Свет в тумане

СВЕТ В ТУМАНЕ

]

ЭКСПЕРТИЗА ЗР 

СВЕТ В ТУМАНЕ

Игорь ТВЕРДУНОВ

«Противотуманки» на автомобилях встретишь достаточно часто — они стали своего рода элементом внешности машины. Всевозможных размеров, цветов и формы, они украшают или уродуют (зависит от вкуса владельца) автомобили самых разных марок, от «Запорожца» до «Джипа». Об основной их функции зачастую как-то забывают. Мы же поговорим именно о том, как такие фары должны светить и как светят в реальности, отодвинув их эстетические качества на второй план.

Пробежав по магазинам и рынкам, выяснили, что «противотуманки» — товар ныне популярный. Причем чаще предлагают не изделия известных фирм, а продукцию из Азии. Не редкость — отечественные фары. Охватить все разнообразие моделей в одной статье невозможно: их десятки, а то и сотни. Поэтому для экспертизы ввели ограничение по цене — не дороже 250 тыс. рублей. Дешевые фары мы посчитали более ходовыми — не каждый ведь выложит полторы сотни «зеленых» за пару скромных фирменных фар.

Но даже в дешевом секторе рынка разобраться непросто. Пестрота такая — глаза разбегаются. Поэтому пришлось собрать фары в условные группы и от каждой из них выбирать «делегата» на тест.

«Фары круглые» представляют тайваньские «Супер спорт FX-1160» и отечественная модель 10.3743, производства вязниковского предприятия ОСВАР. В группе «фары большие прямоугольные» опять конкуренция: осваровские 2201.3743 и китайские с длинным названием «Quartz halogen louvered fog light kit» — будем называть их коротко «Кварц». Это, так сказать, классика — привычная форма, обычный размер. Дальше — сплошной модерн и все — Тайвань.

«Маленькие прямоугольные фары» — миниатюрные изделия размером не больше сигаретной пачки — представлены тайваньским изделием «Сака плюс». Следующие фары — «комбинированные», где под небольшим овальным или прямоугольным стеклом скрываются две лампы, каждая со своим отражателем. Таковы «Сириус NS-169». Последние фары на 10 тыс. рублей превысили установленный ценовой барьер, но пройти мимо них мы не смогли. Противотуманные «Лазер» — тоже тайваньские, маленькие, с выпуклым стеклом-линзой, так называемого проекционного типа. Их линзы кажутся фиолетовыми из-за того, что специальное покрытие отражает синюю часть спектра, пропуская желтую. Поэтому белая лампа светит желтым светом.

Знакомство начнем с внешнего осмотра. «Азиаты», в отличие от российского товара, упакованы парами в яркие коробки, наши по старинке продаются поштучно «из ящика». Такой подход имеет свои плюсы: разбилась, например, одна фара — ей можно найти замену, не надо покупать новый комплект. По одной (и тоже в упаковке) продают лишь «Супер спорт». Они, кстати, единственные имеют пластиковые защитные крышки. К нашим фарам прилагаются 30-сантиметровые провода, упрятанные в кембрик с резиновым колпачком для защиты разъема. «Кварц» укомплектован мотком провода, пакетиком с мелочевкой (наконечники на провода, защитные колпачки, саморезы) и... выключателем, напоминающим те, что у каждого в доме на стене. Крепежные кронштейны есть у всех, а собственно крепеж — болты, гайки — у «круглых», «больших прямоугольных» и «Лазера».

Что касается качества изготовления, то отечественные фары покрупнее, но никак не грубее дешевых азиатских.

Ну ладно, мы обещали не акцентировать внимание на внешних признаках, поэтому перейдем к главному — какие как светят.

Известно, что конструкция и характеристики противотуманных фар должны удовлетворять строгим нормативам. Удовлетворяют ли? Специалисты НИИ «Автоэлектроника» помогли нам ответить на этот вопрос. Правила № 19 ЕЭК ООН, тот самый нормативный документ для «противотуманок», требует замерить освещенность в 20 стандартных точках. Замеры показали — «Супер спорт» не попадает в допустимые пределы в семи точках, «Кварц» — в двух, «Сака плюс» — в четырех, одна секция комбинированного «Сириус» — в 11 (!), другая — в четырех, «Лазер» — и тот дал сбой в одной точке.

А где же родные российские изделия? Их в «черном» списке нет, потому что они по этому параметру... полностью соответствуют требованиям ЕЭК ООН. И по всем другим, как оказалось, тоже. И сертификат соответствующий имеют. Вот так, на вид неказистые, зато вполне «европейские» — не придерешься!

Отечественный товар оказался в нашей коллекции эталоном. На его примере и посмотрели, как должна светить «правильная» противотуманная фара. Ее луч должен быть «плоским» и широким, с четко очерченной верхней границей — этакая горизонтальная линия. Тогда достигается противотуманный эффект.

Иноземцы, увы, смогли изобразить лишь подобие того, что надо, и то далеко не все. «Супер спорт» — внешне почти двойник российского ОСВАРа — изобразил на специальном экране страшную, вытянутую по горизонтали четырехногую кляксу, да еще с темным пятном посредине и горбом наверху. Именно из-за этого горба замеры и показали избыток освещенности в верхних точках. Кому предназначен этот свет? Зажмуривайте глазки, встречные водители! Да и самому «носителю» такой фары в настоящем тумане не сладко: лучи, направленные вверх, только ухудшают восприятие дороги (вспомните, какой эффект дает в тумане включение основных фар!).

«Кварц» выдал просто светлое пятно без видимых границ и очертаний — точно от карманного фонарика, причем плохого, потому что хороший все-таки луч фокусирует.

Маленькая «Сака плюс» старалась, как могла, но выдала на экран лишь небольшое, растянутое по горизонтали пятно. Четких границ нет, освещенность почти везде на нижнем пределе.

Одна секция «двойного» «Сириуса» расплывчатостью света напоминала «Кварц», другая попыталась реабилитировать соседку и даже дала намек на заветную верхнюю границу. К сожалению, только намек.

А как «Лазер», за который «переплатили» аж десять тысяч? Здесь получилось почти то, что надо, если бы над четкой верхней границей не красовалось еще одно, невесть откуда взявшееся, светлое пятно. Вдобавок в фаре стоит запрещенная стоваттная лампа. По закону такое изделие подлежит немедленной дисквалификации.

Выводы для тех, кто выбирает противотуманную фару как светотехнический прибор для определенных целей, а не как элемент доморощенного дизайна, предельно кратки. Патриоты — возрадуйтесь! Отечественная продукция заткнула за пояс «желтую сборку», причем по всем статьям. И если на «Бош», «Хеллу» или что-нибудь подобное денег не хватает, покупайте свое, российское — не прогадаете.

Отличить фару, соответствующую европейским требованиям, несложно. Все видели на рассеивателях фар букву «Е» и номер в круге — это и есть знак соответствия европейскому стандарту (см. рис.). Номер означает страну, где изделие прошло сертификацию. Россия в этом списке двадцать вторая. Но даже на российских фарах не обязательно должен быть номер 22: сертификацию можно проводить в любой, официально на это уполномоченной лаборатории за рубежом.

На фаре есть и другая интересная информация. Вернемся к рисунку: 02 — это так называемая серия поправок. Время идет, требования меняются, в правила вносятся поправки. По этому номеру определяют, насколько «свежим» правилам соответствует изделие. Следующая за серией поправок буква — категория прибора. «В» — противотуманные фары. Последняя цифра — номер сертификата.

Означает ли наличие на рассеивателе знака о сертификации стопроцентную гарантию качества? Подделать, конечно, можно все, но можно пойти и своим, оригинальным путем. Например, не ставить знаки о сертификации на... сертифицированный товар. Родной ОСВАР со своими фарами так и поступил. Почему? Да кто ж ее поймет, загадочную русскую душу!

Между прочим, фары мы покупали с рассеивателями двух цветов — белого и желтого. Есть в продаже «противотуманки» и с красно-бурыми стеклами. Так вот, имейте в виду, что такой цвет стандартом не предусмотрен — только желтый и белый!

«Супер спорт» (Super sport) FX-1160, Тайвань.

Фары 10.3743. Россия, ОСВАР.

Фары 2201.3743. Россия, ОСВАР.

«Кварц» (Quartz), Китай.

«Сака плюс» (SACA PLUS) NS-175, Тайвань.

«Сириус» (Sirius) NS-169, Тайвань.

«Лазер» (Laser), Тайвань.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии