В ралли-рейде «Золото Кагана-2015» сразились ГАЗы, МАЗы и КАМАЗы

Второй этап чемпионата страны по ралли-рейдам «Золото Кагана-2015» финишировал 18 апреля. Он стал самым массовым состязанием в наступившем гоночном сезоне среди всех автоспортивных дисциплин. Страстная борьба от первых до последних метров 800-километровой дистанции, более 80 участников на старте, быстрые джипы, багги, ATV, мотоциклы, квадрики и грузовики,трудные пески и коварные степные дороги — все за три гоночных дня!

ZolKag15_027_новый размер

ZolKag15_027_новый размерПарное катание двух Газелей Next стало украшением заключительного дня гонки
Парное катание двух Газелей Next стало украшением заключительного дня гонки
Парное катание двух Газелей Next стало украшением заключительного дня гонки.

Что тут особенного?

Ралли-рейд «Золото Кагана» в календаре российского чемпионата стоит особняком. Да, это не открытие сезона, а уже второй этап. Но всё-таки… по-настоящему — первый!

Уникальный зимний «Северный лес» слишком индивидуален, требует совсем иного подхода, а его результаты отнюдь не всегда говорят о реальном раскладе сил на сезон. Ну а с точки зрения зрителей этот этап немного скудноват. Там нет ни грузовиков, ни недавно пришедших в чемпионат необычных полноприводных двухместных тележек типа side by side категории Т3. Да и требования к штурманской работе при движении по зимней проложенной грейдером дороге тоже существенно ниже.

В «Северном лесе» преобладал типичный для классического ралли вид аварий: засел на бруствере, перевернулся, поймал дерево. Астраханский же этап — самый настоящий ралли-рейд, где можно и заблудиться, и в песке надолго окопаться. Сюда прибыли уже все классы, участвующие в чемпионате. Автомобилей, грузовиков и side by side Т3 оказалось в стартовом листе 39.

Впечатлил грузовой класс, где было представлено сразу 11 участников — заводские команды КАМАЗа, МАЗа и ГАЗа в полных составах. Неплохо укомплектованным оказался и зачет «Рейд», где к традиционному противостоянию команд «ГАЗ Рейд Спорт» и TSN присоединился новый сильный игрок — опытный Павел Ушаков на немолодом, но очень серьезном прототипе Toyota.

ZolKag15_022_новый размер

ZolKag15_022_новый размерПрыжки могучих грузовиков, наверное, любимое зрелище для российских болельщиков.
Прыжки могучих грузовиков, наверное, любимое зрелище для российских болельщиков.
Прыжки могучих грузовиков, наверное, любимое зрелище для российских болельщиков.

Завершили эффект большой гонки более четырех десятков мотоциклистов и квадроциклистов. Они, хоть формально и выступали в отдельном соревновании — в  открытом первенстве Астраханской области, но шли по той же трассе.

ЗАЕХАЛ «ЛИС ПУСТЫНИ»

Астрахань уверенно завоевывает статус ралли-рейдовой столицы России, и это снова было видно. Сервисный парк, расположенный в популярном месте волжской набережной в центре города, тут же  большой «Азимут-отель», ставший на время гонки домом для участников и всех служб соревнования. Старт напротив исторического Астраханского кремля, при большом скоплении болельщиков и внимании высшего руководства города и области.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин даже проехал по трассе семикилометрового пролога на штурманском месте с легендарным Жаном-Луи Шлессером. Да-да, «Лис пустыни» тоже посетил «Золото Кагана», и отнюдь не только для того, чтобы поностальгировать об одержанной здесь когда-то победе в трансконтинентальном марафоне, но и чтобы провести презентацию своей гонки «Африка Эко Рэйс».

ZolKag15_005_новый размер

ZolKag15_005_новый размерЭкипаж Михаила Шкляева на новом ГАЗ Садко Next — на трассе пролога.
Экипаж Михаила Шкляева на новом ГАЗ Садко Next — на трассе пролога.
Старт «Золота Кагана» дается от стен исторического Астраханского кремля.

ГАЗОВАЯ АТАКА

Для команды «ГАЗ Рейд Спорт» этот этап стал первым в сезоне, где коллектив был представлен обоими своими подразделениями — легковым и грузовым. Две Газели Next под управлением экипажей Александра Кострукова —Евгения Павлова и Михаила Кострукова — Олега Нежнова традиционно ставили перед собой задачу борьбы за призы в своем зачете R. 

Те изменения, которые внесли в автомобили в межсезонье, а их было немало, проверили еще на «Северном Лесе». Теперь предстояло подтвердить полученную тогда позитивную информацию в условиях степей и песка.

А вот для грузового подразделения, представленного автомобилями Садко двух поколений — как прежнего, так и только выходящего на рынок Садко Next — этот старт был в сезоне первым. И модернизации (в частности, серьезную доработку по подвеске) предстояло только проверить.

ZolKag15_003_новый размер

ZolKag15_003_новый размерГрузовое подразделение команды ГАЗ Рейд Спорт вышло на старт впервые в нынешнем сезоне.
Грузовое подразделение команды ГАЗ Рейд Спорт вышло на старт впервые в нынешнем сезоне.
Грузовое подразделение команды ГАЗ Рейд Спорт вышло на старт впервые в нынешнем сезоне.

В соревновательном плане перед грузовыми ГАЗами, которыми управляют экипажи Михаила Шкляева — Вячеслава Сучкова и Болеслава Левицкого — Александра Обухова, ставили, в первую очередь, испытательские задачи. Ведь отдельной категории для этого типа грузовиков в наших ралли-рейдах пока нет. Как, допустим, в кроссе. А соревноваться с армадами в несколько раз более мощных КАМАЗов и МАЗов трудно — просто разные «весовые категории».

Кстати, газовскую команду отметил на пресс-конференции и сам Шлессер. Он обратил внимание, что на фоне подготовки суперпрототипов, которыми, по сути, являются боевые КАМАЗ и МАЗ, выезд на почти серийных грузовиках — это интересная, смелая идея. Ведь она имеет реальный практический смысл и соответствует историческому духу рейдов и марафонов.

ДЕРЖИТЕ ДИСТАНЦИЮ

Дистанция гонки соорудили по уже устоявшейся здесь схеме. Сначала короткий пролог, удобный для зрителей, в 15 км от города на берегу Волги. Потом три длинных дня-круга в Наримановском и Краснодарском районах Астраханской области. Каждый день более 250 км зачетной дистанции.

Общая протяженность спецучастков — 800 км, это достаточно серьезный маршрут. В первый же день, гонщикам задали жару. Им пришлось атаковать пески и дюны знаменитых и сложных участков «Большой брат» и «Африка». В зачете прототипов Т1 сразу же определились основные претенденты на лидерство: два экипажа команды ПЭК (Е. Фирсов — В. Филатов и Д. Иевлев — А. Шапошников) и победитель «Северного Леса» финн Йоуни Ампуйя, которому ассистирует Маркку Хурскайнен.

В Т3 лидерство захватил экипаж Сергея Карякина. Гонщик, прославившийся как первый российских квадроциклист, полностью прошедший «Дакар», на этот раз решил попробовать себя на автомобиле side by side вместе с Ильей Молчановым. Они вышли на старт на Polaris RZR.

В Т2 инициативу поначалу захватили действующие чемпионы России Александр Терентьев и Алексей Беркут на Ford Raptor. А в Т4 — грузовиках все первые позиции контролировали гонщики КАМАЗа. Парни на МАЗах стали быстрее, но  об угрозе позициям «синеньких» говорить еще рано.

ZolKag15_029_новый размер

ZolKag15_029_новый размерМихаил Коструков и Олег Нежнов на дистанции
Михаил Коструков и Олег Нежнов на дистанции
Михаил Коструков и Олег Нежнов на дистанции.

В одной из наиболее массовых категорий R («Рейд») самые сильные позиции были у фаворитов гонки — экипажей Газелей Next. Но  у действующих чемпионов — Александра Кострукова и Евгения Павлова — в середине дистанции от удара при приземлении сорвало крепление рулевого механизма. На плохо управляемой машине о продолжении движения по дистанции нечего было говорить. Пришлось отправляться прямо на финиш, пропуская контрольные точки, и получить за это колоссальный штраф. Знамя команды и лидерскую эстафету пришлось подхватить Михаилу и Олегу. Хотя для них на  эту гонку была установка идти надежно. И в первый день именно они смогли прийти на первом месте.

Первый длинный этап встретил участников совсем не весенней погодой. Половину ночи накануне старта лил дождь, степные дороги стали скользкими, а верхний слой песка сырым. Тем, кто шел первым, при преодолении барханов сопутствовала удача. Надо было просто не нырять в уже раскопанные места, а стараться держаться еще не езженых.

Увы, многие участники зачета Т2 рискнули все-таки идти по раскатанным местам. В результате, на подступах к бархану «Большой брат», старательным и продолжительным откапыванием отличилась едва ли не половина в этой категории. Не повезло участникам зачета Т3. Под начавшимся дождем со снегом на одном из участков трассы они в  своих открытых «кибитках» испытали все «прелести жизни».

ZolKag15_010_новый размер

ZolKag15_010_новый размерСергей Карякин и Илья Молчанов — победители зачета Т3.
Сергей Карякин и Илья Молчанов — победители зачета Т3.
Сергей Карякин и Илья Молчанов — победители зачета Т3.

ВТОРОЙ НАЛЕВО

Второй день уводил караван участников ближе к казахстанской границе. Погода не стала жаркой, но хотя бы пропала сырость. Впрочем, ровно настолько, чтобы не поднимались за машинами огромные пылевые шлейфы.

Степные дороги были быстры, но местами достаточно жестки, и попрыгать автомобилям пришлось в полной мере. Характер трассы за 280-километровый отрезок менялся несколько раз. И, увы, здесь начались уже и  разнообразные технические проблемы. Без фаворитов остались сразу две категории. Моторы подвели экипажи Евгения Фирсова (Т1) и Александра Терентьева (Т2),. Закапризничал вариатор у Сергея Карякина, но финишировать и даже не потерять общее лидерство екатеринбуржец смог.

В стане команды МАЗ остался только один зачетный автомобиль, остальные борьбу прекратили. С огромным штрафом после поломки в этот день оказался и титулованный камазовский экипаж Эдуарда Николаева. Не закончил этот день и новый ГАЗ Садко Next. Неисправность трансмиссии посадила экипажа Михаила Шкляева в долгий песчаный плен, а поздний финиш не позволил остаться в зачете.

Казалось бы, второй день должен был стать самым быстрым по скорости, относительно ровным по покрытию, а закончиться достаточно рано и без особых технических проблем. Но произошло обратное. В итоге состав участников сократился перед решающим спецучастком на четверть — до 29 машин.

ZolKag15_016_новый размер

ZolKag15_016_новый размерМАЗы едут быстро и эффектно, но на этой гонке подвела надежность.
МАЗы едут быстро и эффектно, но на этой гонке подвела надежность.
МАЗы едут быстро и эффектно, но на этой гонке подвела надежность.

СНОВА ПЕСКИ

А решающий день, несмотря на немалую протяженность и необходимость снова штурмовать те самые «Африку» и «Большой брат», оказался не столь убийственен. Организаторы не просто проложили маршрут в обратном направлении, но и сместили его примерно на 20 км к северу. Поэтому основная часть маршрута пришлась не на самые тяжелые для прохождения места.

В итоге к барханам участники подходили если не по-раллийному — через минуту или две, как и стартовали, — то, по крайней мере, без существенных разрывов по временам. Вновь демонстрировали свои головокружительные прыжки могучие КАМАЗы. Ловко катились в барханах экипажи серийных автомобилей категории Т2. В Т1 финский пилот вел отчаянную борьбу с Дмитрием Иевлевым, но так его и не догнал.

Порадовали зрителей и Газели Next. Они не только слаженно прошли большую часть дистанции парой, но и красиво отправились на штурм судейского створа на «Большом брате» с противоположных сторон. И преодолели преграду практически синхронно! Это стало настоящим хитом дня.

Отмечу, что команда продолжает использовать в основном серийную комплектацию. Это и дизельные двигатели Cummins, настроенные, конечно, для спортивного режима. И  штатные блокировки Eaton ELocker, которые уже вторую гонку уверенно продолжают работать в предельных режимах.

ZolKag15_019_новый размер

ZolKag15_019_новый размерКогда спортсмены уходят отдыхать — вся ответственность за утренний старт в руках механиков.
Когда спортсмены уходят отдыхать — вся ответственность за утренний старт в руках механиков.
Когда спортсмены уходят отдыхать, вся ответственность за утренний старт в руках механиков.

Вообще надежность, которая в минувшем сезоне была болевой точкой команды «ГАЗ Рейд спорт», заметно повысилась. К примеру, на этом тяжелом рейде не было никаких проблем с коробками передач, в прошлом году изрядно потрепавшими нервы гонщикам и механикам. Команда продолжает сотрудничество с партнерами, чья комплектация великолепно зарекомендовала себя в минувших сезонах. Поставщиком масел и  эксплуатационных материалов выступает Total, шин — Michelin. В том числе и с брендом BFGoodrich. Шины All-Terrain A/T в этом сезоне начали ставить на  Газели Next. А Садко и Садко Next выступают на Michelin XZL.

ФИНИШНЫЙ СТВОР

В итоговой неофициальной таблице «Золота Кагана»-2015 в первой десятке оказалось шесть грузовиков. Пять КАМАЗов показали пять первых результатов. Но в ралли-рейдах это не в счет, здесь медали и звания выдают по классам.

В грузовиках лучшим стало трио Дмитрий Сотников — Андрей Мокеев — Александр Ваничков. Экипаж Болеслава Левицкого на ГАЗ 33088 Садко  — седьмой. Достойный результат на фоне могучей техники соперников!

Дмитрий Иевлев и Алексей Шапошников заслуженно заняли первое место в Т1. Им удалось уверенно удержать оборону от финского экипажа. Кстати, Ампуйя признался после финиша: «Это была самая тяжелая гонка в моей жизни!» Но пришедший из мира классических ралли финский пилот всё равно настроен не просто проехать весь Чемпионат России, но и побороться в нем за победу.

ZolKag15_028_новый размер

ZolKag15_028_новый размерКомандные награды. Первое место — NRT Motorsport, второе — RE Autoclub, третье — у ГАЗ Рейд Спорт.
Командные награды. Первое место — NRT Motorsport, второе — RE Autoclub, третье — у ГАЗ Рейд Спорт.
Командные награды. Первое место — NRT Motorsport, второе — RE Autoclub, третье — у ГАЗ Рейд Спорт.

В серийной категории Т2 действующие обладатели Кубка мира — Андрей Рудской и Евгений Загороднюк хоть и были несколько в тени в самом начале гонки, но в итоге пришли к уверенной победе с сорокаминутным преимуществом перед ближайшими преследователями.

В новом классе Т3 выиграли Сергей Карякин и Илья Молчанов. Несмотря на технические проблемы, они не только удержали часовой запас перед соперниками, но и в неофициальном общем протоколе смогли пробиться в десятку быстрейших, опередив многие автомобили.

В «Рейде» чемпион определился только перед самым финалом. Им стал экипаж на  Toyota LC 80  Павел Ушаков — Артем Шевелев. Спортсмены «ГАЗ Рейд Спорт» на Газели Next никак не хотели уступать лидерство, но пробой колеса на последнем отрезке пути оставил экипаж Михаила Кострукова — Олега Нежнова с серебряными медалями.

НА ЧТО ЖАЛУЕМСЯ

Многие экипажи сетовали, что в дорожной книге было слишком много контрольных точек, стоящих близко друг к другу. Взял одну, тут же появилась следующая. И фишка рейда — ориентирование — пропала. «В первый день, похоже, по роудбуку вообще мало кто ехал. Зачем? Смотри себе на курс, который дается на точку, и вперед», — досадовали штурманы.

Были, на мой взгляд, огрехи в безопасности. Хотя организаторы и предприняли вполне серьезные меры. И эвакуационный вертолет летал, и ездили многочисленные автомобили безопасности. Но часть трассы проходила по местам, облюбованным астраханскими рыбаками, за которыми уследить трудно.

Над этим еще предстоит работать. Дискуссий в профессиональных кругах гонка вызвала немало, обсуждения еще продолжаются. Но если не вдаваться в узкопрофессиональные вопросы,  то уровень «Золота Кагана» всё-таки растет год от года. У гонки появился определенный налет фирменности.

Следующий этап российского рейдового чемпионата будет проходить не в России. Баха «Беларусь» в этом году состоится в последний уик-энд мая. Визиты в Белоруссию и Латвию вполне логичны, представители этих стран принимают в российской серии активное участие, так что и нашим в гости выбраться не грешно. В 2014 году трасса под Полоцком была достаточно интересна. Ждем нового старта!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о ГАЗ ГАЗель Next

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии