Заграница нам поможет

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

]

РЫНОК

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

Народная мудрость гласит: «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Намек на невыгодность различного рода коммерческих сделок, несущих большие накладные расходы. Однако сегодня автомобиль отечественного производства порой выгоднее покупать «там», несмотря на уверения поговорки. Читайте заметки нашего корреспондента Игоря ЛАГУТИНА, побывавшего в Финляндии.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Собрались мы как-то с друзьями прокатиться в Финляндию, себя показать и людей посмотреть.

В целях экономии двое из отправившихся в турне намеревались приобрести отечественные машины — дошли слухи, что в Финляндии они дешевле. Опередив события, хочу сообщить: это оказалось чистой правдой, а знакомые увезли из страны Суоми «девяносто третью» с карбюратором и еще одну — с впрыском.

Правда, будучи бедными, но гордыми, мы совершили массу глупейших ошибок, которые в итоге сократили экономическую выгоду. Сначала подвела уверенность в том, что нас ожидают в магазине, торгующем машинами ВАЗа, с распростертыми объятиями. Позвонив по международному телефону и выяснив, что «жигули» и «самары» «в ассортименте», мы успокоились и две недели занимались своими делами в ожидании визы. А когда в Финляндии добрались до магазина, выяснилось, что большинство автомобилей уже либо проданы, либо заказаны. Среди трех десятков «жигулей», «самар» и «нив», стоявших на смотровых площадках, пришлось довольствоваться выбором всего из... трех автомобилей. И это был заключительный акт борьбы с многочисленными трудностями.

В начале же поисков были, как нередко случается, иллюзии. Решив, что чем дальше на север, тем меньше конкурентов (читай — соотечественников), мы понеслись в Тампере, где, по «самым достоверным сведениям» и собственному опыту, знали, есть магазин, полный «жигулей». Магазин никуда не делся, но искомых автомобилей не оказалось, да и цены не вселяли оптимизма. Не обнадежили и долгие переговоры по телефону с другим магазином этой же фирмы, но в Лаппеэнранте. Посовещавшись, все же решили не отступать от цели и рискнули отправиться в путь. От Тампере до Лаппеэнранты около трехсот километров, самый дешевый «95-й» бензин стоит в Финляндии от 5,29 до 5,54 марки за литр ($1 = 5,13 «фимок»). Решили приплюсовать расходы к стоимости авто. Через три с лишним часа езды, уже в Лаппеэнранте, выяснилось, что магазин, действительно, работает до пяти часов, как нам сказали по телефону, вот только мастерская, в которой хранятся ключи от автомобилей, закрывается в половине четвертого... Покрутившись вокруг недоступных машин — новеньких и блестящих, с полиэтиленовыми пакетиками на «дворниках», — и совершив свой скромный выбор (те самые две из трех), мы сели в машину и поехали восвояси — за 180 километров. На следующий день, встав пораньше и поругав себя за несообразительность (проще было остаться и снять гостиницу в Лаппеэнранте, чем ездить туда-сюда), мы в страхе опоздать отправились обратно в магазин. В этот день все прошло гладко, если не считать гонок по финским дорогам с риском нарваться на штраф.

ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ

В результате всех приключений мы сделали выводы, которые, надеюсь, небесполезны и для других.

1. Необходимо четко оговаривать с продавцом по телефону срок приезда и все параметры автомобиля, вплоть до цвета — тем более, что в Лаппеэнранте менеджер по продажам российских автомобилей говорит по-русски.

2. Попробуйте выяснить счет и прочие реквизиты банка — возможно, вам удастся оплатить покупку автомобиля дома, дабы не таскать кучу денег через границу и не терять при обмене долларов на марки (эта сумма может быть внушительной).

3. Знайте, что основные операции, а именно оформление «такс фри», без которого покупка автомобиля теряет смысл, заканчиваются в одиннадцать ноль-ноль.

4. Покупая автомобиль, помните, что не в интересах финнов вас обмануть, но все же ошибки бывают, поэтому приведу список того, что вы должны иметь на руках, выйдя из магазина.

а) Транзитный документ: состоит из пяти копий (листов), по правой стороне каждой из которых есть цветная маркировка: голубая пунктирная, голубая сплошная, красная пунктирная, зеленая пунктирная, желтая пунктирная. Подлежит сдаче на финской таможне.

б) Справка-счет.

в) Страховое свидетельство (стоит 50 марок).

г) Гарантийный сертификат, по которому вы в течение полугода или 20 000 км пробега можете предъявить претензии продавцу.

д) Номерные знаки (металлические), подлежат сдаче финской таможне.

е) Ключи от машины.

ж) Почтовый конверт с письмом магазина «Самому себе». Его необходимо отправить в адрес продавца после прохождения финской таможни — как подтверждение того, что вы пересекли границу. Ящик для подобных писем находится прямо у выхода из здания таможни. Это письмо станет как бы залогом вашего права на гарантийное обслуживание машины.

5. Изучите возможность покупки автомобиля через российские фирмы, которые, выступая в роли посредников, принимают деньги на территории России. Их объявления вы можете найти в газетах.

Переехав нейтральную полосу и оказавшись в России, вы неизбежно упретесь в очередь жаждущих ввезти автомобили. Теперь, после открытия нового таможенного поста переход границы на зарегистрированной машине занимает 30–40 минут, а вот оформление ввозимой машины может растянуться на долгие часы. Особенно если вы попали «под паром», который привозит в Хельсинки перегонщиков из Европы. Чтобы избежать этого, изучите график прихода паромов в Хельсинки и Турку.

ЧТО МЫ ВЫГАДАЛИ

Пройдя паспортный контроль на российской таможне, будьте готовы к тратам: 35 000 рублей за оформление документов и еще непонятный сбор: 13 000 рублей с одного человека, 18 000 — с двух и т. д. В чеке, который вам дадут, будет значиться: «Целевой сбор», но о самой цели — ни слова.

И, наконец, о ценах (в американских долларах): VAZ 2107 1,5 L — 4600; VAZ 21074 1,6 SL — 4600; VAZ 21074 (5-ступ.) 1,6 SL — 4700; VAZ 21213 1,7 — 4700; VAZ 21053 1,5 L — 3700; VAZ 21043 1,5 S — 4700; VAZ 21043 1,5 S — 4700; VAZ 21083 1,5 (3-дв.) — 5300; VAZ 21093 1,5 (5-дв.) — 5600; VAZ 21099/">VAZ 210990 1,5 — 6600; VAZ 21099/">VAZ 210993 1,3 — 5800; VAZ 21044i 1,7i — 5100; VAZ 21214 1,7i — 5100; VAZ 21083i 1,5i (3-дв.) — 5700; VAZ 21093i 1,5i (5-дв.) — 6000; VAZ 21099/">VAZ 210990i 1,5i — 7000.

Цены и правда смешные, особенно если учесть, что в них включены оформление всех документов и выдача номерных знаков. Все автомобили прошли предпродажную и антикоррозионную подготовку, на них установлены передние локеры (почему-то финны задние локеры ставят редко). Цены даны на 3.06.1997. Для оформления в России необходимо уплатить 1 ЭКЮ за 1 см3 двигателя (примерно 1,2 доллара США), поэтому не забудьте прибавить эту цифру.

В сумме «экономия», если не учитывать расходы на жилье, еду и долгие поездки из города в город, вышла такая. На покупке VAZ 21093i цвета «металлик» (плюс $200) выгадали около 600 долларов. Правда, аналогов в питерских салонах нет и расчет, возможно, занижен. VAZ 21093, также «металлик», получился дешевле, чем в салонах Петербурга, примерно на $900. Оформление документов на выезд и проживание в коттедже (в среднем на одного человека) вылилось в $100 плюс-минус $5.

Что касается таможенного оформления, то, вопреки разговорам и страшным рассказам, вся процедура заняла около трех часов.

Почему российские машины так дешевы в Финляндии? Даже самые дешевые обойдутся финну примерно $10 000 (из-за разнообразных наценок и пошлин). Сравните: новейший «ФИАТ-Браво 1.4 12V» стоит примерно 12600 долларов США. Россияне же, покупая машину на вывоз, пользуются так называемым «такс фри», то есть не платят местные поборы. Напрашивается вывод, что договоры между финскими дилерами и заводом в Тольятти заключены, но продажи «жигулей» внутри Суоми мизерны и «план по продажам» выполняют, в основном, вездесущие россияне. Если не случится пересмотра таможенных тарифов или договоров завода-изготовителя с дилерами, то есть шанс, побывав в Финляндии, приобрести машину по сходной цене.

Фото автора

Вот они, новенькие и недоступные, с «дворниками» в полиэтиленовых мешочках.

Транзитные номерные знаки, которые придется оставить на финской таможне.

ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ МОРОЗОВ

Его пригласили в редколлегию «За рулем» в 1988-м. Разгар перестройки, омоложение руководящих кадров — шутка сказать, первый замминистра автопрома в 42 года! Такого не было, пожалуй, с довоенной поры. Не только в министерских коридорах, но и в нашей редакции сразу отметили: доступен, открыт для общения, заинтересован в сотрудничестве отрасли с прессой. Кстати, он сам был главным редактором отраслевого журнала «Автомобильная промышленность» и сумел заметно изменить к лучшему его лицо. В редколлегии ЗР Морозов, в отличие от многих предшественников, не был свадебным генералом: активно обсуждал материалы, не уклонялся от острых тем и вопросов, с готовностью помогал в конкретных делах. Осенью 1988-го «зарулевский» экипаж на серийном VAZ 21093 промчался от Москвы до Лиссабона за 46 часов — этот рекорд едва ли состоялся бы без энергичной поддержки Морозова.

Энергия, впрочем, есть у многих — сосредоточить ее, направить в полезное русло умеют далеко не все. Морозов — умел и был по натуре бойцом (недаром имел первый разряд по боксу). Настойчиво и хорошо учился; после автомеханического техникума в 1964-м пришел на ЗИЛ мастером. Продолжил учебу на вечернем отделении МАМИ, отслужил в армии. За 15 лет прошагал от рядового конструктора до главного инженера — первого заместителя генерального директора ЗИЛа. В ту пору лучшей школой управления считали производство, и приглашение на высокую должность в Минавтопроме было естественным продолжением карьеры.

Потом министерство стало холдингом, объединения — акционерными обществами. Морозов вернулся на ЗИЛ, где положение усложнялось день ото дня. Приходилось не только управлять производством, но и отстаивать свои взгляды на будущее завода перед теми, кто видел его совсем иначе. В последний год жизни Морозов руководил ВАО «Автоэкспорт» — в обстановке, казалось бы, более спокойной. Но перегрузки, физические и психологические, дали себя знать: сердце, операцию на котором он перенес в 1991 году, не выдержало. Валентин Павлович не дожил до 52-х: о таком говорят «в расцвете сил». Что же, он немало успел, а главное, оставил по себе добрую память у тех, кто знал его и работал с ним.

Редакция «За рулем»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии