Герои страны "ралликарии"

ГЕРОИ СТРАНЫ «РАЛЛИКАРИИ»

]

СПОРТ

ГЕРОИ СТРАНЫ «РАЛЛИКАРИИ»

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Фото агентств DPPI и POOL

Чего только не пережил в последние годы чемпионат мира по ралли! Изменения правил соревнований и чехарду с количеством гонок в сезоне, введение новых категорий автомобилей и обещания упразднить старые, бессмысленную дискредитацию легендарного ралли «Монте-Карло» и скандальную дисквалификацию «Тойоты». Всего, пожалуй, не перечислишь. Однако стоявшая за этим изобретательная Международная автомобильная федерация (ФИА), похоже, добилась своего — чемпионат наконец-то обрел желанную остроту, а его этапы — непредсказуемость.

Зимой законы многострадального чемпионата опять основательно «перетряхнули». Появился новый класс машин — «Уорлд ралли кар» (то есть «мировой раллийный автомобиль», сокращенно WRC). Командам, мечтающим о титулах, придется теперь посетить 14 запланированных этапов (в прошлом году было всего 9). Трех или более пилотов на гонку, что допускалось ранее, заявить уже нельзя — только двоих. Новая система начисления очков позаимствована у формулы 1: победитель гонки получает 10, второй призер — 6, третий — 4, далее 3, 2, 1. Для полного сходства раллийного первенства мира с кольцевым осталось только немного изменить названия гонок: «Большой приз Монако» вместо «ралли Монте-Карло», «Большой приз Греции» вместо ралли «Акрополис». А заодно увеличить их количество до 16–17. Останется только подождать, пока к трем выступающим заводским командам — «Мицубиси», «Субару» и «Форд» — присоединится еще несколько, пусть даже и не вполне конкурентоспособных.

Нельзя сказать, однако, что производители автомобилей спешат с выпуском машин категории WRC. Дележ высочайших наград сезона-97 вершит названная тройка, хотя «Мицубиси» свой WRC тоже еще не создала. И, возможно, ничегошеньки не потеряла, а, напротив, сэкономила на разработке и испытаниях. Ведь строить совершенно новый автомобиль дороже, чем потихоньку совершенствовать уже имеющийся. К тому же неплохой — Томми Мякинен выиграл на нем чемпионат прошлого года.

Да, финну вновь предоставили всего лишь автомобиль группы «А» — «Лансер Evo IV». В теории он должен быть менее совершенным, чем WRC — при подготовке спортивной версии инженеры якобы не могут целиком избавиться от слабых мест базовой модели. На практике же, как выяснилось, «мировым» он ни в чем не уступает. Возможно, потому, что последние пока что страдают «детскими болезнями» — им ведь всего полгода от роду. «Подрастут» — расквитаются.

Поначалу, впрочем, казалось, что Мякинен все-таки обречен стать уже экс-чемпионом. На первых двух гонках сезона — в Монте-Карло и Швеции — финн финишировал лишь третьим. В обоих пропустил вперед «уорлд ралли кары» " Субару Импреза" и " Форд Эскорт". А на третьем этапе чемпионата — марафонском "Сафари" в Кении — и вовсе сошел из-за поломки дифференциала. "Субару", кстати, одержала здесь третью победу подряд. Но затем все встало с ног на голову: на тяжелом грунтовом ралли "Португалия" дружно сломались моторы в "импрезах" шотландца Мак-Рея и шведа Эрикссона, артачились и капризничали "эскорты" испанца Сайнса и немца Шварца. Мякинен выиграл, причем шедшего первым Эрикссона обогнал чисто, а уже потом тот сошел с дистанции. Вот вам и группа "А" — Томми стал лидером чемпионата!

Спустя три недели, в апреле, на асфальтовом ралли «Каталония» гонщиков, начавших уже сомневаться в объявленном превосходстве машин категории WRC, поджидало еще большее разочарование. Мало того, что фаворитом теперь считался Мякинен, имевший даже некоторое техническое преимущество — более удобную коробку передач с последовательным переключением скоростей. Сюда нагрянула и заводская команда «Пежо». От нее, в общем-то, особых успехов не ждали, но француз Жиль Паницци на скромном переднеприводном «306 Макси Evo II» рванул со старта — только пыль столбом! И если бы не досадный прокол колеса на шестом спецучастке — неизвестно, сумел бы кто-нибудь его догнать. Паницци финишировал третьим, но и этого было достаточно — чаша терпения пилотов WRC переполнилась. Колин Мак-Рей и Карлос Сайнс, в прошлом чемпионы мира, выступили с упреками в адрес ФИА. Мол, где это видано, чтобы автомобили низшей категории с приводом на одну ось и двухлитровым мотором ездили быстрее полноприводных турбонаддувных монстров WRC! Все равно, как «Вильямс» формулы 1 уступит какой-нибудь «Далларе» из национального итальянского чемпионата! Раз уж нас посадили на «мировые автомобили», так позвольте в полной мере реализовывать их возможности. (ФИА и впрямь слегка «поприжала» «уорлд ралли кары». Например, обязала ставить на впуске шайбу, органичивающую давление наддува и существенно снижающую мощность двигателя.) А Мякинен помалкивал. Он-то на финише «Каталонии» был первым, выиграв шесть секунд у «субаровца» итальянца Пьеро Льятти.

После шестого этапа чемпионата, ралли «Корсика», шум притих. Гонщиков «Пежо» побаивались, и не напрасно — снова Паницци лидировал до шестого спецучастка! Но совершил пару ошибок при выборе шин и пропустил вперед сразу несколько соперников. Лидера чемпионата подстерегала здесь просто фантастическая неудача. Вылетев из-за поворота, Мякинен увидел переходящих дорогу коров. Врезавшись в одну из них, «Лансер» слетел с дороги и упал в 30-метровую пропасть, превратившись в груду железа. Томми и его штурман Сеппо Харьянне чудом остались целы, отделавшись ушибами. А на последнем скоростном участке лидировавший Сайнс умудрился проиграть Мак-Рею аж 15 секунд и лишился победы.

В команде «Форда» между тем назрел конфликт. Руководство, не дождавшись побед, отказалось от услуг Армина Шварца. На его место пригласили, не мудрствуя лукаво, самого титулованного из всех раллистов мира — четырехкратного чемпиона, «Летучего финна» Юху Канккунена. С новыми надеждами «Форд» отправился в Аргентину и... потерпел полное фиаско. На протяжении всей гонки в «эскортах» то и дело случались поломки, оба экипажа бесславно сошли. Мякинен одержал третью победу, Мак-Рей и Эрикссон заняли призовые места.

Ралли Аргентины славится плохими дорогами — что грунтовыми, что асфальтовыми. Но если где и есть еще более убийственные условия, так это на ралли «Акрополис». Сплошные булыжники, да еще жара. Кто только придумал проводить здесь гонку именно в середине июля?! Памятуя о том, как развалились «форды» на южноамериканских колдобинах, вряд ли кто поставил большие деньги на Сайнса и Канккунена. А напрасно, Фортуна (или кто там заведует судьбами раллистов...) на этот раз избрала жертвой «Субару». Равнодушные ко всему греческие камни в два счета уничтожили машины Мак-Рея и Эрикссона. А на последнем спецучастке лидировавший Канккунен в интересах команды пропустил вперед Сайнса, жирно подчеркнув и без того очевидный триумф «Форда». Мякинен хотя и финишировал третьим, но с огромным отставанием от дуэта «фордовцев».

Теперь уж вряд ли кто рискнет прогнозировать, как завершатся оставшиеся этапы чемпионата и все первенство в целом. У Мякинена после восьми гонок 42 очка, но Мак-Рей может отыграться «за один присест» — достаточно финну один раз сойти, а шотландцу — выиграть. В спину последнему дышит Сайнс — у него 28. Неясная картина и в так называемом конструкторском зачете, где титул чемпиона мира выигрывает не человек и не команда, а сама марка. «Мицубиси» отстает от «Субару» всего на 11 очков, а «Форд» — на 19. И совсем полная неразбериха может начаться в сентябре — «Тойота» возвращается! Да не со старой знакомой чемпионкой — «Селикой», а с новейшей «Короллой» категории WRC! Конечно, на поезд до станции, где раздают титулы, она опоздала. Но вполне может испортить поездку другим пассажирам. И это прекрасная тема для нового рассказа.

Двукратный чемпион мира Карлос Сайнс в тяжелых раздумьях о шинах «Мишлен».

Перед началом сезона главным фаворитом считалась " Субару Импреза WRC".

" Мицубиси Лансер" хоть и не "уорлд ралли кар", но едет столь же впечатляюще.

Давнее прозвище «Мак-Крэш» (англ. crash — авария) Колину Мак-Рею теперь не подходит. Очень редко разбивает машины.

Томми Мякинен и Юха Канккунен — земляки, друзья, соперники.

На ралли «Сафари» механики команды «Форд» трудились не покладая рук.

" Peugeot 306" экипажа братьев Жиля и Эрве Паницци — главный возмутитель спокойствия на асфальтовых гонках.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии