Двигателям в "бауманском" — 90!

ДВИГАТЕЛЯМ В «БАУМАНСКОМ» — 90!

]

БЫЛОЕ

ДВИГАТЕЛЯМ В «БАУМАНСКОМ» — 90!

Мы часто и справедливо сетуем, что промышленность наша отстает, продукцию выдает далекую от мирового уровня. Это верно — и тем более удивительно, ведь в перспективных исследованиях занято немало светлых голов, да и в идеях недостатка нет. Наш сегодняшний разговор —

об одной из отечественных научных школ, родившейся еще девяносто лет назад. Об основных вехах на этом пути расскажет ее ученик — и наш коллега — Игорь ТВЕРДУНОВ.

Начало нашего века. Двигатель внутреннего сгорания уже вырос из ясельного возраста и перестал восприниматься как нечто диковинное. ДВС работают на заводах и на многих видах транспорта, давно изобретен дизель. Развитие новой технической отрасли требует прикладных исследований, нужны новые теории и расчетные методы. Россия не желает оставаться в стороне от прогресса: в 1906–1907 годах в Механической лаборатории Императорского Московского Технического Училища (ИМТУ) появляются первые экспериментальные установки с двигателями внутреннего сгорания, начинается исследовательская работа.

Так девяносто лет назад в стенах нынешнего «Бауманского» была заложена основа отечественной науки о двигателях. Инициатором выступил известный ученый-теплотехник Василий Игнатьевич Гриневецкий. Закончив в 1896 году ИМТУ, уже через четыре года он профессор, а с 1914-го — ректор училища. Начав свою деятельность с проектирования машин, он вскоре полностью посвятил себя теплотехнике.

С именем Гриневецкого связано начало планомерного исследования рабочих процессов паровых машин и двигателей внутреннего сгорания. В 1905 году им разработана схема расчета котлоагрегата, год спустя — теория экономики рабочего процесса паровой машины. В 1906 году Гриневецкий предложил использовать ДВС на локомотивах и разработал двухтактный двигатель двойного действия для тепловоза, который был построен три года спустя и успешно прошел испытания. С 1907 он читал в Техническом Училище курс «Двигатели внутреннего сгорания». А далее...

Откроем Большую Советскую энциклопедию: «Великую Октябрьскую социалистическую революцию встретил враждебно....Пытался доказать, что восстановление и развитие отечественной промышленности невозможно без реставрации капиталистического строя и без привлечения иностранного капитала». Талантливый человек, он предвидел пути развития не только тепловых машин, но и промышленности и общества в целом.

В девятнадцатом году Василий Игнатьевич умер — одна из эпидемий, бушевавших в стране в те тяжкие годы, не обошла его стороной. Ученый оставил после себя немало научных трудов, в том числе первый в мире тепловой расчет двигателей внутреннего сгорания, основные положения которого используются по сей день. Остались и ученики. Начав эксперименты с ДВС, Гриневецкий привлек к работе тогда еще молодых сотрудников Евгения Карловича Мазинга и Николая Романовича Брилинга. Много позже они стали известными профессорами, корифеями, которые положили начало советской школе науки о двигателях. Е. К. Мазинг руководил испытаниями промышленных двигателей, занимался газовыми двигателями и газогенераторами. Имя Н. Р. Брилинга известно всякому, кто интересуется историей отечественного автомобиля. Он первым в стране начал исследования в области автомобильных карбюраторных моторов, разработал теорию рабочего процесса такого ДВС. Потом было участие в работе над первыми тепловозами, разработка одного из первых отечественных автомобильных дизелей.

Научная школа, основанная Гриневецким, постепенно развивалась и крепла. С 1936 года в МВТУ существовали две кафедры близкого профиля: «Двигатели внутреннего сгорания» и «Легкие двигатели», которую позднее переименовали в «Двигатели боевых и транспортных машин» — военная тематика никогда не была чужда Училищу. Во время войны, в эвакуации (в Ижевске) разрабатывали газогенераторные установки — жидкого топлива стране остро не хватало.

На кафедрах (их вскоре объединили в одну) занимались исследованием и усовершенствованием рабочих процессов дизелей, двухтактными двигателями и двигателями нестандартных схем. Чуть позже появилось еще одно актуальное направление, ставшее отдельной кафедрой — «Двигатели летательных аппаратов». Работы по применению альтернативных топлив, совершенствование расчетных методов, исследования прочности, колебаний, теория автоматического регулирования — трудно даже перечислить все, что до сих пор охватывают интересы специалистов «Бауманки». Вряд ли есть такая область науки о двигателях, в которой старейшая специализированная кафедра не оставила своего следа.

Сегодня? Давайте не будем о грустном. Старейшей российской кузнице «моторных кадров», которая выпустила более полутора тысяч инженеров, 90 кандидатов и 19 докторов наук, взрастила восемь лауреатов Государственной премии, шесть академиков и членов-корреспондентов, исполняется 90 лет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии