Путешествие в прошлое

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

]

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Сергей ЭКОНОМОВ

Фото автора

Грандиозное шоу классических автомобилей состоялось в одном из крупнейших городов Германии — Эссене. Выставку «Техноклассик Эссен» устраивают уже девятый год подряд. Нынешняя проходила под девизом «Сто лет автомобилю из Англии». Чем отличились англичане? Оказывается, в нынешнем году отмечается целых тридцать юбилеев — 90 лет «Роллс-Ройсу», 75 лет «Остину», 70 — «Бентли», 35 — «Триумфу», 25 лет «Ягуару-Х» и другие знаменательные даты. Все перечисленные марки — английские. Разумеется, машины этих фирм были показаны в Эссене.

Впервые выставка состоялась в 1989 году и занимала лишь четыре зала. Тогда ее посетило 30 тысяч человек. В 1997 году она разместилась в 17 залах и объединила 770 фирм из разных стран, а посетителей было более 120 тысяч, со всех концов мира. Пожалуй, она стала самой крупной подобной выставкой в Европе. В этом году показали рекордное количество автомобилей — около двух тысяч.

Более 100 дилеров и 120 частных продавцов предлагали старинные машины и мотоциклы, среди них — восьмилитровый «Бентли», «Альфа-Ромео-8С2300», «Бугатти-35», «Порше-550А», «Роллс-Ройс-Сильвер Гоуст», «Мерседес-SS» и «Мерседес-540К».

Машины стояли, как дорогие слитки, сверкая полированными поверхностями и множеством хромированных деталей. Каждая притягивала к себе, словно магнит, и я подолгу стоял очарованный. Ведь передо мной были ценнейшие экземпляры, привезенные из многих стран, более чем ста клубов, музеев и частных коллекций.

На выставку съехались профессионалы, имеющие свои реставрационные мастерские, обладатели необычных старинных автомобилей, а также те, кто хотел приобрести один из таких экипажей.

В этом году провели конкурс на лучшую клубную экспозицию с участием международного жюри. Первый приз — 2500 марок.

Шесть клубов «Ситроен», объединившись, образовали целую улицу из машин — так отпраздновали 70-летний юбилей «Ситроена» в Германии. Привлек внимание необычный стенд международного клуба СААР. Среди американских «паккардов» стоял наш ЗИС. Я даже испытал некоторую гордость. Как выяснилось, машина очень редкая — бронированная. Говорят, таких выпустили всего 38 штук, по заказу И. В. Сталина.

А предыстория такова. Когда на основе американского «Паккарда» серии 180 у нас в стране спроектировали ЗИС-110, специальный конструкторский отдел получил задание разработать бронированные машины ЗИС-115 для высшего эшелона советской власти. Берия лично отвечал за выполнение спецзаказа.

В 1953 году Сталин намеревался посетить Польшу, куда и была переправлена одна из этих машин. Но поездка не состоялась, и автомобиль по распоряжению вождя передали Председателю ЦК ПОРП Болеславу Беруту. Тот в 1956 году умер, и до 1984 года на машине никто не ездил. Когда родился план создать в Польше технический музей вооруженных сил, автомобиль передали в распоряжение Польской народной армии. Но до постройки музея дело так и не дошло, а ЗИС-115 продали частному лицу.

Особенно ценно, что все детали на машине «родные». Новый владелец провел лишь незначительную реставрацию: отполировал кузов, отхромировал потускневшие детали. За рубежом сохранилось еще три таких автомобиля: в музеях Риги, Женевы и в КНДР — подарок Ким Ир Сену.

В нынешнем году интернациональный клуб СААР, в котором состоит и хозяин этого ЗИСа, впервые выставил машину на всемирном шоу в Эссене. Она вызвала большой интерес у посетителей, поражая громоздкостью конструкции, небывалой толщиной кузова, особенно дверей, где это заметнее всего. Диаметр колес больше, чем на обычном ЗИС-110, поэтому проемы увеличены; тормозная система тоже модернизирована, так как быстро остановить такую махину нелегко. (О ЗИС-115 см. также ЗР, 1993, № 5 — ред.)

Автомобиль продавали, и несколько человек намеревались его приобрести. Я поинтересовался ценой, но хозяин отказался вести со мной разговор на эту тему. Может, его насторожило, что я из России, а может, дух Сталина витал даже на выставке? Но тщеславие взяло верх — и владелец необычного лимузина разрешил мне посидеть на мягком, широком диване, на котором сиживал в поездках отец народов. И когда я, расположившись на нем, закрыл массивную дверь, накинул страховочную цепочку, специальным реечным домкратом, вмонтированным в дверь, поднял пуленепробиваемое стекло толщиной 75 миллиметров (обычные стеклоподъемники не в состоянии справиться с этой работой), в полной тишине стало жутковато. Выставочная суета и мелькание людей снаружи показались мне такими далекими.

Символично выглядело и оформление этого стенда: черная семитонная махина недвижно стояла на желтой осенней листве, как бы знаменуя закат целой эпохи.

Но были на выставке и смешные, порой даже курьезные вещи. На одном стенде привлекал внимание «Трабант» 1969 года. Таких с ноября 1959-го по апрель 1991-го в Цвиккау было выпущено более трех миллионов. Жители ГДР копили деньги и помногу лет ждали своей очереди, чтобы купить маленькую, не очень-то удобную машину. Возможно, воспоминание об этом подвигло одного из владельцев собрать 165 банкнот и 2355 монет разных стран (24 человека пожертвовали ему некоторые суммы) и оклеить ими машину снаружи и внутри. Даже решетка радиатора и приборы были обрамлены монетами. Экспонат привлекал посетителей не меньше, чем огромные лимузины, вызывая улыбку, а кое у кого и недоумение — стоило ли латать дыры старого автомобиля денежными купюрами? Впрочем, чего не сделаешь для любимого детища!

Более 50 реставрационных фирм демонстрировали свое мастерство. Обращал на себя внимание стенд, где показывали, как восстанавливают первоначальный вид машины. Она стояла как бы раздетой, и посетители видели железную раму с колесами, а на ней — сложный деревянный каркас, словно на старинной карете, на который крепили металлическую обшивку корпуса.

Многие посетители останавливались у развала антикварных вещей под многообещающим названием «Сувениры из прошлого». Здесь можно стоять часами, разглядывая диковинные, порой неизвестно для чего предназначенные, детали. Впрочем, об этом расскажут многочисленные справочники и пособия, которые здесь продавались. Правда, цена такой литературы завышена, показалось мне, раз в десять — что называется, на любителя... Но как ему обойтись без нужной информации?

Пользовались большим спросом и аудиокассеты со «звуками» заездов на гонках формулы 1 и записями рева моторов классических машин. И все это покупали, хотя «звуки» стоили тоже недешево.

Говорят, однажды какой-то заядлый коллекционер додумался выставить на продажу небольшие надувные шары, заполненные выхлопными газами особо известных и дорогих автомобилей. Но это, скорее, шутка.

Отдельная тема — аксессуары и стильная одежда первой половины века, когда демонстрируемые машины еще ездили по дорогам. Тут и кожаные куртки, и шлемы с очками, и краги, и накидки, и саквояжи с кофрами, и корзины с посудой для пикников, и многое, многое другое. А рядом полки были уставлены крышками радиаторов со всевозможными эмблемами и скульптурками. Вот голова индейца — эмблема автомобилей «Понтиак», вот фигурки, отлитые из стекла, в виде птиц, лошадей и даже летящей саранчи. На одном стенде я неожиданно встретил... оленя с «21-й» «Волги», цена — 300 марок! Рядом — знаменитые сатирические статуэтки английского скульптора Сайкса, датированные 1903 годом, а также «Дух экстаза» в образе девушки. Фигурка была создана в 1911 году и, по словам автора, «избрала своим любимым времяпрепровождением полет над дорогой, а чтобы отдохнуть в свежести воздушных струй под мелодичный шелест своей накидки, ненадолго пристроилась на носу автомобиля „Роллс-Ройс“. Тысячи статуэток на радиаторах „роллс-ройсов“ — лучший памятник погибшей на корабле после торпедной атаки в 1915 году мисс Элеоноры Торнтон, которая послужила моделью для скульптора Сайкса.

Что и говорить, прекрасная выставка в Эссене — это не только возвращение в прошлое, без которого нельзя по достоинству оценить настоящее. Она еще очень полезна многочисленным коллекционерам и реставраторам.

Такими были когда-то «мерседесы»: мощная стальная рама, деревянный каркас.

Марка «Бугатти» прославилась спортивными, гоночными и прогулочными машинами, которые были сделаны очень тщательно и стоили дорого.

«Испано-Сюиза» — эмблема соответствует названию, на ней — флаги Испании и Швейцарии.

«Форд» — автомобиль «для широких слоев населения».

ЗИС И. В. Сталина. Хорошо видна рукоятка реечного домкрата, которым поднимали пуленепробиваемое стекло.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии