Кнопки и клавиши

КНОПКИ И КЛАВИШИ

]

РЫНОК

КНОПКИ И КЛАВИШИ

Покупая, не ошибись

О многообразии моделей переключателей и выключателей рассказывает Антон УТКИН, продолжая тему рынка электрооборудования (см. ЗР № 6, 7, 8 за этот год).

Группы: 3709 — «Переключатели»;

3710 — «Выключатели»; 3720 — «Выключатели сигналов торможения» и 3737 — «Выключатели „массы“.

Большинство изделий этих групп разработано не один десяток лет назад, о чем говорит старое, буквенно-цифровое обозначение (П — переключатель, В — выключатель). Как показывает опыт, они надежнее современных. Последние — удобнее, красивее, травмобезопасны, идеально сочетаются с панелями приборов, но при этом отказывают гораздо чаще вследствие износа пластмассовых деталей и ослабления пружинных контактов.

Переключатель, как правило, имеет не менее трех выводов, один из которых может быть попеременно замкнут на любой из остальных или вообще иметь несколько электрически независимых контактных групп с общим механическим приводом. У выключателя обычно не более двух положений и два вывода (если один, то второй соединен с корпусом). Оба вида приборов относительно просты в изготовлении, поэтому из обширной номенклатуры электроприборов их делает наибольшее число заводов. Перечислю сразу все, указав и новые, еще не прижившиеся названия тех заводов, которые их поменяли.

ПЗА (Псков, ныне АО «Авар»); ЛЗА (Санкт-Петербург, ныне АО «Автоарматура»); ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.); ОКТАП (Октябрьский, Башкирия, ныне АО «АПРИ»); СОАТЭ (Старый Оскол, Белгородская обл.); ВЗОА (Вязники, Владимирская обл., ныне АО «ОСВАР»); АЭП (Рига, ныне RAR).

Особняком стоит ПО «Точмаш» (Владимир). Это государственное предприятие с 1967 года выпускает весьма широкий перечень автомобильных приборов, но не упоминалось в каталогах электрооборудования, поскольку подчинялось не Минавтосельхозмашу, а закрытому ведомству.

Теперь — о видах переключателей и выключателей по назначению. Учитывая, что эти приборы относительно недороги, цены приводить на этот раз не будем.

Самые сложные и дорогие — так называемые подрулевые переключатели, управляющие работой световых приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей и иногда звукового сигнала. Для отечественных легковых автомобилей, кроме «Волги», их делают заводы АЭП, «Точмаш» и немного — ОКТАП. Двухрычажные семейства П-135, которыми раньше комплектовали VAZ 2101, 2102 и все классические «москвичи» (с 1976 года), теперь применяют только на автомобилях ИЖ (кроме 2126).

Трехрычажные типа 12.3709 (модификации 123., 124., 125., 129.) бывают как с металлической трубой, так и без нее. Применяются они на VAZ 2103... 2107, 2121, «Оке», «Таврии», «Запорожце» и «Москвиче-2140-Люкс». И, наконец, двухрычажный многофункциональный переключатель 68.3709, освоенный когда-то заводом АЭП по итальянской лицензии, применяется на машинах семейства VAZ 2108, 2109, «Москвиче-2141», «Таврии-Люкс», Izh 2126. Сейчас в продаже чаще встретишь переключатели производства «Точмаша» — они дешевле. Помимо подрулевого 68.3709 в сборе, отдельно продают и его модули: левый — 69.3709 и правый — 70.3709.

Подрулевые переключатели для всех остальных наших автомобилей делает завод ЛЗА. В его программе — как допотопные П-105 и П-110 (для ГАЗ-52, ЗИЛ-130, УАЗ, которые также выпускает и завод ОКТАП), управляющие только указателями поворота, так и современные многофункциональные для КамАЗов и автобусов. Но большинство из выпускаемых — раздельные, независимые переключатели, устанавливаемые на рулевой колонке слева или справа. «Волговские» П-149-01 и 241.3709 подходят только к «волгам», выпущенным после 1985 года. А универсальные из семейств 40.3709 и 66.3709 — почти на все современные грузовики — от «Газели» до КрАЗа.

Практически все клавишные переключатели и выключатели также выпускает ЛЗА. В их обширной номенклатуре можно выделить изделия трех поколений. Первое, появившееся в начале 70-х годов на автомобилях ВАЗ, включает приборы ВК-134, ВК-343, П-147, П-150. Они и по сей день применяются на «жигулях», «волгах», грузовиках и автобусах, а модификации различаются количеством выводов, положений и символами на клавишах.

Второе поколение — «клавиши» с подсветкой, появившиеся в конце 70-х на VAZ 2105. В эти семейства (26.3710 и 72.3709) входит множество модификаций, применямых на современных автомобилях для включения различных потребителей. Все «клавиши» этих двух поколений относительно взаимозаменяемы: если количество положений и выводов данного прибора вам достаточно, его всегда можно поставить вместо штатного — посадочные размеры стандартны.

И третье поколение — малогабаритные «клавиши». Самая распространенная из них — 581.3710, впервые появившаяся на VAZ 2108 (центральный выключатель освещения), а затем на всех последующих моделях ВАЗ, включая 2110. Малогабаритные «клавиши» последних двух семейств — 77 и 82 ставят на новую «Волгу» GAZ 3110 и павловские автобусы.

Современные кнопочные выключатели с подсветкой и фиксацией кнопки в нажатом положении, освоенные заводом ПЗА (семейство 37.3710), появились впервые на VAZ 2108, а затем на «Москвиче-2141», «Таврии» и Izh 2126. Важное их отличие от выключателей прежних разработок — переход на выводные штекеры нового международного стандарта — шириной 2,8 мм вместо прежних 6,3.

Как показал опыт, псковские «кнопки» оказались удобнее питерских «клавишей» — последние оправданны лишь для приборов с тремя положениями. Впрочем, вместо одной такой «клавиши» «Москвич» и ЗАЗ применяют два кнопочных выключателя — на «москвичах» и «тавриях» только такие. Сейчас ПЗА выпускает «кнопки» четырех семейств и десятков модификаций: 37.3710, 371.3710, 38.3710 и 381.3710, применяемых на легковых автомобилях и автобусах. Среди них выключатели как с фиксацией, так и без, с подсветкой и без и т. д. Качество псковских «кнопок» признано и в Европе — именно ими комплектуют панели приборов для автомобилей «Ауди».

Большую группу вытяжных переключателей старых моделей (П-38, П-44, П-300-П-312) выпускают заводы ЛЭТЗ и ОСВАР. Ими комплектуют автомобили «Волга», «Газель», УАЗ, ИЖ, а также грузовики и автобусы. Те, кто ездит на «Жигулях», считают такие переключатели верхом архаизма. Между тем, именно «вытяжной» наиболее удобен, чтобы быстро включить наружное освещение «вслепую». Одно дело — обхватить одиноко торчащую кнопку и потянуть ее на себя и совсем другое — долго тыкать пальцами в «торпедо», нащупывая не только нужную клавишу, но и нужное ее плечо. Не случайно вытяжные переключатели широко применяются на современных американских автомобилях. Европейские же требования к пассивной безопасности заставили «очистить» панель от жестких, выступающих над ее поверхностью ручек.

Из переключателей поворотного типа упомянем 63.3709 производства ПЗА. Он имеет четыре положения и применяется на современных автомобилях нескольких заводов для управления электровентилятором отопителя.

Выключатели аварийной сигнализации делают заводы ПЗА и ЛЗА. На тех автомобилях, где стоят кнопочные выключатели семейства 37.3710, его роль выполняет один из них. На всех прочих применяется единый универсальный включатель 24.3710 с круглой кнопкой и с расположенными по окружности 6,3 мм штекерами. До середины 80-х годов единым выключателем аварийной сигнализации был крайне неудачный вытяжной ВК-422. Его трубчатый пластмассовый шток легко отламывался.

К группе 3710 относятся и так называемые «лягушки» — выключатели, приводимые не рукой водителя, а каким-либо механизмом автомобиля. Например, выключатели света заднего хода, герметичные шариковые ВК-403 и ВК-418 имеют резьбу М16х1,5. У первого — винтовые контакты, у второго — штекеры шириной 6,3 мм. Существует несколько модификаций с разным усилием включения, которые, в принципе, взаимозаменяемы. Применяются они на всех отечественных автомобилях, за исключением тех, что приведены ниже, и «Жигулей» с пятиступенчатой коробкой передач.

Выключатель ВК-415 (резьба М14х1,5) применяют в четырехступенчатых коробках «Жигулей» и в качестве «лягушки» стоп-сигналов на классических «москвичах».

«Лягушку» 55.3710 применяют в коробках передач «Самары», «Оки» и «Москвича-2141». У нее резьба М14х1,5 и штекеры шириной 2,8 мм. Все три выключателя делают заводы ОКТАП и «Точмаш».

Выключатели «массы» (группа 3737) относятся к тем приборам, которые автолюбителю приходится устанавливать самостоятельно. Раньше в продаже было множество полукустарных конструкций: винтовые, флажковые, электромагнитные и т. д. Сейчас стоит поставить надежный выключатель «массы» ВК-318Б производства СОАТЭ в прочном металлическом корпусе с поворотной рукояткой. Он применяется на грузовиках и автобусах многих заводов. Прежняя кнопочная модель СОАТЭ, которая еще встречается в продаже, менее удобна — усилие нажима довольно велико.

В заключение — несколько советов тому, кто будет подбирать выключатель для какого-либо нештатного прибора в машине (дополнительные фары, плафоны, вентиляторы и т. д.) или для модернизации схемы электрооборудования («секретки», сигнализации и пр.). Прежде всего надо учесть ток нагрузки — он не должен превышать номинального для данного выключателя. Если на корпусе ток не указан, ориентируйтесь на назначение выключателя. Скажем, применять в цепи противотуманных фар по 55 Вт каждая выключатель освещения комбинации приборов неразумно — его контакты, рассчитанные на небольшой ток, быстро обгорят.

Для подачи питания на всевозможные потребители очень удобны вытяжные переключатели, о которых говорилось выше. Они обычно имеют три положения, несколько выводов и рассчитаны на ток 10 А. Такой очень просто установить на панели приборов — достаточно просверлить одно отверстие. Очень надежны ножные переключатели П-39 и П-53А (производство ОСВАР), применяемые на грузовиках. Их номинальный ток — 10 А, но, как показывает опыт, они выдерживают и вдвое больший.

Еще более надежны и очень удобны (хотя не слишком изящны) «неавтомобильные» тумблеры, которые выпускают предприятия радиоприборостроения. Они, как правило, рассчитаны на напряжение 220 В и поэтому имеют добротные металлические механизмы для скоростного отщелкивания контактов, снабженные стальными пружинами. Очень часто их выводы рассчитаны на соединение с проводами пайкой, что дает абсолютно надежный контакт. А разъемы проводов можно сделать и на некотором расстоянии от выключателя — это даже удобнее. Многие тумблеры для приборов имеют две, четыре и более пар контактов. Соединяя их параллельно, мы соответственно увеличиваем максимально допустимый ток выключателя. Продаются такие тумблеры в магазинах радиодеталей и на радиорынках.

«Клавиша» из Санкт-Петербурга.

«Кнопка» из Пскова.

Эмблемы заводов электрооборудования (слева направо): ПЗА, ЛЭТЗ, СОАТЭ, «Точмаш».

Вытяжной переключатель из Вязников.

Выключатель «массы» из Старого Оскола.

Надежные тумблеры от радиоприборов.

Эмблемы (старые и новые) заводов электрооборудования: ЛЗА, ОКТАП, АЭП, ВЗОА.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии