"ничья" — до новых аварий!

«НИЧЬЯ» — ДО НОВЫХ АВАРИЙ!

]

ЭКСПЕРИМЕНТ

«НИЧЬЯ» — ДО НОВЫХ АВАРИЙ!

Жанр эксперимента,

каким бы он ни казался увлекательным, на самом деле прост.

Здесь что главное? Добровольное начало:

создал ситуацию и ждешь, как окружающие отреагируют.

Так бы и продолжать, но пришла в наши головы «смелая» идея. Поначалу она казалась легкой и непринужденной.

Зато потом... Как мы спорили, получив первые результаты! Заинтриговал? Неудивительно, ведь мы в течение недели задавали водителям и работникам ГАИ(!)

простейшие вопросы по ПДД.

«ПРАВИЛА»

Это такая тоненькая книжечка, в которой много пунктиков, объясняющих, как нужно ездить на машине, чтобы не попасть в аварию. Желающие «жить долго и умереть молодым» эту книжечку любят и регулярно перечитывают. Но среди водителей таких мало. Чтобы утихомирить остальных, приходится выводить на дороги несметные полчища настоящих жизнелюбов в серой форме, наделив их полосатым жезлом и полномочиями. Называются они ГАИ. Поскольку с незапамятных времен законы внушали населению палкой, ее обладатель должен быть примером и рассчитывать, что никогда грозное оружие не обратится против него.

Печально констатировать, но перед ПДД все оказались равны: Правила толком не знает никто — таков, забегая вперед, итог этого эксперимента. Признаться, мы и не рассчитывали, что те, кому задавали вопросы, встанут по стойке «смирно» и наизусть процитируют любимые строки. Здесь, как никогда, важен смысл, понимание сути того, что требуют Правила! Поскольку результат превзошел наши ожидания, называть конкретные лица (водитель Сидоров, инспектор Петров и т.д.) не будем — ни к чему. Просто обобщим итог эксперимента.

МЕТОДИКА

Вы едете с «приятелем», останавливаетесь возле сотрудника ГАИ и просите разрешить возникший спор. Разумеется, вопросы должны быть такими, чтобы не возникло сомнений в вашей профпригодности как водителя. Это трудно. Лучше всего говорить ерунду, но при этом намекать на правильный ответ.

Например: «Товарищ инспектор! Вот он (пассажир) говорит, что я должен остановиться, если „наезжает“ машина с включенным синим маячком. А я говорю, что должна быть еще и сирена, но останавливаться не надо».

Не рассчитывайте на быстрый ответ. Все зависит от того, где вы спрашиваете. Столичные инспекторы для начала «остроумно» продемонстрируют вам свое превосходство: «Ну и тупые же у нас водители!» Провинциальный инспектор более спокоен, но пока не выяснит, зачем вам нужен ответ, замучает проверкой документов. Водители же везде одинаковы: что в Москве, что в глубинке. Ни один из них не отказался отвечать, все морщили лбы и пытались по-дружески помочь: «Да, уж понаписали Правил, без бутылки не разберешь». Любопытно: с коллегами по баранке говорить лучше без посторонних. Попытки привлечь к опросу ГАИ (останавливали машины на посту) вызывали у водителей «торможение» речи. Выдавить что-либо, кроме «да не виноват я, командир», не удавалось. Кроме водителей, не пристегнутых ремнем безопасности. Но и они не блистали красноречием: «Простите, забыл» и «Только что выехал. Вот уже застегиваю».

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ

Итак, на первый вопрос (см. выше) получены следующие ответы. (Они упрощены, сокращены и лишены нецензурных выражений. Местоимение «ты» заменено на «вы». По возможности сохранен авторский текст. Курсив — от редакции).

Сотрудники ГАИ:

«Вы должны в любом случае убраться с дороги и не мешать проезду спецтранспорта».

«А вам мигалки мало?!»

«Кто ж знает, что там едет. Скройся сам — целее будешь!»

Водители:

«Какая разница? Уж лучше сразу остановиться и пропустить. Все равно достанут».

«А пошли они! Житья не стало! Пока стрелять не начнут — не пропущу».

«Я пропускаю только „скорую помощь“ и милицию. Они на работе».

Первоисточник — ПДД, пункт 3.1: «Для получения преимущества... водители ТС (оперативных и специальных служб — ред.)... должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу». Пункт 3.2: «При приближении ТС с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу...»

Вопрос второй: «Где нужно остановиться на „красный“ сигнал светофора? Я говорю — перед стоп-линией или краем проезжей части, а пассажир доказывает, что перед светофором».

Сотрудники ГАИ:

«Перед знаком „Стоп“ (надеемся, что имелся в виду знак 5.33 „Стоп-линия“, а не 2.5 „Движение без остановки запрещено“).

«Как где? На пересекаемую-то не выезжай!»

«На асфальте вам нарисовали»! 

Водители:

«Перед светофором».

«Там, где все остановились. До пешеходного перехода».

«За... пять метров до края пересекаемой проезжей части» (очевидно, водитель вспомнил о железнодорожном переезде).

Первоисточник — ПДД, пункт 6.13: «При запрещающем сигнале светофора... водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии: на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью..., не создавая помех пешеходам;... в других местах — перед светофором...»

Вопрос третий: «Что значит „уступить дорогу“? Приятель утверждает, что нужно всех пропустить. А я думаю так: если выехал на главную дорогу, а находящиеся на ней машины шарахнулись от тебя в разные стороны, то — не уступил».

Сотрудники ГАИ:

«Что сложного-то?! Видишь знак —„не создавай помех“? Так и не лезь!»

«Врежешься — будешь виноват!»

«Не мешай».

Водители:

«Остановиться перед знаком „Уступи“ (имеется в виду 2.4 „Уступите дорогу“).

«Стой и жди, пока без помех выскочишь на главную дорогу».

«У водителей, движущихся по пересекаемой улице, преимущество есть, а у тебя — нет».

Первоисточник — ПДД, пункт 1.2 «Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

(Данный пункт цитируем полностью, поскольку редакционная почта ежедневно приносит письма, в которых один вопрос: «Почему меня обвинили в ДТП? Ведь я остановился перед знаком!» О том, что требование «Уступить дорогу» при этом было не выполнено, водители и не догадываются.)

Вопрос четвертый: «Что такое обгон? Я считаю — опережение впереди идущей машины, а он говорит, что это перестроение с объездом по левому ряду»

Сотрудники ГАИ:

«Ну, вы даете! Не обгоняли никогда? Это самый опасный маневр! Ведь нужно перестроиться из своего ряда, выскакивать на встречную полосу и при этом не создавать помех попутному и встречному транспорту!»

«Справа обгонять нельзя. Вы имеете право обгонять только по левой полосе, а потом должны обязательно вернуться на ранее занимаемую полосу. Перед обгоном нужно подать звуковой сигнал» (Насчет звукового сигнала — потрясающе! Аплодисменты!!! Пункт 19.10. То, что «гудок» разрешен только в двух случаях — для предотвращения ДТП и при обгоне вне населенного пункта, никто, кроме одного автоинспектора в области, не ответил.

Водители об этом:

«Дави „фа-фа“, чтоб другие боялись!»)

Сотрудники ГАИ:

«Выехал из своего ряда, опередил впереди идущего — вот вам и обгон! Еще и скорость превышают... Честно говоря, Правила трактуют „обгон“ очень двусмысленно. При разборе ДТП с этим большие проблемы».

Водители:

«Обгоном можно назвать все, что угодно. Проехал быстрее какого-нибудь „чайника“ — остановят и накажут за нарушение правил обгона. ГАИ вообще считает, что любое опережение — обгон. А в Правилах понятия „опережение“ нет».

«Ну, обгон... Опережение другого автомобиля, связанное... Показал „поворотником“, обогнул, опередил и дуй дальше».

«Помню, что нужно обязательно вернуться в свой ряд. Не считается обгоном, если едешь быстрее тихоходного транспортного средства или по своему ряду. Хотя... В „новых“ Правилах, по-моему, этого уже нет». (В «старых» — тоже!)

Первоисточник — ПДД, пункт 2.1: «Обгон — опережение движущегося ТС, связанное с выездом из занимаемой полосы».

(И все! Кстати, инспектор прав: Правила не раскрывают полностью этого понятия. Та же беда и с «Опережением». Вот причина многочисленных конфликтов и злоупотреблений).

НИЧЬЯ?

Все, хватит вопросов. Зачем приставать к занятым людям? Теперь мы твердо уверены: на дороге нет человека, который бы признался, что он не знает Правил. Только попросите — вам без тени сомнения выложат вольную интерпретацию любого пункта ПДД, как фольклор. И при этом живы, продолжаем жить и ездить. А Правила воспринимаем на бытовом уровне: наш водитель знает ровно столько, сколько необходимо для поездки из пункта А в пункт Б. Не больше! «Горе от ума» ему не нужно.

У сотрудников ГАИ знание Правил основано на наиболее часто встречающихся нарушениях и типичных авариях. Однако диапазон толкований, как мы убедились, весьма широк и уже не ограничивается формулировкой: «Вы оба не правы».

Но все-таки главный вывод, в котором сошлись сотрудники ГАИ и водители, касался организации дорожного движения: на дороге все должно быть понятно и просто, чтобы не возникало двойственного восприятия ситуации. А до этого у нас ой как далеко! Забытые пункты Правил, конечно, пригодятся при разборе аварии. Но хватит ли этих знаний, чтобы не допустить ее ?

Отдел автомобильной жизни

Фото Владимира Князева

Является ли погонщик, ведущий по дороге стадо, водителем? Ответ из грузовика: «Скотина он, а не водитель. Его стадо...! Всю дорогу...!»

«Правила? Я сегодня не в настроении».

«Ремешок-то не пристегнут?

Щас вспомнишь ПДД!"

«Обгон? Где-то читал...»

«ПДД?.. Это такая книжечка...»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии