Вторичный авторынок охватил кризис: кто в выигрыше?

В отличие от рынка новых автомобилей, который падает вот уже третий год подряд, продажи подержанных машин до недавнего времени неуклонно росли. Однако кризис добрался и до них. Дилеры фиксируют нехватку спроса, несмотря на то, что часть покупателей стали рассматривать секонд-хэнд вместо резко подорожавших новых авто. В этих условиях остается лишь развивать продажи автомобилей с пробегом, но успеха в этом направлении добиваются в основном столичные продавцы, а вот жители регионов по-прежнему предпочитают покупать машины с рук.

LZ4W3101

LZ4W3101

Когда секонд-хэнд становится роскошью

Продажи подержанных автомобилей в России бурно росли на протяжении последних пяти лет, даже на фоне падения рынка новых машин. Однако в этом году спрос на б/у также стал снижаться. За четыре месяца 2015 года — на 22,7%, до 1,46 млн единиц (здесь и далее речь идет о совершенных перерегистрациях собственников), а по итогам года падение сохранится на том же уровне — на 22%, до 4,75 млн машин, прогнозируют в «Автостате». И это несмотря на то, что из-за скачка цен на новые автомобили все больше покупателей стали обращать взор на машины с пробегом. В то же время их владельцы не спешат расставаться с имуществом и покупать новое авто, что в свою очередь ограничивает предложение на рынке. Впрочем, по мере улучшения экономической ситуации в стране ожидается восстановление продаж автомобилей с пробегом — в 2016 году должно быть реализовано 5 млн единиц, в 2017-м — уже 5,5 миллиона. То есть на прошлогодние 6,1 млн проданных машин вторичный авторынок сможет выйти не раньше 2018 года.

Сценарии развития вторичного авторынка России до 2017 г.

Сценарии развития вторичного авторынка России до 2017 г.

«Спад обусловлен сложной экономической ситуацией в стране, упадком продаж новых автомобилей, а также проблемами с автокредитованием. Для многих людей автомобиль опять становится роскошью, так как они либо потеряли работу, либо размер их заработной платы сильно уменьшился», — рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко. По его мнению, основным фактором для восстановления активности авторынка, в первую очередь, является стабилизация российской экономики.

Спад спроса на автомобили, вероятно, продолжится до момента уверенной стабилизации рубля, считает руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян. «На данный момент потребители не торопятся расставаться с деньгами, наше будущее пока непредсказуемо», — констатирует она.

KUL_9309

KUL_9309

Ценовые игры

Несмотря на общее падение вторичного авторынка, дилеры в этом году смогут сохранить продажи подержанных машин на прошлогоднем уровне — около 400 тыс. авто, тем самым увеличив свою долю с прошлогодних 6,6% до 8,2%. Если же рассматривать целевой для дилеров сегмент автомобилей до 7 лет, то здесь доля их продаж, по оценкам «Автостата», достигнет 25% против 17,4% годом ранее. Таким образом, по сравнению с 2012 годом этот показатель увеличится почти вдвое. Однако до Европы и США, где на дилеров приходится более 60% продаж подержанных авто, нам еще далеко.

Как говорит гендиректор компании Carprice Эдуард Гуринович, покупатели сейчас активно уходят в область дилерского сегмента, потому что автомобиль с пробегом, который продается здесь, пусть и дороже, но обеспечивается техническим обслуживанием и гарантийными обязательствами. «При покупке с рук такого не получится, поэтому спрос смещается в сторону дилеров, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург», — отмечает он.

В двух столицах дилеры уже играют ключевую роль на рынке автомобилей с пробегом, подтверждает директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов. По его словам, частные сделки отходят на второй план: продавец-частник не может продать автомобиль по той же цене, что и дилер. Из-за этого у дилеров появилась возможность выкупать автомобили по стоимости, близкой к рыночной. При этом продавец получает деньги в день обращения, а покупатель — продукт с проверенным техническим состоянием и гарантией юридической чистоты. Усилиями Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) сейчас создается единая база автомобилей с пробегом, которая значительно упростит и ускорит процедуру их проверки. Как считает Алексей Баринов, это станет еще одним важным шагом на пути формирования цивилизованного вторичного авторынка в России.

Table

TableИсточник: «Автостат»
Источник: «Автостат»
Источник: «Автостат»

Впрочем, эксперты сомневаются, что нынешние экономические условия и состояние российского авторынка позволят дилерам увеличить долю продаж подержанных машин. По словам гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, важнейшим фактором сейчас является цена. А при перепродаже машины она все равно будет ниже, чем при дилерской продаже. «Кроме того, для продуктивной работы автоцентрам необходимо проводить выкуп, а не заниматься комиссионными продажами. А значит, тратить на это свои оборотные средства (обычно — кредиты), которые стали сегодня очень дорогими. Так что, хотя дилеры и хотят заниматься продажами подержанных машин, вряд ли они смогут это делать», — резюмирует Александр Груздев.

В большинстве же россияне по-прежнему предпочитают покупать и продавать автомобили из рук в руки, не желая оплачивать услуги посредников. Между тем дилеры, которые еще недавно спровоцировали скачок цен на автомобили с пробегом, сегодня начинают активно их снижать. Этому способствуют как общее падение спроса на российском авторынке, так и стабилизация цен на новые машины в связи с некоторым укреплением рубля. «Сейчас дилеры вынуждены выставлять предложения по нижней стоимости рынка, чтобы привлечь покупательский спрос. Люди становятся разборчивыми и, как правило, берут качественный товар за привлекательные деньги», — говорит Денис Еременко.

_RFL3688

_RFL3688

Lada против подержанных иномарок

Что касается тенденций на вторичном авторынке, доля отечественных автомобилей продолжит неминуемо снижаться. Согласно прогнозу «Автостата», к 2017 году на них будет приходиться чуть более 30% всех продаж, хотя в прошлом году их доля составляла около 35%, а еще в 2010-м — свыше 45%. Эксперты объясняют это планомерным сокращением парка отечественных автомобилей на фоне стремительного роста иномарочных рядов. В результате, «иностранцы», ставшие локомотивом роста вторичного авторынка в последние годы, продолжат вытеснять с него продукцию отечественного автопрома. Впрочем, безусловное лидерство сохранит российская Lada, автомобили которой в 2015 году будут реализованы в количестве 1,45 млн единиц. А самой популярной иномаркой с пробегом останется Toyota, чьи продажи в этом году превысят полумиллионную отметку.

Марочная структура импорта подержанных автомобилей в 2014 году

Снимок экрана 2015-05-22 в 11.46.10

Снимок экрана 2015-05-22 в 11.46.10
Источник: «Автостат»

Стоит отметить, что рынок подержанных иномарок сегодня пополняется в основном за счет перепродажи, а не импорта. По словам экспертов, это объясняется тем, что их парк в России достаточно молодой. К тому же иномарки отличаются более высоким ресурсом по сравнению с отечественными автомобилями, что и позволяет им дольше пребывать на рынке. Впрочем, еще не так давно львиную долю предложений по иномаркам с пробегом составлял заграничный секонд-хэнд. Если по итогам 2014 года в Россию было ввезено всего 10,7 тыс. подержанных автомобилей, то в 2000-е ежегодно поставлялось почти 300 тыс. таких машин, а в рекордном 2002-м — более полумиллиона! Но с повышением в 2009 году пошлин на иномарки с пробегом их ввоз рухнул более чем в 40 раз, а доля в общем объеме импорта сократилась до менее 2%. Введение утилизационного сбора в 2012 году окончательно закрыло ввоз «автохлама» в Россию.

По словам Дениса Еременко, после повышения ввозных пошлин в 2009 году импорт исключили из ценообразования на вторичке. «Сейчас падение обусловлено сильным обесцениванием рубля к европейской валюте — все автомобили и таможенные пошлины завязаны на евро, отсюда и сильно возросшие цены на ввозимые машины, — отмечает эксперт. — Никакой дефицит не заставит людей переплачивать 200–300 тысяч за ввозимый автомобиль в сегменте до миллиона рублей. Увеличение импорта может начаться при укреплении рубля — скажем, при курсе 50 рублей за 1 евро. Но в данный момент можно наблюдать ввоз единичных авто».

К тому же сейчас на рынке подержанных автомобилей большое количество предложений, и никакого дефицита в ближайшее время не предвидится. А в условиях падения спроса некоторые компании ограничили выкуп авто, поскольку оборачиваемость автомобилей резко падает, добавляет Мария Бильбулян.

Кстати, почти 100% ввозимых машин с пробегом — автомобили японских марок во главе с Toyota, на которую приходится каждое второе авто. По мнению Дениса Еременко, это никак не влияет на продажи новых «японок», поскольку завозятся, по всей видимости, праворульные машины. Однако подержанные «японки», имеющие у россиян репутацию надежных и долговечных автомобилей, по-прежнему в большом количестве находят своих владельцев в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири.

Анатомия автомобильной привязанности

Между тем аналитики «Автостата» выявили связь между численностью парка и количеством продаж автомобилей на вторичном рынке в зависимости от их года выпуска. Наибольшую привязанность к своей машине автовладельцы испытывают в первые годы, что объясняется, прежде всего, действием гарантии. К тому же многие автомобили покупаются в кредит сроком на 3–5 лет, и на этот период машина служит банковским залогом. Так, в 2014 году доля перепроданных автомобилей в возрасте до 3 лет составила лишь около 8%. Причем у иномарок этот показатель превысил 7%, а у отечественных машин — около 10%. Стоит отметить, что чаще всего в таком возрасте продаются автомобили премиум-класса — Mercedes-Benz, BMW, Audi, Land Rover, Lexus, на долю которых приходится свыше 10%.

А вот с завершением гарантийного срока и погашением автокредита привязанность к автомобилю проходит быстрее, причем зачастую автовладельцы спешат его повыгоднее продать, пока не набежал большой пробег, износ деталей не требует дорогостоящего ремонта, а сама модель еще не слишком устарела. Так, чаще всего перепродаются автомобили в возрасте 3–5 лет (доля в 2014 году — 20,3%), 5–7 лет (22,8%), а также 7–10 лет (22,8%). «Машины возрастом от пяти до десяти лет в большей массе покупаются за наличные и не толкают хозяина на дальнейшую продажу. Кроме того, в этом возрастном сегменте высокая покупательская способность, что активирует работу профессиональных продавцов и дилеров, которые дают рост статистике», — поясняет Денис Еременко.

Машины преклонного возраста попадают на вторичный рынок уже реже: доля перепродаж авто в возрасте от 10 лет до 20 лет составляет 17,3% продаж, старше 20 лет — всего 6,3%. Как отмечают эксперты, автомобили, отметившие 10-летний юбилей, сильно обесцениваются, поэтому зачастую владельцам таких машин просто невыгодно менять их на новые, ведь при этом потребуется большая доплата.

В целом, владельцы отечественных марок в прошлом году реже всего меняли автомобили «Москвич» (1,6%), а чаще всего — Lada (13,4%). Что касается обладателей иномарок, меньше всего они расставались с автомобилями Renault и Skoda (по 13,3%) и больше других — с BMW (25,1%).

«Большинство россиян являются сторонниками разных стереотипов. Например, большая доля владельцев Lada с удовольствием пересаживается на иномарку, даже если она чуть дороже, но беднее в комплектации, считая, что на иномарке ездить престижнее, чем на российском автомобиле. Те же, кто изначально выбирают средний сегмент, долго используют автомобиль и без видимых причин не торопятся его менять», — комментирует Мария Бильбулян. По ее словам, для владельцев BMW прошлый год был удачен, поскольку их автомобили очень сильно подросли в цене, и в начале 2015 года некоторые модели трехлетнего возраста стоили столько, сколько новые в конце года.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (7)

Самые новые