Машины и люди тяжелого кросса

МАШИНЫ И ЛЮДИ ТЯЖЕЛОГО КРОССА

]

СПОРТ

МАШИНЫ И ЛЮДИ ТЯЖЕЛОГО КРОССА

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Фото Андрея Клещева

Есть ли где-нибудь еще в мире серьезные гонки серийных автомобилей, снятых с производства? Трудно сказать, но в России такие долго искать не придется — это кросс на грузовиках. ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 в Нижнем Новгороде давно не выпускают, да и ЗИЛ завершил эпоху «сто тридцатых». Однако именно эти заслуженные «трудяги» составляют основу автопарка в российском грузовом кроссе.

В конце 80-х многим специалистам казалось, что гонки на «газонах» и «зилах» отжили свой век — еще год-другой и канут в Лету. Всего двадцать спортсменов собрала в 1987 году первая гонка, проведенная после 12-летнего запрета на эти соревнования (знатоки припомнят публикацию в «Правде» середины 70-х: «Грузовики должны возить народно-хозяйственные грузы, а не гоняться по бездорожью...»). Тем не менее, в начале 90-х проводился уже многоэтапный чемпионат России, разыгрывались зимние и летние кубки, грузовики вышли даже на ледяные овалы зимних треков! Специалисты были озадачены — прогнозы-то не сбылись, вместо вроде бы неизбежной гибели — необъяснимое процветание! Все больше гонщиков, все больше команд... Растет и армия зрителей, что неудивительно: из всех кроссовых чемпионатов страны грузовой — самый протяженный, целых семь этапов.

Плохо только, наверное, что новые модели машин не спешат прийти на смену старым. Класс, объединяющий ГАЗ-51 и ГАЗ-52 (у них одинаковые моторы объемом 3480 см3), как ни крути, обречен. В России сейчас осталось 25–30 спортивных грузовиков дивизиона Т-4/7 (по официальной терминологии), причем «пятьдесят первых» и «пятьдесят вторых» примерно поровну. Полностью новую машину, понятно, сегодня собрать нереально, гонщики потихоньку «добивают» видавшую виды технику.

В дивизионе Т-4/8 можно выступать как на ГАЗ-53, так и на относительно новом ГАЗ-3307 и всех его модификациях, включая дизельные. Однако из полусотни гонщиков, ныне представляющих этот класс, только один (!) рискнул отказаться от проверенного временем и разбитыми сельскими дорогами «пятьдесят третьего». Да и тот — Юрий Ефтеев — нижегородец, которому, как говорится, сам Бог велел. На трассе его автомобиль с угловатой кабиной, безусловно, заметен. Но как следует проявить себя на фоне ГАЗ-53 Ефтееву не удается. Соперники из Кургана (этот город знаменит заводом, который долгие годы строит автобусы на шасси «газонов») и Арзамаса (там расположен малоизвестный машиностроительный завод, «военизированный» филиал нижегородского) пока сильнее.

Класс «зилов» (Т-4/9) в грузовом кроссе своего рода элита. Здесь и гонщиков поболе — по всей стране около 70, да и какой-никакой технический прогресс — в 1995 году разрешили увеличивать объем серийных двигателей до 7л посредством установки «уральской» (то есть от «Урала») поршневой группы. Многие лидеры из других классов в последние годы грозятся пересесть на «130-й», «43410-й» или их модификации, так что о скорой кончине этого дивизиона и говорить не приходится. Съездите на любой кросс в Рязань или Тюмень, Курган или Арзамас: даже легковых «восьмерок», которые вечной лавиной сходят с тольяттинского конвейера, всегда насчитаете меньше, чем «зилов».

Вы, вероятно, думаете, что подготовить легковую машину для автоспорта дороже грузовой? Ошибаетесь! Примерно одинаково. Чтобы кроссовый ЗИЛ, как говорится, поехал с ветерком, с ним тоже полгода возиться надо. Спортсмены усиливают подвеску — дополнительные амортизаторы спереди и сзади, иной раз штук по шесть на ось, и не обязательно отечественного производства. Писк моды, диктуемый возрастающей конкуренцией, — гидравлические с регулируемым давлением, чтобы была возможность отладить машину под конкретную трассу. В задний мост ставят блокируемый дифференциал. Балку переднего, как правило, заимствуют у ЗИЛ-133 — она прочнее. Устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости. Моторы форсируют довольно прозаически — увеличивают степень сжатия, меняют фазы газораспределения. А вот система питания — это обширнейшее поле деятельности и одновременно святая святых для спортсменов. Правилами разрешено любое количество отечественных серийных «грузовых» карбюраторов и любые из них комбинации. Тут чуть ли не у каждого гонщика свое ноу-хау — хитроумных конструкций хоть отбавляй. В результате из мотора, в стандартном исполнении выдающего 150 «лошадей», выжимают 190–210. И это не предел — есть и 250-сильные двигатели, впрочем, не слишком надежные. Так что большинство придерживается золотой середины. Ограничений по октановому числу бензина нет, и дешевле «93-го» никто не заливает.

Что там еще осталось? Сцепление — любое, тормоза — тоже, хотя до дисковых пока не добрались (слегка доработанные родные, зиловские вполне устраивают). В коробке передач, естественно, меняют передаточные отношения. Говорят, очень неплоха для спорта коробка «Бычка», но не ко всем трассам подходит. Радиаторы используют в так называемом тропическом исполнении, а некоторые «перестраховщики» выносят в кузов еще и дополнительные. Там же обычно располагается бензобак — на штатном месте ему делать нечего, снесут сразу же. Естественно, встраивают дуги безопасности и омологированные спортивные ремни. Остается кое-что «по мелочи»: переиначить крепление двигателя, поставить другой масляный картер, все заклепки из рамы вынуть и заменить болтами, довести до ума систему выпуска, продублировать систему зажигания, намертво скрепить деревянные борта... По ходу дела грузовик облегчается килограммов на 500–800. Болельщики часто любопытствуют: какую скорость может развить кроссовый ЗИЛ? Спортсмены уверяют, что на асфальте 150 — легко. Дальше разгоняться никто не пытался — недешевое может получиться удовольствие. Таким образом, по самым скромным подсчетам, хороший спортивный грузовик обходится в три раза дороже обычного, серийного. Хотя внешних отличий — раз-два и обчелся.

Кто-то может возразить, что, дескать, кросс на грузовиках не слишком зрелищен, не хватает ему динамики, присущей баталиям легких машин. Что ж, древние «газоны» и впрямь не слишком стремительны, но к «зилам», да на ровной широкой трассе эту претензию предъявить невозможно. На многих соревнованиях заезды «зилов» — гвоздь программы. Несмотря на это, богатые спонсоры в грузовой кросс отнюдь не спешат. Видимо, потому, что еще в советские времена за ним укрепилась репутация этаких колхозно-марафонских автопробегов под девизом «Готов к труду и обороне!». А ведь сегодня дошло до создания профессиональных спортивных команд — спортсмены умудряются-таки находить источники финансирования. И лучше всего идут дела, разумеется, у тех, кто располагает солидной материальной базой.

Не так давно в грузовом кроссе доминировали заводчане — мало кто мог тягаться с гонщиками ЗИЛа и КАвЗа. Сегодня в классе «зилов» тон задают военные инженеры из бронницкого НИИ автотранспорта — полковник Вячеслав Трефилов трижды становился чемпионом страны, а в прошлом сезоне армейские спортсмены забрали весь комплект медалей. Потихоньку сдают позиции и курганцы — родной завод совсем не помогает, поскольку сам без денег. В прошлом году четырехкратный чемпион в классе ГАЗ-51, 52 Сергей Бурцев даже в призеры не попал, а на его боевой машине появилась надпись «Продается». То ли покупателей не нашлось, то ли продавец передумал, но Бурцев продолжил выступления и выиграл два из пяти прошедших этапов текущего чемпионата. Курганскому автобусному эти победы славы уже не принесли — Бурцев ехал под флагом «Тюменьавтодора».

Отдельного рассказа заслуживает Сергей Колтаков. До сих пор выступая за КАвЗ, он — сильнейший в классе ГАЗ-53: пять золотых медалей подряд. Пожалуй, даже соперники не станут оспаривать его превосходства, хотя в этом сезоне Колтакову чемпионом, похоже, не быть — много гонок пропустил. Но зато какой сюрприз он преподнес на июльском этапе в Тюмени — две блистательные победы за один день! Доказав, что ему по-прежнему — независимо от будущего распределения медалей — нет равных в стане «пятьдесят третьих», Сергей стартовал и вскоре финишировал первым на... ЗИЛе, подготовленном своими руками и за свой счет. Из этой победы можно сделать два вывода. Титулы — еще не гарантия, что на тебя обратят внимание спонсоры. Понятно и другое: от тугого кошелька в грузовом кроссе зависит далеко не все.

Единственное, о чем приходится сожалеть — лучшие представители «тяжелых» категорий российского кросса никогда не смогут блеснуть за рубежом. Так и будут вариться в домашнем котле, хотя и оставаясь «лакомым блюдом» для наших болельщиков. Что поделать, кросс в Европе и обеих Америках не столь популярен, как в России, а главное — почти нет там машин, равных по характеристикам «газонам» и «зилам». Эх, много, много потеряли иностранцы, сняв с производства грузовики 50-х...

Сергей Бурцев, пока — четырехкратный.

«Пятьдесят первые», несмотря на более солидный возраст, до сих пор не уступают «пятьдесят вторым».

Все больше появляется машин, оформленных просто безукоризненно.

Сергей Колтаков (справа) и его механик.

Вячеслав Трефилов — всегда в форме.

У арзамасца Сергея Кротова лучшие виды на «золото» сезона-97 в классе ГАЗ-53. Отчетливо видны дуги безопасности.

Кроссовые грузовики обладают отменной прыгучестью.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии