Не подмажешь — не поедешь

НЕ ПОДМАЖЕШЬ — НЕ ПОЕДЕШЬ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

НЕ ПОДМАЖЕШЬ — НЕ ПОЕДЕШЬ

Старая пословица, подтвержденная практикой, была хорошо известна не только в России: практически полный аналог ее есть в немецком языке. Значение смазки трущихся и вращающихся деталей было очевидно для людей, имевших дело с техникой, задолго до появления автомобиля. А с его появлением... Исторический экскурс Сергея КАНУННИКОВА посвящен на этот раз этапам развития систем смазки.

Смазка ходовой части первых автомобилей была весьма трудоемким делом. На «Бенце-10/30PS» 10-х годов было 78(!) точек смазки, из них 55 приходилось на ходовую часть, причем 20 предписывалось обслуживать или контролировать ежедневно. Для смазки автомобилей того времени применялись так называемые тавотницы и масленки самых разнообразных конструкций. Их заполняли пятью сортами консистентных и жидких смазок.

В середине 20-х годов появились изобретенные в США ручные шприцы для консистентной смазки. Эти шприцы развивали давление до 150 атм, такие и до сих пор можно обнаружить в гаражах автолюбителей «со стажем». Для шприцев были созданы соответствующие пресс-масленки, на которые плотно надевался наконечник шприца. Масленки устанавливались в узлах ходовой части. Относительно недавно эта конструкция была хорошо знакома отечественным автомобилистам, да и сейчас пресс-масленки встречаются даже на некоторых зарубежных автомобилях. В 20-х годах шприцы и соответствующие масленки весьма облегчали жизнь владельцам автомобилей и тем, кто их обслуживал.

Со временем количество точек смазки уменьшалось, и к 1930 году на «Опеле», например, было уже только 20 масленок. Часть из них рекомендовалось обслуживать через каждые 200 км, а некоторые даже через 1000 км. Постепенно констистентные смазки стали применять только для колесных подшипников, все остальные точки смазывались жидкой смазкой. Пробег между ТО возрос до 1000–1500 км, а на станциях обслуживания и бензоколонках появились шприцы, работающие от усилия ноги или от сжатого воздуха.

Централизованная система смазки ходовой части применялась в основном на дорогих автомобилях. Суть ее была в следующем: кнопкой или маленькой педалью в салоне приводился в действие насос, который по трубкам подавал смазку к важнейшим узлам: рулевым пальцам, поворотным кулакам и др. Насос рекомендовалось задействовать через каждые 100 км, иногда реже. Подобные системы смазки были широко распространены в 30-50-х годах. В Германии такой системой оснащались до 60% автомобилей. У нас в стране централизованная система смазки применялась на ГАЗ-21 в 1956–1960 г. Нажатием небольшой педали смазка подавалась к 19 точкам передней подвески и рулевого механизма. Однако ее трубки часто отрывались (увы, таково было качество дорог), и от централизованной системы отказались в пользу пресс-масленок и резиновых втулок.

Кстати, резиновые втулки, заменяющие пары трения и таким образом снижающие количество точек смазки, стали применять на автомобилях еще с довоенных времен. Но до современных высококачественных смазок с невероятным сроком службы и герметичных узлов, не требующих обслуживания, в ту пору было еще далеко.

Консистентные смазки получали путем загущения жидких масел, как правило, мылами. Хорошо известный автолюбителям со стажем жировой солидол (некоторые до сих пор, по старой памяти, называют его «тавот») изготавливался из естественных (растительных или животных) жиров с добавкой кальциевого мыла. С увеличением скоростей автомобилей требования к смазкам росли — они должны были работать при высоких температурах и хорошо удерживаться на вращающихся поверхностях. Кроме того, слишком вязкие смазки с трудом проходили в пресс-масленки, а более «жидкие» легко вытекали из смазываемого узла — например, жировой солидол плохо удерживался в ступицах колес. Там стали применять термостойкие смазки, которые, в свою очередь, не годились для менее герметичных узлов — шарнирных сочленений рулевых тяг, пальцев рессор и др., поскольку под действием влаги быстро омылялись и просто вымывались из соединений. В результате начала развиваться целая наука — что и чем смазывать. Совершенствование смазок шло параллельно с улучшением конструкции узлов шасси.

Централизованная система смазки шасси («Роллс-Ройс»).

Масленки «Штауффер».

«Ручной ударный смазыватель»,

прообраз рычажно-плунжерного шприца.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии