а генеральный директор мастерской Carblast Иван Афанасьев – об инновационных для нас методах, криогенной чистке и катафорезном погружении. Были и доклады о поставке и ремонте запчастей для олдтаймеров, о рес­таврации автомобильной электрики 20–60-х годов…

Подпишитесь на «За рулем» в