Стекольная революция

СТЕКОЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

]

ТЕХНИКА

СТЕКОЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Сегодня производство и эксплуатацию автомобилей трудно представить без новейших химических технологий. Да и химики не оставляют без внимания эту интересную и перспективную область. Последний — и удивительный — пример такого сотрудничества — по-видимому, скоро на смену стеклу придет пластик. Заметим, что стекло в автомобилях применяют еще с тех пор, когда кузова были деревянными, сиденья — непременно кожаными, а двигатели — чугунными. Сталь, пластмассы, синтетические ткани заменили дерево и кожу — их используют лишь в отделке дорогих машин. Чугун сильно потеснили алюминиевые сплавы, только стекло не сдает позиций. Однако наступление на него уже началось.

Летом нынешнего года два крупнейших изготовителя пластмасс — немецкий концерн «Байер» и американская фирма «Дженерал электрик пластикс» (подразделение концерна «Дженерал электрик») создали совместное предприятие по производству автомобильных «стекол» из поликарбоната. Парируя неизбежные вопросы, создатели СП сразу же поясняют: пластик будет покрыт специальной нецарапающейся пленкой. Какие же преимущества у нестеклянных стекол? Об этом чуть позже, сначала о предприятии.

Расположится оно в автомобильной столице США Детройте. Доля в проекте каждого из участников — 50%, и в ближайшие годы они инвестируют около 40 млн. долларов. СП будет разрабатывать рецепты новых материалов, нецарапающихся покрытий и технологию их производства. Научно-технический центр изготовит и первые опытные партии необычных стекол.

Предварительные исследования показали, что новые материалы обладают целым набором ценных качеств. В частности, масса на 40% меньше, чем у обычного автомобильного стекла, что позволит снизить и массу машины, а значит, экономить топливо. Другое преимущество — высокая стойкость к ударам. Следовательно, водитель и пассажиры будут лучше защищены при аварии, да и злоумышленникам станет труднее проникнуть в машину. Новые материалы лучше защитят салон от нагрева солнечными лучами, а это повысит комфорт.

Интересно, что, в отличие от обычных, поликарбонатным стеклам легче придать сложную форму, и теперь у дизайнеров будет больше возможностей, чем они наверняка воспользуются. Решат ли сделать боковые стекла рифлеными, крышу целиком из пластика или, по примеру часовщиков, закроют механизмы подкапотного пространства прозрачной крышкой, пока предугадать трудно. Ясно только, что если революция в производстве стекол состоится, то в привычном облике автомобиля появятся новые черты.

Дмитрий ПОСТНИКОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии