Еще не поздно: государство спешит на помощь авторынку

Продажи новых автомобилей с каждым месяцем устанавливают все новые антирекорды, спровоцировав не только массовое закрытие автосалонов, но и уход с рынка некоторых автопроизводителей. В этих условиях российские власти решили прибегнуть к полному арсеналу стимулирования спроса, запустив наряду с программой «Деньги за автохлам» льготные автокредиты и субсидируемый автолизинг. По мнению экспертов, все это хоть и поможет притормозить падение продаж, однако на полное восстановление спроса при нынешних ценах надеяться не приходится.

20150326_util2

20150326_util2

Утилизация автохлама заглохла

Программа утилизации старых автомобилей, в очередной раз запущенная в сентябре прошлого года, была продлена и на нынешний год, однако спрос на нее упал примерно вдвое. Так, согласно данным Минпромторга, за первый квартал 2015 года по утилизационным сертификатам реализовано более 48 тыс. автомобилей, тогда как прошлой осенью такое же количество машин было продано менее чем за 1,5 месяца. Все дело в том, что размер утилизационной скидки не менялся с 2010 года, когда программа была запущена впервые, а с недавним скачком цен на автомобили выгода в 50 тыс. руб. стала для покупателей неочевидной. К тому же желающие сэкономить постарались сделать это в конце прошлого года, когда купить новую машину можно было еще по старым ценам.

«Новый этап утилизационной программы был запущен после бума продаж и на фоне подорожания автомобилей, которое перекрыло размер компенсации от утилизации, и из-за этого сделка уже не кажется столь выгодной, — отмечает исполнительный директор компании „Рольф“ Виталий Павловский. — Тем не менее, потенциал у программы утилизации, безусловно, есть, и клиентов, которые могли бы ей воспользоваться — немало».

Снижение спроса на программу утилизации обусловлено тем, что большинство покупателей, заинтересованных обновить автомобиль, уже воспользовались ее преимуществами в конце прошлого года, подтверждает руководитель марки Skoda в России Любомир Найман. За первые три месяца 2015 года по утилизационным сертификатам и через трейд-ин было продано 1,6 тыс. автомобилей Skoda, что составляет 11% от общих продаж марки. Для сравнения, в сентябре-декабре прошлого года эта доля была вдвое больше — 22%. Кстати, наибольшим спросом среди участников программы пользуется компактный лифтбек Skoda Rapid, на который приходится 44% продаж в рамках утилизационной программы.

Несмотря на то, что по базовым условиям программы обновления автопарка скидка по трейд-ин (40 тыс. руб.) меньше, чем по утилизации (50 тыс. руб.), схема обмена старого автомобиля на новый становится все более популярной, ведь доплата за него, в конечном счете, получается меньше. Начиная с середины марта через трейд-ин продается более половины автомобилей в рамках госпрограммы, гласят данные Минпромторга. Так, например, для компании «Рольф» дополнительный приток клиентов, которые сдавали автомобиль старше шести лет в зачет покупки новой машины, участвующей в госпрограмме, составил примерно 1100–1300 авто за три месяца 2015 года — это порядка 5–6% дополнительных продаж.

Как отмечает PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский, еще в начале года трейд-ин был не столь востребован, поскольку вторичный рынок был слишком нестабилен вследствие резкого изменения цен. Но со второй половины февраля в Nissan наблюдают стабильный рост интереса к трейд-ин. Всего по программе обновления автопарка в первом квартале 2015 года компания реализовала порядка 2,5 тыс. автомобилей Nissan Almera, Sentra, Terrano, а с марта по ней стал доступен и новый X-Trail. Кроме того, владельцы утилизационных сертификатов с начала года купили 1,5 тыс. автомобилей Datsun on-DO и mi-DO.

1363088276_kalina_hatch_2

1363088276_kalina_hatch_2

Каждый второй автохлам в обмен на Lada

Наибольшую выгоду от программы утилизации, как обычно, получил АВТОВАЗ, который в январе-марте продал по ней треть своих автомобилей — 22,7 тыс. машин. Таким образом, почти каждый второй участник программы в этом году выбрал Lada. «На фоне роста стоимости автомобилей, который мы сегодня наблюдаем, неудивительно, что госпрограмма привлекает, прежде всего, покупателей бюджетных автомобилей, таких, как Lada. В то же время сейчас на АВТОВАЗе проводится большая работа, чтобы сделать автомобили привлекательнее, а дилерскую сеть — сильнее, что тоже не осталось без внимания покупателей», — отмечает Виталий Павловский.

Среди иномарок лидером по программе обновления автопарка стал Volkswagen, а наибольшим спросом у покупателей пользуются автомобили российской сборки — Polo, Jetta и Tiguan. В пятерку наиболее популярных автомобилей в рамках госпрограммы, по данным Минпромторга, также входят Renault, ГАЗ и Hyundai. Как отмечают в «Хендэ Мотор СНГ», участие автомобилей Hyundai в программе обновления автопарка позволяет компании еще больше укрепить свои позиции на российском рынке, где Hyundai в этом году стала лидером среди иностранных брендов. Впрочем, в госпрограмме участвует только одна модель Hyundai — бестселлер Solaris, и за первые три месяца 2015 года по ней продано 4 тыс. этих автомобилей. Кстати, столько же машин реализовал по утилизационным сертификатам и через трейд-ин Ульяновский автозавод. По данным Sollers, около 40% из этого количества пришлось на флагманский внедорожник UAZ Patriot. А вот GM-АВТОВАЗ, который в этом году возобновил продажи по программе утилизации лишь в феврале, за два месяца продал по ней всего 185 внедорожников Chevrolet Niva против около 1,5 тыс. в четвертом квартале 2014 года. «Показатели текущего года, в первую очередь, связаны с нестабильной экономической ситуацией в России в целом и, как следствие, значительным падением автомобильного рынка», — комментируют в пресс-службе СП.

20150331_1349009110_dsc_7190

20150331_1349009110_dsc_7190

Льготные автокредиты возвращаются

Действительно, продажи новых автомобилей в России падают вот уже третий год подряд. При этом ни программа льготного автокредитования, действующая во второй половине 2013 года, ни утилизация автохлама, которая была возобновлена прошлой осенью, не смогли исправить ситуацию. Ажиотажный спрос на автомобили в конце 2014 года, спровоцированный обвалом рубля, лишь усугубил и без того тяжелое положение на авторынке. На фоне повышения цен падение продаж в этом году продолжилось с нарастающей скоростью: на 24% в январе, на 38% — в феврале и на 42% в марте, по данным Ассоциации европейского бизнеса, и, как говорят эксперты, дна авторынка пока не видно. Решение о новых мерах поддержки отрасли правительство планировало принять как раз по итогам продаж в первом квартале, однако после долгих уговоров со стороны дилеров решило запустить программы льготного автокредитования и льготного автолизинга уже с 1 апреля. Стоит отметить, что это стало возможным во многом из-за падения спроса на программу «Деньги за автохлам», часть бюджета которой и был направлен на новые меры стимулирования авторынка.

Что касается льготных автокредитов, условия программы были актуализированы, и теперь по ней доступны автомобили российского производства стоимостью до 1 млн руб. Вместе с тем, размер первоначального взноса был снижен с 30% до 20%, что, по замыслу Минпромторга, позволит заемщикам менее болезненно для кармана приобрести еще и обязательный полис каско. Ну а самое главное новшество, пожалуй, в том, что государство ограничило для банков максимальную ставку, по которым они могут выдавать льготные автокредиты. С учетом субсидии (2/3 ключевой ставки ЦБ) она не должна превышать 15%. Первые результаты программы показали, что средняя ставка по программе составляет 12,3% годовых. По словам директора по продажам дивизионов «Внуково» и «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрия Константинова, данное ограничение позволит сделать программу более прозрачной, а снижение первоначального взноса увеличит количество желающих купить автомобиль в кредит.

Как падал российский авторынок

Как падал российский авторынокКак падал российский авторынок
Как падал российский авторынок
Как падал российский авторынок

На программу субсидирования автокредитов в 2015 году выделено 1,5 млрд руб., что позволит реализовать до 200 тыс. автомобилей. По оценкам Виталия Павловского, льготное автокредитование, при условии достаточного финансирования, может дать дополнительные 100–150 тыс. проданных автомобилей в течение года. Только за первую неделю на льготные автокредиты поступило более 11,3 тыс. заявок, из них чуть более половины были одобрены. Практически сразу к реализации программы подключились более 50 российских банков, суммарно охватывающих до 80% всех кредитных продаж автомобилей, и их число продолжает пополняться.

«Безусловно, запуск программы способен существенно увеличить кредитные продажи дилеров. Клиенты интересуются возможностью получить льготный автокредит, хотя многие сетуют на то, что из-за ограничения стоимости автомобиля „их“ машина не попадает под действие программы», — отмечает Виталий Павловский.

Участники рынка возлагают большие надежды на льготные автокредиты, поскольку с недавним повышением процентных ставок кредитные продажи автомобилей практически сошли на нет. Госпрограмма же способна увеличить их долю с 5–15% в начале года до прошлогодних 35–45%. По словам Любомира Наймана, в I квартале доля кредитных продаж Skoda составила 15% в общем объеме реализации марки, и с запуском льготного автокредитования эта доля может вырасти до 25–30%. В «Хендэ Мотор СНГ» благодаря госпрограмме уже в апреле рассчитывают продать в кредит до 30% своих машин против порядка 14% за первые три месяца 2015 года, а к июлю достигнуть уровня прошлого года — 40%, заявил исполнительный директор компании Алексей Калицев. С помощью спецпредложений Nissan смог увеличить долю кредитных продаж своих автомобилей с менее 5% в январе до 15% в марте, а с запуском государственного субсидирования автокредитов надеется приблизиться к прошлогоднему уровню продаж в кредит.

«Запуск программы льготного автокредитования является, безусловно, своевременной и действенной мерой, так как до настоящего времени ставки по автокредитам носили заградительный характер. Потенциально эта мера способна вывести продажи в кредит на докризисный уровень 35–40%, но сразу этого не произойдет, поскольку восстановление рынка — процесс всегда постепенный», — предупреждают в пресс-службе GM-АВТОВАЗ.

20140522_lz4w3098

20140522_lz4w3098

Автолизинг нуждается в рекламе

Программа льготного автолизинга, который достаточно распространен на развитых мировых рынках, в России запущена впервые. Государство будет субсидировать часть авансового платежа по договорам лизинга автомобилей всех типов, возмещая лизинговым компаниям 10% от цены машины (но не более 500 тыс. руб. на один предмет лизинга и 5 млн руб. на одного лизингополучателя). Как считает Алексей Калицев, параметры программы действительно интересны, в связи с чем в «Хендэ Мотор СНГ» рассчитывают увеличить продажи в лизинг для частных лиц и корпоративных клиентов.

По оценкам Минпромторга, субсидирование автолизинга позволит реализовать в 2015 году до 16 тыс. автомобилей, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы. Однако уже очевидно, что программа будет наиболее востребована среди потребителей коммерческих машин. За первые три месяца 2015 года Ульяновский автозавод реализовал в лизинг 4% своих автомобилей, и в перспективе предполагает нарастить эту долю до 10%. Как отмечают в пресс-службе Sollers, потенциальными потребителями программы являются юрлица: коммерческие организации и госучреждения.

В целом, и утилизация автохлама, и льготные автокредиты с субсидируемым лизингом, безусловно, окажут поддержку российскому авторынку. Однако в нынешних экономических условиях речь идет лишь о снижении темпов падения продаж, а не возвращении к росту, как это было в 2010–2011 годах. По мнению Виталия Павловского, эффект от предпринятых мер не будет мгновенным, но с ними у рынка есть шанс переломить негативный тренд.

Как считает Дмитрий Константинов, без программ господдержки многие автопроизводители значительно сократили бы объемы производства, а соответственно и рабочие места, а дилеры могли бы в большинстве своем разориться. «Спрос они значительно не увеличат, но поддержат стабильный низкий спрос. Почему не способны? Вполне вероятно, что падение рынка уже закончилось, и меры господдержки не дадут рынку упасть еще сильнее, а с середины лета мы увидим рост относительно первого квартала. Очень надеемся и рассчитываем, что и сроки и деньги не закончатся до конца 2015 года», — резюмирует он.

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС, Lastfotos.ru и «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (16)

Самые новые

Подгорает? Тушите! не затягивайте.

Ваш совет очень важен для меня! Спасибо!

Ответить#
0

Раз собрались помогать,значит опять цены перепишут..

А ещё надо опять малому бизнесу помочь,а то ещё трепыхается.)

На «помосчъ малому бизнецу» выделяются немаленькие такие деньги.Недавно в местной газете цифирь новую увидел,аж офигел.(раньше скромнее намного было)Все денежки пилятся между собой.А когда нужно докладАть как усе у нас хорошо,то ведут высокое начальство и корреспондентов на частные предприятия,которые полностью крутятся на свои личные бапки. ... И уже десятый год рассказывают как откроют новый кирпичный завод.(бабки попилили...кого-то там пристрелили )Старый после установки новой печи обжига попилили на металлолом,даже не запускали.

Ответить#
0

Раз собрались помогать,значит опять цены перепишут..

А ещё надо опять малому бизнесу помочь,а то ещё трепыхается.)

Ответить#
0

Русский мир должен передвигаться на общественном транспорте, а из машин должен остаться только АвтоВАЗ и Мерседес (для употребления чиновников всех рангов).

Подгорает? Тушите! не затягивайте.

Ответить#
0

Русский мир должен передвигаться на общественном транспорте, а из машин должен остаться только АвтоВАЗ и Мерседес (для употребления чиновников всех рангов).

Ответить#
0

Так хлам дешевле 50р уже сдали. Теперь надо принимать хлам хотя бы до 100 р )))).

Ответить#
0

Да всё нормально: введут конский экологический налог, всего-то...

Ответить#
0

Надо было и процент субсидирования увеличить и сумму компенсации при утилизации автохлама. Возможно тогда был бы эффект. Большая часть возможных клиентов этих программ уже воспользовалась ими ранее, когда они были более выгодны, и о новом авто задумаются лет через 6–7, не раньше. А тем кто и раньше не имел возможности ей воспользоваться при нынешней ситуации, это тем более не поможет! К примеру в своё время мой хороший товарищ, воспользовавшись этими программами приобрёл Калину стоимостью 270 т.р., т.е при скидке в 50 тр получилось 220 под примерно 8% годовых. А сейчас самый дешёвый ваз минимум 330, и процент субсидированный 15!!!

Ответить#
0

Основная мысль данной статьи — «однако на полное восстановление спроса при нынешних ценах надеяться не приходится».Уважаемые автопроизводители снизьте цены вменяемо — и всё у вас наладиться.

Ответить#
0

Не поможет льготное кредитование. Кредит подразумевает обязательное полное КАСКО, которое нынче стоит немалых денег. Понятно что подорожали запчасти, но еще одна важная причина угоны, за которые у нас обычно дают лишь условные сроки. Много лет говорят что надо отменить статью «угон без цели хищения», но воз и ныне... Пока эту проблему не решат так и будет КАСКО минимум 10% от цены авто.

Ответить#
0

вот по поводу падающей валюты: прикидывайте на сколько % взлетел евро от уровня 42 рубля и сравнивайте на сколько % взлетели цены на авто с того же времени. Плюс надо понять на долго ли это снижение валюты или это только отскок перед очередным ростом. А вот потом уже можно понять кто жаба из автопроизводителей, а кто нет. Например, Ситроен С4 седан — где-то +15%, валюта +25%. Выводы напрашиваются сами

Ответить#
0

Ситроен С4 седан в комплектации динамик со 120 л.с. мотором и АКПП без учета скидок в марте 2014 стоил 677 тысяч, сейчас при тех же условиях 894, это извините 32%!Вобще только рено публично заявили снижение цен на модельный ряд в связи с колебаниями валютного курса, что означает, что на нашем рынке такое все-таки возможно, но автопроизводители не торопятся терять навар.Проблема не только в этом, сейчас резко повышается стоимость владения авто, этот фактор тоже влияет на рынок.Если уж заявлять о спасении автопрома, то подходить к этому необходимо комплексно, а не подачками.С другой стороны можно просто подождать, рынок просядет до покупки машины теми, кто может позволить себе и покупку и содержание, однако бюджетный сегмент при этом опустится к плинтусу, потеряет больше всего покупателей, приобретет меньше всего.

Ответить#
0

По стоимости владения согласен. По Ситроену: считал Лаунж 150 л.с. с опциями — было где-то 940 тыс. Сейчас где-то 1100 плюс — минус с акциями. Так что, видимо, от комплектации тоже зависит

Ответить#
0

опять надгробные стенания? Вот только когда курс менялся в сторону увеличения ценники меняли по несколько раз на день, а когда он стал падать то их никто менять особо не торопится. Я вообще удивляюсь нашим Российским бизнесменам. Пример- в городе сеть стационарных точек по продаже воды, которая берётся из источника расположенного в 30 км, за закачку которой никто ничего не берёт в денежном выражении. С Октября по н.в. эта вода поднялась в цене 2 раза. При этом зарплата сотрудников не увеличилась, расходы на транспорт тоже нет. Только хозяин стал чаще и дальше выезжать на отдых в дальние страны.

Ответить#
0

Стенания как раз у тех, кто пишет про цены. К сожалению, такова реальность. И причины здесь не автопроизводителях, но это для других сайтов.По поводу роста цен на авто — предлагаю, все-таки, воспользоваться калькулятором.А вот про воду и прочие «сыры»))) — полностью с Вами согласен. Но тут другая проблема — если цены повысились, а «мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус», то это проблема мышей

Ответить#
0

Реально могут помочь: — пересмотр ценовой политики, валюта опустилась, а цены продолжают расти;— реформа транспортного налога, замена его на прогресивный при отмене акцизов на топливо, либо отмена налога вовсе, при стандартизации акцизов на топливо;— отмена обязательного страхования или перевод на дополнительное добровольное при дешевом ограниченном обязательном, т.к. новые цены на ОСАГО не поддаются логическому объяснению — 15т.р. за полис без ограничений.- организация БЕСПЛАТНЫХ парковок в местах наибольших нужд. Вот если к вышеперечисленному добавить программу утилизации, то тогда толк будет, а то пытаются заманить на покупку, а потом доят как могут, вобще озверели, сами себе петлю затягивают, а как «расплата рублем» наступает начинают плакать.

Ответить#
0