Российские электромобили Гердакар: мультики и пультики

Катаемся на электромобилях российского производства по дорогам общего пользования.

Не могу отделаться от ощущения, что стал героем мультфильма про яркие, симпатичные и добродушные машинки. А самое трудное – поверить, что на этих игрушках можно ездить по дорогам общего пользования!

Да-да, Камышинский машзавод имеет право ставить на свои электромобильчики по имени Гердакар стандартный VIN-код. А вот номерные знаки при такой мощности машинам не нужны.

Не знаю, выезжал ли кто-то из купивших Гердакары на обычные дороги. Я попробовал – и почувствовал себя дрессированным медведем в цирке. Не только потому, что выгляжу в этой машинке немного комично, – пешеходы и водители вниманием не обделили. Аплодисментов, правда, не слышал…

Литиевые батареи долговечнее кислотных, и емкость у них вдвое выше – но очень дороги.

ПЛОЩАДКА МОЛОДНЯКА

Удивительно, но в России есть еще те, кто пытается построить что-то свое, хотя торговать чужим куда проще и выгоднее. Электрические гольф-кары нынче не в дефиците – конечно же, китайского производства. Правда, они в 2-2,5 раза дороже камышинских машин.

Первый электрокар на Камышмаше сделали несколько лет назад по просьбе некой нефтебазы для езды в стесненных условиях, где любому полноценному автомобилю места маловато. Аппетит пришел во время еды – так появилось семейство электрических Гердакаров.

Раму из труб прямоугольного сечения делают в двух вариантах – стальную и алюминиевую. Первая в два раза тяжелее и настолько же дешевле. Независимые подвески McPherson созданы с использованием стоек, ступиц и некоторых других деталей Оки. От нее же рулевая рейка и дисковые тормоза, которые установлены только сзади: для такой машины их вполне достаточно. А в случае необходимости несложно поставить тормоза и на передние колеса.

Наружные пластиковые панели сделаны со вкусом и аккуратно. Моторы мощностью 3,7 или 5,3 кВт и электрооборудование – китайские. Найти адекватные по цене и качеству отечественные пока не удалось, но создатели гольф-каров не теряют надежды.

Гамма моделей включает четырех- и шестиместные машинки с базой 1850 или 2630 мм, длинные и короткие грузовички с алюминиевым кузовом и двумя либо четырьмя местами и даже микросамосвал. Производители предлагают два варианта редуктора – 10:1 и 13:1. Второй ставят, в основном, на длинные машины, рассчитанные на шестерых.

Вариант с кислотной батареей.

Базовая цена – 350 тысяч рублей без учета стоимости аккумуляторов, поскольку производитель предлагает выбор. Кислотные емкостью 110 А·ч и массой 140 кг стоят 60 тысяч рублей, а самая простая машина с ними – чуть больше 400 тысяч. Но хватает таких батарей примерно на 1000 циклов заряда-разряда, или на 8–12 месяцев.

Двухсотамперные аккумуляторы работают от двух до двух с половиной лет, но примерно вдвое тяжелее и дороже. Есть вариант и с современными литиевыми батареями емкостью 300 А·ч. Они немногим массивнее 110‑амперных, а выдерживают до 3000 циклов разряда-заряда. Это уже серьезно. Но заплатить за них придется примерно 450 тысяч рублей – и цена гольф-кара с такими батареями вполне сравнима со стоимостью не слишком дорогого семейного седана. Ужас! Но мы ведь любим порассуждать об экологии…

МАЛЫМИ СИЛАМИ

А теперь – коротко о впечатлениях с места циркового медведя.

Максималка – всего 30 км/ч. И заметно падает, как только начинаешь штурмовать более-менее крутой подъем. Амортизаторы работают старательно, однако коротенькая и узенькая машина все равно больше напоминает парковую повозку в одну пони-силу, нежели полноценный автомобиль. Гердакары и покупают парки и парк-отели с большими территориями. Ни вони, ни треска – сплошная экологичность.

И все же эти смешные машинки – шаг к более серьезной технике. По крайней мере, так хотели бы думать отцы-инженеры электрокара. Некоторые клиенты уже сейчас просят сделать нормальную крышу и двери. Ну да, отзываются производители, а потом захочется отопитель и кондиционер! А настоящий электромобиль у нас в стране никому или почти никому не нужен. Массовый покупатель не готов платить миллиона полтора за маленькую, пусть и самую дружелюбную к природе и «импортозамещающую» машинку. Производитель работать на склад не будет. Ну а государству, похоже, всерьез этими проблемами заниматься некогда.

Впрочем, яркие мультяшные машинки одним своим видом отвлекают от пессимистичных мыслей. Может, все-таки что-нибудь где-нибудь у кого-нибудь получится? Ведь мультики обычно заканчиваются хорошо.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в